«Нравственности учит мать, школа прививает детям патриотизм». В Беларуси прошли уроки памяти о Хатыни

22 марта во всех школах Беларуси прошел единый информационный урок «О чем звонят колокола Хатыни?». Целевая установка – способствовать формированию у учащихся знаний о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, о трагедии Хатыни, воспитывать ответственность за будущее своей Родины. Задача – не оставить детские души безучастными к произошедшей трагедии, донести до каждого ребенка, в какой жестокой и страшной войне одержал победу белорусский народ. В содержании урока отражены результаты расследования Генеральной прокуратуры уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы ВОВ и в послевоенный период. Корреспондент БЕЛТА посетила единый урок в память о Хатыни в столичной школе № 61 и узнала, о чем сегодня рассказали детям и что им запомнилось больше всего.

Хатынь

В столичной школе № 61 Первомайского района к 22 марта всегда готовятся заранее. Памятные мероприятия в этот день начинаются с самого утра. Сегодня на школьной линейке проводили делегацию ребят для участия в возложении цветов к памятникам погибших солдат. «Вместе с руководителем по военно–патриотическому воспитанию дети получили от нас наказ поклониться от всей школы, от лица всех детей и сотрудников людям, которые спасли мир от фашизма, и людям, которые безвинно погибли. Кроме этого сегодня в 12.00 в каждом классе нашей школы была объявлена минута молчания. Мы почтили память людей, погибших 22 марта 1943 года в печально известной деревне Хатынь», – рассказала директор школы Ирина Цубикова.

Единый урок в учреждении прошел для всех: от малышей до старшеклассников. У кого–то он состоялся в классе, а у кого–то, как у параллели шестых классов, совместно и по расширенной программе. «Хатынская трагедия – дата скорби. Мы ее обозначаем так, скажу по–белорусски, «сцiпла». Потому что очень больно. Начало единого урока всегда носит организационный характер, оно направлено на воспитание у ребенка чувства гордости за свою страну. Поэтому начинается этот урок всегда в музее современной белорусской государственности. Линейка, нарядная одежда, пионерские галстуки, гимн, знамя – все это атрибуты, которые помогают нам воспитывать у детей чувство гордости за страну, в которой они живут. Урок в параллели шестых классов, например, преследует цель уточнить знания детей о хатынской трагедии. Конечно же, они все бывали в мемориальном комплексе, и не один раз. На какие–то детали в силу своего возраста они могли не обратить внимания, поэтому сегодня мы конкретизировали историю хатынской трагедии, рассказали о большом количестве людей, которые погибли тогда. Детей потряс тот факт, что из 149 сожженных человек 75 были детьми. Таким образом, каждый год учащиеся прирастают в знаниях, в осознании того, что произошло на самом деле», – проинформировала руководитель школы.

Частью памятного урока для учащихся 61–й школы стала экскурсия в музей геноцида белорусского народа, который открылся в учреждении прошлым летом к новому учебному году. «После опубликования материалов Генпрокуратуры Беларуси о геноциде белорусского народа мы создали музейную композицию, посвященную этой тематике. Для этого было выбрано и специально оформлено отдельное помещение. Мы хотели оттолкнуться от фотоматериалов, но, когда начали работу над музеем, поняли, что необходимо создать композицию, которая потрясла бы воображение детей, не пугая их. Тогда мы пришли к изобразительному искусству. Наша пионерская дружина носит имя Михаила Савицкого, с его картинами мы давно работаем. Часть его творчества посвящена концентрационным лагерям, она реально потрясает воображение. Здесь есть материалы о Тростенце, о холокосте, о лагерях военнопленных, детских лагерях, лагере Озаричи. Все материалы поданы в таком формате, чтобы будоражить сознание детей, но не пугать их. Мы стремились поставить во главу угла не только знания детей об истории, но и их чувства. Потому что чувство сострадания, понимания тех переживаний, которые выпали на долю нашего народа, должно обязательно идти наравне со знаниями. Кто–то из великих сказал, что нравственность ребенку прививается матерью как чувство, так же школа должна прививать детям патриотизм как чувство через личное осознание тех трагических уроков истории, которые когда–либо выпадали на судьбы нашего народа, а значит, наших предков», – подчеркнула Ирина Цубикова.

Школьному музею предшествует особенная светлая выставочная композиция. По словам директора школы, здесь подобраны картины, которые символизируют гордость народа–освободителя, который победил фашизм. Входя в музей и выходя из него, дети видят эти солнечные яркие картины с мирной жизнью, с изображением ветеранов, с Вечным огнем, и понимают, что это результат Великой Победы советского народа.

Учащаяся 6 «А» класса Варвара Котенкова знает о хатынской трагедии уже многое, была она и в самом мемориальном комплексе. «Там все наполнено этой трагедией, атмосфера такая, что начинаешь чувствовать, как было страшно тогда людям. Сегодня на уроке памяти я узнала точное количество человек, погибших 22 марта 1943 года в Хатыни. Раньше мне казалось, что деревушка была небольшая, теперь я осознала, какого масштаба трагедия произошла тогда», – поделилась Варя.

Ее одноклассник Никита Клопов тоже вынес с занятия много новой информации. «Представляете, из 149 человек, которых сожгли в Хатыни, 75 были детьми. Фашисты не пощадили ни стариков, ни малышей. Так много людей погибли ни за что. А таких деревень было очень много. В музее меня больше всего поразила статуэтка мужчины, который держит на руках своего мертвого сына. Такая же, только большая, была в мемориальном комплексе «Хатынь». Теперь я знаю историю этой скульптуры», – рассказал шестиклассник.

Сразу после урока «О чем звонят колокола Хатыни?» в 61–й школе стартует подготовка к еще одному единому уроку, который будет посвящен 9 Мая. Он пройдет во всех школах страны под названием «Нам этот мир завещано беречь». Подготовка в школе начнется с акции «6.1 помнит – 61 знает». «Завтра мы соберемся в актовом зале, будут все наши активисты. Дети получат поисковые задания, они продолжат работу над сбором информации о своих прадедах и дедах. Сейчас снова актуализировался сайт «Память народа», ребята смотрят историю боевой славы своих предков. Почему акция называется «6.1 помнит – 61 знает»? Мы отталкиваемся от номера нашей школы, это 61 история о подвигах, которые совершили советские солдаты в годы войны. Каждый год эта акция пополняет наш список подвигов, наша цель – собрать 61 историю, опубликовать это все в школьной книге памяти и учить этому детей», – поделилась директор школы.

Заместитель директора по воспитательной работе Марина Дубаневич добавила, что в прошлом году школа собрала 61 кинокартину о Великой Отечественной войне и в течение марта – апреля и до 9 мая детям показывали не только современные фильмы о войне, но и известные советские картины. «Продолжая эту работу, в этом году мы обратились к историям своих семей. Поэтому будем собирать 61 историю, которую нам расскажут сами дети о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Помимо этого мы соберем 61 уже художественную картину, посвященную войне. Это будут картины разных белорусских и советских художников», – пояснила замдиректора.

Опубликовано:
23 марта 2023
Просмотров:
1091
Фото:
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: