Мы с тобой одной школы

«Прошу принять моего ребенка в класс интегрированного обучения и воспитания», — такие заявления все чаще пишут родители обычных школьников. Они знают, что их дети будут учиться вместе с ребятами, у которых есть проблемы со здоровьем. Подобная практика уже давно никого не удивляет.

Синоним к слову интегрированный — инклюзивный. Это значит — включенный. На сегодняшний день уже более тысячи детей с разными проб­лемами здоровья подключаются к общему процессу обучения в средних школах города.

Для столицы инклюзивное обучение — уже не эксклюзив, как это было 20 лет назад, в 1995 году, когда школы впервые попробовали работать по такой системе. Нынешний год для интегрированного образования — юбилейный. Уже два десятка лет дети с задерж­кой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения могут ходить в один класс, а то и сидеть за одной партой со своими здоровыми сверстниками.

— Сегодня мальчики и девочки с разными проблемами в развитии и состоянии здоровья учатся в интегрированных классах в 85 средних школах города, — говорит главный специалист комитета по образованию Мингорисполкома Александра Довнар, — и каждому из них оказывают профессиональную коррекционно-педагогическую помощь. Выпускники таких классов в соответствии со своими возможностями могут учиться и дальше. Только в нынешнем году они поступили в 20 учреждений среднего специального и высшего образования, получат профессию.

В Минске около 25 тысяч детей с особенностями психофизического развития. В интегрированные классы ходят порядка 1 тысячи из них — только четверо из ста.

В школах-новостройках больше возможностей для создания безбарьерной среды — пандусов, специальных подъездов для инвалидных колясок. В старых зданиях учебных заведений, в основном в центре города, с этим сложнее. Туда чаще принимают ребят, у которых нет ограничений в передвижении.

Звонок зовет на урок ребят средней школы № 91 Советского района. Одиннадцатиклассница Виктория Куриленко слышит его не так хорошо, как остальные, — у нее нарушение слуха. Уже два года Вика учится в интегрированном классе. Увлекается спортом, поет, танцует в ансамбле «Школьные годы», замечательно рисует — параллельно получила художественное образование. Ее картинами украшены стены школы.

— Мой любимый предмет — химия, — говорит она. — Но я все-таки художница, мечтаю стать дизайнером. Очень хочу поступить в профильное училище или вуз. У меня в школе много друзей, не только слабослышащих. Наравне со всеми мы участвуем в разных мероприятиях, спортивных соревнованиях, общаемся на переменах.

— Наша школа особенная, — рассказывает директор Татьяна Мадудина. — Из 380 учащихся 120 слабослышащих — почти треть! В том числе 26 с кохлеарными аппаратами. Они обучаются в спецклассах, наш опыт работы с такими детьми — более 30 лет. С ними занимаются сурдопедагоги, парты специально расставлены полукругом, чтобы ребята мог­ли видеть учителя. У большинства слышащие родители. Конечно, они хотят, чтобы их ребенок учился в обычном классе. Пока у нас только 7 учеников в 11 «А» посещают некоторые уроки — историю, обществоведение, географию, физкультуру — вместе с остальными школьниками (языки, математику, физику и химию изучают отдельно. — Прим. авт.). Но мы готовы интегрировать все больше ребят.

Инклюзивное образование активно развивается во всем мире под эгидой ЮНЕСКО. Его основные принципы: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Все люди нуждаются друг в друге.

Одноклассница Вики Диана Крук также учится в обычном классе второй год, участвует в школьном театре жестовой песни «Поющие руки». Своей будущей профессией видит медицину. Ее сосед по парте Роман Шелег — когда-то первый ребенок в Беларуси, которому установили кохлеарный имплантат, — хочет стать математиком.

— Скоро наших ребят ждет прохождение Медико-реабилитационной экспертной комиссии, — замечает директор. — Специалисты строго очерчивают круг профессий, которые может получить каждый выпускник. Увы, они не всегда совпадают с желаниями учащихся. Нам бы очень хотелось, чтобы медики чаще шли навстречу нашим воспитанникам. Кстати, некоторые ребята впоследствии поступили в ведущие вузы республики, двое учатся в Московском государственном техническом университете имени Баумана. Но многие до сих пор имеют проб­лемы с трудоустройством. А ведь дети с патологией слуха очень способные, старательные, им под силу освоить почти любую профессию. Мы тесно дружим со школой в Голландии, где обучаются глухонемые. В ее стенах ребята получают базовое образование — там есть мастерские, своя пекарня. Надеюсь, и у нас когда-нибудь будет так. Конечно, наши школьники посещают учебно-производственный комбинат и нам есть куда двигаться дальше.

В работе с детьми с нарушениями слуха учителю приходится прилагать больше усилий, использовать наглядные материалы.

— В начальную школу приходят дети, которые даже не умеют друг с другом общаться, — рассказывает заместитель директора по учебной работе, учитель математики Наталья Королевич. — У них слабый словарный запас, снижены представления об окружающем мире. К старшим классам их не узнать — любознательные, активные, способные. Ничем не отличаются от других сверстников.

Интегрированный класс — как дорога с двусторонним движением. Школьники в таком коллективе учатся поддерживать друг друга, общаться на равных, творчески решать проблемы. У ребят воспитываются гуманность, толерантность, готовность к взаимопомощи.

Без барьеров


Детей с особенностями развития обучают и в средней школе № 25 Московского района, которая открылась всего 6 лет назад. Сегодня здесь среди полутора тысяч школьников учатся 25 ребят с трудностями в обучении, тяжелыми нарушениями речи и легкой интеллектуальной недостаточностью. Они занимаются в 7 интегрированных классах по программам специального обра­зования.

— Особенности проекта нашей школы позволяют посещать ее детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Бондаренко. — У нас есть лифт, пандусы внутри и снаружи здания, которые обеспечивают подъезд для колясочников. Сегодня нужно проводить информационные кампании об интегрированном обучении, просвещать родителей. Ведь в обществе еще сохраняется стереотип, что обучение детей с особенными образовательными потребностями вместе с остальными ребятами ущемляет чьи-то интересы. Опыт нашей школы доказывает обратное. Тут сплоченный коллектив ребят, у которых есть желание помогать друг другу.

Елизавета МИЦКЕВИЧ, «Минский курьер»
Опубликовано:
2 декабря 2015
Просмотров:
1846
Категория:
Поделиться в соцсетях: