Стоит ли записывать ребенка сразу в несколько кружков? Как сделать так, чтобы увлечения не мешали учебе? И что делать, если любимое чадо не хочет заниматься ничем? Эти вопросы возникают, пожалуй, у каждого родителя. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с минским психологом о том, на что ориентироваться при выборе секции и как понять, что ребенок перегружен.
В отношении занятости детей у родителей обычно наблюдаются две крайности. Первая – максимально загрузить ребенка, чтобы не осталось времени на прогулки во дворе, где есть возможность попасть в плохую компанию, и на гаджеты. Вторая – сделать упор на одну учебу. Но здесь, как и во всем прочем, важен баланс.
– Отдавать детей сразу в несколько кружков неправильно, потому что должно быть свободное время для игр и общения с самим собой. Одиночество для ребенка очень важно, ведь именно тогда у него начинают работать воображение и фантазия. Специалисты доказали, что ребята, которые находятся под постоянным присмотром педагогов и родителей, медленнее соображают. Если у ребенка расписан каждый час, это не слишком хорошо: развитие идет хуже, – отмечает детский психолог Галина Швец.
Зависимость от телефона и компьютера, от которой так старательно пытаются оградить своих чад родители, как поясняет специалист, появляется не на пустом месте. Это не показатель того, что ребенку скучно. Дети часто пытаются таким образом заполнить пустоту внутри, заглушить внутренние переживания и страхи. У сына или дочери должны быть насыщенная жизнь, а также полноценное общение с родителями.
– Кроме школы и кружков в жизни обязательно должны быть поездки, друзья, спорт, домашние питомцы и приключения, – комментирует психолог. – То, сколько секций будут дополнять будни школьника, индивидуально. Активному и общительному ребенку (выраженному экстраверту) хочется постоянно быть в обществе, поэтому и кружков посещать, скорее всего, будет хотеться много. Интроверт же обычно счастлив, когда находится дома наедине с книгой.
– Подбирать увлечения стоит лишь по темпераменту ребенка?
– Лучше все-таки ориентироваться на тип интеллекта. Например, обучение по нынешней школьной программе проще всего дается обладателям вербально-лингвистического интеллекта (у них хорошая память, они легко пишут сочинения, быстро логически мыслят). А вот у других учащихся могут возникать проблемы. Они талантливые, но из-за трудностей в учебе чувствуют себя глупыми и ни на что не способными детьми. Плюс нередко выходят со школы с комплексами. Кроме особенностей обучения тип интеллекта влияет и на выбор хобби.
Психолог рассказала, что дети с физическим интеллектом легко обучаются с помощью действий. Их талант выражается во взаимодействии с вещами и в их изготовлении. И кружки должны быть нацелены на это.
Пространственный тип интеллекта присущ творческим малышам. Они прекрасно видят и чувствуют, благодаря чему их можно отдать в художественную школу. Это будущие дизайнеры, художники.
Дети с музыкальным типом интеллекта умеют слышать и слушать музыку и точно определяют ноты на слух. Они на удивление быстро осваивают игру на музыкальных инструментах.
Межличностный тип наблюдается у тех, кто любит общаться с другими и легко идет на контакт. Это прирожденные лидеры. Они нередко становятся психологами, консультантами, постановщиками, могут реализовать себя в сфере продаж.
– Это основные типы, на которые можно ориентироваться. Но следует понимать, что каждый ребенок умный и талантливый и нужно обязательно помочь ему раскрыться. Отыскать талант – задача каждого родителя, – говорит собеседница.
По словам Г. Швец, кроме интеллектуальных занятий (например, кружка по шахматам, к которым у школьника есть способности) в жизни ребенка должна присутствовать и физическая активность. Это необязательно должен быть профессиональный спорт, подойдут и прогулки с собакой, футбол во дворе, плавание.
– Если ребенок быстро перегорает и меняет сферу увлечений, это нормально?
– Пробовать многое просто необходимо. Таким образом ребенок ищет себя. Школьные годы – самое время, чтобы этим заниматься. Многие люди, которые совсем не экспериментируют или зацикливаются на чем-то одном, выходят из школы и не знают своих талантов. Из-за этого начинаются проблемы с реализацией и выбором сферы деятельности во взрослой жизни.
– Что делать, если ребенок не хочет заниматься ничем?
– В такой ситуации можно направить его. Ему может казаться, что секция будет скучной, или у него есть страх, что что-то не получится. Надо объяснить, что можно просто попробовать, и поддержать его в начинании. Еще важно сказать, что всегда есть возможность отказаться. Обычно, когда ребенок начинает ходить в кружок, появляются новые друзья, ему становится интересно.
Если сын или дочь длительное время посещает секцию, но ему (ей) она так и не понравилась, важно выяснить причину. Возможно, его привлекает эта деятельность, но есть сложности в общении с педагогом или другие проблемы. Тогда стоит подыскать еще что-нибудь. Как подчеркнула специалист, занятия должны в первую очередь нравиться, а мнение ребенка в данном вопросе – самое важное, что следует учитывать.
Чтобы быть на одной волне с ребенком и понимать, какие увлечения действительно идут ему на пользу, мамы и папы должны налаживать с ним доверительные и близкие отношения.
– Стоит наблюдать за поведением ребенка. Беспричинные капризы, раздражительность и агрессия – звоночки, говорящие о том, что что-то идет не так. Родители должны следить и за успеваемостью. Если появились новые кружки и оценки сразу стали ниже, то, конечно, несколько секций нужно убрать, – подытожила Г. Швец.