О совершенствовании системы оценки качества образования

В г. Минске прошла VIII ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), организованная совместно с Национальным институтом образования при поддержке Министерства образования Республики Беларусь.

В современных условиях оценка качества образования оформилась в самостоятельное и многоаспектное направление педагогических исследований и образовательной практики. Оценка качества образования осуществляется на разных уровнях образовательной системы в целях получения разноплановой информации, которая используется не только для оценки образовательных достижений учащихся, но и для выявления особенностей функционирования системы образования с целью решения задач ее дальнейшего развития. Кроме того, все большую популярность в современном мире приобретают различные международные программы оценки качества образования. В условиях широкой международной кооперации и формирования единого рынка труда оценка качества образования становится важным инструментом оценки качества человеческого капитала.

Основной темой восьмой конференции ЕАОКО стала внутришкольная и внутриклассная оценка качества образования. Дополнительно рассмотрены вопросы, связанные с оценкой навыков учащихся XXI века, а также оценкой качества образования в контексте подготовки педагогических кадров.

В открытии конференции приняла участие Первый заместитель министра образования Ирина Анатольевна Старовойтова.

В приветственном слове она отметила: «Сегодня в Беларуси последовательно совершенствуются механизмы оценки качества образования на всех уровнях. Основные направления и приоритеты государственной политики в этой области закреплены в Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

В развитии системы образования мы в первую очередь исходим из национальных интересов и потребностей экономики нашей страны, но обязательно учитываем основные тенденции развития мирового образовательного пространства, в первую очередь, пространства СНГ. Значение нынешнего Форума видим в обмене и обогащении опытом в области оценки качества образования.

В Республике Беларусь сформирована комплексная система оценки качества образования, включающая оценивание в классе, выпускные и вступительные экзамены, системные исследования качества образования (республиканский мониторинг), аттестационные экспертные процедуры (лицензирование, аккредитацию и аттестацию учреждений образования), экспертизу и опытную проверку учебных изданий и др.

К числу вопросов, актуальных для нас в сфере оценки качества образования, относятся, в том числе и те, которые определены в качестве содержательных линий конференции».

Качество образования, отвечающее потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию страны, в Беларуси обеспечивается через:

  • обновление содержания образовательных программ, научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • внедрение современных информационных технологий;
  • тесную взаимосвязь в образовательном процессе воспитания и обучения;
  • подготовку высококвалифицированных педагогических кадров.

С 2015/2016 учебного года осуществляется поэтапное обновление содержания общего среднего образования: качественно обновлены образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия. Основной акцент в обновленном содержании образования сделан на овладении учащимися практическими умениями и навыками, формировании готовности применять усвоенные знания и умения в повседневной жизни для решения задач, стоящих перед современным человеком.

К 1 сентября 2019 года в соответствии с поручением Главы государства подготовлены новые учебные пособия по всем учебным предметам для всех классов учреждений общего среднего образования. Но работа по совершенствованию содержания образования будет продолжена. Жизнь идет вперед. Содержание образования должно отвечать современным потребностям человека, общества и государства. Поэтому будет продолжен мониторинг учебных программ, планов, учебников, и при необходимости в них будут вноситься соответствующие коррективы.

В рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» осуществляется комплексное оснащение учреждений общего среднего образования интерактивными панелями, учебным оборудованием и средствами обучения для кабинетов физики, химии, биологии.

На совершенствование материально-технической базы учреждений общего среднего образования направлен проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь», который реализуется в соответствии с Соглашениями о займе, подписанными между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития. Проект предусматривает капитальный ремонт учреждений общего среднего образования; закупку учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и информатики.

Как и во всем, что связано со сферой образования, успешность работы в области совершенствования системы оценки качества образования зависит от педагогов.

Показательно, что в число важнейших вопросов, которые обсуждались на конференции, включена оценка качества образования в контексте подготовки педагогических кадров. Сегодня необходимо искать эффективные пути формирования оценочной культуры педагога, что позволило бы ему в максимальной степени объективно оценивать достижения учащихся.

Одной из важнейших задач на ближайшее будущее является формирование в республике высокопрофессионального экспертного потенциала в области оценки качества образования.

По сообщению Министерства образования
(фото Министерства образования)

Опубликовано:
16 ноября 2019
Просмотров:
1996
Категория:
Поделиться в соцсетях: