Министерство образования – о нюансах будущей вступительной кампании

Впереди еще две учебные четверти, но старшеклассники уже сейчас активно обсуждают новшества выпускных и вступительных экзаменов. Путем нехитрых вычислений они определили, что сдавать экзаменов придется меньше. Однако расхолаживаться не стоит, ведь правила приема в вуз не упрощены, а оптимизированы. Про преференции для олимпиадников, бонусы для целевиков и возможности для всех абитуриентов «Р» рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.

Образование

– Сергей Антонович, чем обусловлены нынешние изменения в правилах итоговой аттестации и вступительной кампании.

– Система отбора абитуриентов в вузы должна решать несколько задач. Во-первых, это отбор мотивированных, подготовленных к обучению абитуриентов. Во-вторых, права граждан на получение на конкурсной основе высшего образования должны реализовываться наиболее эффективно. Взять, к примеру, целевую подготовку специалистов. Эта форма подготовки существует уже достаточно давно, но в новой редакции Кодекса об образовании появилась норма, которая снимает ограничение с места нахождения организаций-заказчиков. Ранее заказчиками целевой подготовки могли быть только организации, расположенные в сельской местности, малых городах численностью до 20 тысяч человек, на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Теперь же это могут быть любые организации и предприятия страны. Соответственно, мы видим потенциал для увеличения объемов целевой подготовки, прием на которую будет проходить в более ранний период – в начале июня – и через внутренний устный экзамен в университете по первому профильному предмету. Результат будет суммироваться со средним баллом аттестата.

Помимо этого, ряд дополнительных подходов реализован в отношении приема одаренных граждан. Вузовские олимпиады – новое явление в правилах приема. Когда-то университеты могли проводить олимпиады и по их итогам зачислять победителей. Сейчас мы вернулись к этой практике на качественно новом уровне: вузы, в этом году пока только региональные, проводят свои олимпиады. В данный момент, к слову, проходит регистрация, предварительный этап. В феврале состоится итоговый, заключительный, по результатам которого победители – дипломанты I, II и III степени – будут без вступительных экзаменов зачислены в те университеты, в которых победили в олимпиадах.

Важно понимать, что, если кто-то из ребят не победит в олимпиаде, у них будет возможность поступить на целевую подготовку в июне либо по общему конкурсу на бюджетную или платную форму обучения в июле – августе – на завершающем этапе приема.

– При разработке новых правил на чей опирались опыт?

– Любые изменения законодательства предполагают изучение зарубежного опыта в обязательном порядке. Республиканский институт высшей школы проводит такую аналитическую работу по поручению Министерства образования постоянно.

Отмечу, что в мировой практике существуют две диаметрально противоположные модели: децентрализованная форма приема, когда вузы сами отбирают абитуриентов по внутренним правилам, и централизованная, в основе которой тестирование в различных формах. Такой подход используют в России, Китае, Южной Корее, Казахстане. У нас же модель смешанная – есть как тестирование, так и вузовские подходы. Взять те же олимпиады, где университет сам определяет, по каким специальностям их проводить, критерии подсчета баллов и так далее.

– Нашим будущим абитуриентам будет сложнее или легче?

– Мотивированному и подготовленному абитуриенту, который четко понимает, на какую группу специальностей и в какой университет он хочет поступить, будет легче. У него больше возможностей, начиная от вузовских олимпиад, целевой подготовки до общих условий поступления. Сохраняются все преференции для победителей республиканской, международных олимпиад. Победители областного этапа республиканской олимпиады получат право поступать без экзаменов в региональные вузы.

Сама новая модель, с нашей точки зрения, абитуриенту облегчает процесс завершения школы и поступления. Будет проводиться централизованный экзамен, он же выпускной из школы, по двум предметам – русскому либо белорусскому языку и одному из профильных. По результатам этих выпускных ЦЭ выдадут сертификаты, которые можно принести в приемную комиссию для поступления и участия в конкурсе.

Здесь позаимствован определенный элемент российского опыта. Но у нас есть свои особенности, и они накладываются на то, что было ранее. То есть принцип преемственности соблюден. Ломать то, что наработано годами, считаю неправильным. Сохраняются и льготы для поступления победителей республиканской олимпиады, и централизованное тестирование. Централизованный экзамен по содержанию как экзамен, контрольная, но проводится в форме ЦТ. Выпускники школы будут организованно размещены в соответствующих аудиториях, им выдадут задания. После их выполнения они их сдадут, Республиканский институт контроля знаний автоматизированно проверит и выдаст результаты.

– Поскольку расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, соответственно, и таких абитуриентов будет больше?

– В новых правилах в учреждениях высшего образования увеличен процент бюджетных мест, который может быть отведен для целевой подготовки специалистов по специальностям в области здравоохранения – до 80 процентов, сельского хозяйства – до 70, по иным – до 60 от бюджетных цифр приема

Важно, что накануне поступления абитуриент уже будет знать своего работодателя, с которым у него заключен договор. И если выпускник школы успешно поступит в вуз, то будет формироваться практически индивидуальная траектория подготовки – через практики, задания на курсовые, дипломное проектирование, «привязанные» к будущему месту работы. С одной стороны, мы сохраняем фундаментальность высшего образования, а с другой – готовим для заказчика практико-ориентированного специалиста.

– Повлияет ли увеличение числа целевиков на общее количество бюджетных мест?

– Нет, такого не планируется. Если же кто-то волнуется, что количество мест сократится, на них повысится конкурс, то, может, стоит самому стать целевиком? Ведь это не какая-то абстрактная категория. Это наши выпускники школ, которые находят до поступления себе будущее место работы, либо будущий работодатель находит их. Часто университеты и колледжи становятся площадками, где проходят встречи работодателей и будущих выпускников. Впоследствии многие организации доплачивают к стипендиям студентам-целевикам. Считаю, что все в такой ситуации остаются в выигрыше.

Опубликовано:
23 декабря 2022
Просмотров:
7307
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: