О педагогах-тьютерах, востребованных IT-специальностях и дополнительных компетенциях

Веб-окно в мир знаний

Образование

На Республиканском педагогическом совете обсуждались вопросы, связанные с приходом новых технологий в классы и аудитории. Корреспондент «НГ» узнала у проректора по учебной работе и образовательным инновациям БГУ Оксаны Здрок, какие новшества ждать в этом году, насколько тесно новые формы обучения переплетаются с традиционными и какие специальности в вузе наиболее востребованы.

Коронавирус преподнес урок

– Три года назад Белорус­ский ­государственный университет ­разработал Стратегические цели развития. Этот документ пред­полагал внедрение в образовательную систему концепции смешанного обучения В-learning: дистанционная форма чередуется с традиционной. Каков результат?

– Образование – та сфера, которая не может не реагировать на происходящие в стране изменения. Я говорю о цифровизации экономики,  внедрении информационно-коммуникационных технологий в различные сферы, поэтому действительно в вузе были приняты некоторые документы, которые определили дальнейшее движение вперед. У нас была создана комиссия по цифровизации БГУ. Появился образовательный портал на площадке Moodle.

– Насколько пандемия ускорила внедрение дистанционной формы в учебный процесс?

– Ковид поставил нас в такие условия, что пришлось научиться использовать образовательный портал всем. В кратчайшие сроки 100 % преподавателей параллельно с традиционными занятиями организовали свои онлайн-курсы и выкладывали туда материалы.

Портал настоящего и будущего

– Не ухудшилось ли качество образования с таким скоростным переходом на новый формат обучения?

– Переход действительно проходил в стрессовой ситуации, причем как для студентов, так и для преподавателей. Вуз дважды проводил соцопрос, насколько комфортно и те и другие чувствуют себя и насколько изменилось их психологическое состояние в данной ситуации. В конце 2020 года мы с помощью психологической кафедры философского факультета первый раз опросили около 500 респондентов. Тогда преподавательский состав высказался, что ему не хватает визуального контакта с обучающимися. То есть для него в приоритете была видеосвязь. Студенты же в свою очередь охотнее пользовались чатами, форумами. Недавно мы снова провели соцопрос. Было задействовано более 1000 человек. Результаты показали, что и студенты, и преподаватели адаптировались. Не было отмечено перегруженности, такая форма стала нормой и может использоваться дальше. Все сошлись на том, что есть виды занятий, которые могут быть легко переведены в дистанционный формат. К примеру, лекции: можно записывать видео и выкладывать на портал. Лабораторные занятия же, наоборот, лучше проводить традиционно в стенах университета.

– Если говорить о коррективах стратегии развития в будущем, то что планируется сделать?

– Мы ждем, что в октябре выйдет обновленный Кодекс об образовании и в нем будет предусмотрено существование дистанционной формы обу­чения как самостоятельной. За этим будущее, поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы организовать полноценные образовательные программы, когда студент от зачисления до выпуска будет находиться на удалении от преподавателя. Здесь надо подумать и над вопросами идентификации студента, и над проведением итоговой аттестации, и над методологией обучения.

Теолог изучает журналистику

– В БГУ уже второй год реализуют проект, который помогает студентам, помимо учебной программы по специальности, освоить и дополнительные дисциплины. Что он собой представляет сейчас и пользуется ли спросом у студентов?

– Да, действительно, с 2019 года наши студенты, помимо своих дисциплин, могут взять дополнительные для изучения. Это платная услуга. Запущена платформа электронного расписания. Она позволяет студентам с учетом выбранных курсов формировать график их посещения и соотносить его с занятиями по основной специальности.

Обучение по доппрограммам не имеет возрастных ограничений. Например, первокурсник сможет выбрать дисциплины четверокурсников и наоборот.

У нас около 25 человек каждый год проходят эту программу. При этом были очень интересные связки: теолог изучал журналистику, журналист изучал на ФМО курс теневой экономики, биолог – ІТ-специальность.

До 15 сентября подать заявление на участие в программе могут все желающие студенты, магистранты вуза. Но есть нюансы по его одобрению: ­главное, чтобы не совпадало расписание основных занятий обучающегося с занятиями по выбранной дисциплине. А так как у нас большинство учится все же в первую смену, отсюда и небольшой процент прошедших через эту систему.

Кстати, здесь большие возможности в использовании образовательного портала. То есть, выбрав дополнительную дисциплину, студент сможет ее изучать дистанционно. Но это опять же разговоры о будущем.

Мы ориентированы, в частности, на опыт Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. У них все курсы делятся на «ядерные» и элективы. В первом случае это обязательные предметы для изучения, во втором – дисциплины по выбору, скомпонованные в модули. На последних курсах студент, помимо обязательной программы, проходит несколько элективов. Это позволяет более глубоко освоить дополнительные сферы.

Педагог в помощь

– Что нового ждет абитуриентов в этом учебном году?

– С 1 сентября в БГУ впервые появятся педагоги-тьютеры. Их деятельность будет направлена на индивидуализацию обучения, создание условий и возможностей для раскрытия творческого потенциала обучающихся. До настоящего времени в Беларуси отсутствовал подобный опыт взаимодействия специалиста такого профиля и студента.

У нас в этом году 28 человек прошли обучение. И теперь на каждом факультете будет по 1–2 специалиста. Это первая подобная программа в стране.

– Почему такие специалисты появились?

– Сегодня активно идет индивидуализация обучения. И студенты хотят самораскрываться, реализовываться в разных сферах, пробовать что-то новое. Поэтому мы должны давать ребятам такую возможность. А задача помощи, курирования будет лежать на тьютерах.

На каких факультетах учат айтишников в БГУ?

Специалистов в области IT готовят на факультете прикладной математики и информатики, механико-математическом факультете, факультете радиофизики и компьютерных технологий, факультете социокультурных коммуникаций. При этом с каждым годом все труднее говорить об IT-специальностях как о каком-то обособленном кластере. Цифровая трансформация экономики требует экспертов, которые работают на стыке IT и отдельной предметной области. Например, в МГЭИ им. А. Д. Сахарова (входит в состав комплекса БГУ) готовят инженеров-программистов для сферы здравоохранения, экологии; физический факультет выпускает специалистов по компьютерной физике (специальность «физик. Программист»). Даже такая творческая профессия, как журналист, осваивает цифру – речь о специальности «веб-журналистика», где много внимания уделяется информационным технологиям.

Опубликовано:
2 сентября 2021
Просмотров:
15057
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: