Мультимедийную библиотеку школьника смогут сделать за год

Инициативный проект в области образования, родившийся в Парке высоких технологий и сопровождаемый «Р» с момента возникновения этой интересной идеи, похоже, заинтересовал тех, от кого зависит, будет ли она реализована. Речь идет о мультимедийной библиотеке школьника, разработанной компанией «Сакрамент IT» — резидентом ПВТ.

Презентация ее первого фрагмента — библиотеки электронных учебников по биологии для 6—11-х классов — прошла на заседании коллегии Министерства образования и была с восторгом встречена специалистами. Хорошо приняли новинку и учителя в 8, 18 и 40-й минских гимназиях, где планируется провести ее апробацию. Если этот интерес трансформируется в конкретные планы по внедрению новинки и будет получено финансирование, то белорусским IT-специалистам потребуется всего год, чтобы разработать полный комплект — 150 мультимедийных учебников для средней школы.

Преимущество книги на электронном носителе над бумажной версией настолько велико, что их невозможно назвать аналогами. В этом я убедился, когда вместе с руководителем компании Валерием Егоровым пробежался по мультимедийным страницам, открывшимся на мониторе компьютера. К слову, у нас на столе были и ноутбуки, и планшеты от разных производителей, и всевозможные смартфоны, использующие операционные системы Windows и Android, и все они благодаря совместимому программному обеспечению в равной мере четко и красочно могли знакомить с учебной дисциплиной.

Кто ленится и хочет получить лишь необходимый минимум знаний, может включить функцию, которая отразит на экране только то, что есть в бумажной версии. Но любопытных ждет гораздо более интересное путешествие в мир биологии. Стоит кликнуть, и откроется глоссарий, то есть узкоспециальный словарь терминов. Легко воспользоваться и гипертекстовой ссылкой, то есть дополнительным материалом, углубляющим знания. Любую иллюстрацию, к слову, очень высокого разрешения, можно увеличить, чтобы рассмотреть ее в деталях. То же самое и с текстом, который легко укрупняется. Можно включить функцию 3D и покрутить объемное изображение, например, легких или пищеварительного тракта со всех сторон. В программе есть и видеоприложение, которое используется, когда надо отобразить какой-нибудь процесс в динамике.

Если условия не позволяют читать текст или ученик решил дать отдохнуть глазам, можно включить функцию синтеза речи, и учебник прочитает вам нужный раздел вслух. При этом можно будет выбрать любой из предложенных голосов — взрослых мужских и женских или даже юношеских, если есть желание получать информацию как бы от сверстника. Озвучивание можно запускать с разной скоростью, и звук при медленном воспроизведении не будет «плыть», так как это живой синтез, а не заранее записанная фонограмма.

Важно также, что мультимедийный учебник будет иметь блок контроля знаний, блок «Лаборатория», где можно проводить виртуальные опыты. Если школьник готовится поступать в вуз и считает, что заложенной в учебник дополнительной информации ему недостаточно, он сможет подписаться на получение более глубокого материала, который будет поступать со специального интернет-портала в его собственную базу знаний.

— В мире мультимедийные учебники не новость, и в некоторых странах, например в России, Японии, их концепция совпадает с нашей, — говорит Валерий Егоров. — Но наш подход отличается тем, что впервые предложены не разрозненные учебники, а единая мультимедийная база знаний, охватывающая всю школьную программу. К тому же никто еще не пытался использовать в таких проектах технологии синтеза речи. Достоинство нашего решения в том, что оно позволяет оптимизировать режим поиска нужной информации, возвращаться к изученному ранее материалу, чтобы повторить его, или самостоятельно продвигаться вперед, осваивая учебники для старших классов. Появляется также возможность организации межпредметных связей, когда школьник, изучая какой-то процесс, например, в биологии, может ознакомиться с тем, как видит это же явление химия, физика или, допустим, психология. При этом у него будет развиваться мышление исследователя, комплексное видение, способность анализировать и смотреть на вещи с разных сторон. Нами сейчас разрабатывается технология, в рамках которой будет создано рабочее место методиста. То есть любой преподаватель, имеющий опыт и знания, может сесть и на этом месте подготовить для своих учеников расширение, то есть ввести дополнительные материалы. И, кстати, вполне может такое случиться, что репетиторство как вид приработка за счет подготовки абитуриентов со временем уйдет в прошлое. Ведь лучшего репетитора, чем мультимедийный учебник, придумать нельзя. К тому же ему и платить ничего не надо.

Здесь, кстати, возникает вопрос: а не проще ли школьникам, желающим пополнить знания, обращаться в «Википедию»? По мнению Валерия Егорова, это плохая идея. Ведь в «Википедии» собрана очень противоречивая информация, иногда спорная или слишком сложная для восприятия школьником. Поэтому, чтобы не оттолкнуть школьника, ему нужно давать информацию дозированно, в соответствии с его уровнем знаний. Уже потом, когда он будет хорошо ориентироваться в предмете и сможет критически оценить прочитанное, пожалуйста, пусть ищет что-либо в «Википедии».

Конечно, сила инерции и сложившиеся привычки не позволят в одночасье отказаться от бумажных учебников (для начальной школы они сохранятся в любом случае, так как малышам работать с такой техникой рано). По разным оценкам, от 80 до 90 процентов родителей, благосклонно принимая новинку, считают, что следует все же первое время сохранить и традиционные пособия параллельно с электронными. Правда, непонятно, зачем нужно будет таскать с собой еще и книги, каждая из которых весит больше, чем портативный планшет. А вот учителя и тем более школьники, для которых мир гаджетов стал родным и они в нем живут, однозначно высказываются в пользу новинки.

За мультимедийный учебник «голосует» и экономика. Ведь издание бумажных учебников государством дотируется на сумму 25 миллиардов рублей ежегодно. Разработка же мультимедийной библиотеки потребует единовременного финансирования в размере примерно 8 миллиардов рублей. Не внакладе будут и родители. По предварительным подсчетам, за всю библиотеку для средней школы, которая помещается на одном CD-диске, им придется заплатить сумму, эквивалентную 10—15 долларам. Повторю: за всю библиотеку с пятого по выпускной класс.

Впрочем, опросы, проведенные среди тех родителей, которые имели возможность ознакомиться с мультимедийным учебником, показывают, что вопрос цены для них даже не стоит. Они видят, что новые пособия должны повышать интерес к учебе и обеспечивать более высокий уровень знаний. А это — главное.

По материалам газеты "Рэспубліка"

Опубликовано:
14 марта 2013
Просмотров:
1784
Категория:
Поделиться в соцсетях: