О тенденциях развития профессионального образования и чемпионате WorldSkills

О тенденциях развития профессионального образования и преимуществах, которые дает участие в чемпионате WorldSkills, мы поговорили с ректором Республиканского института профессионального образования Валерием Голубовским.

– Валерий Николаевич, какие специальности сейчас в топе? Куда поступать, чтобы завтра не оказаться на бирже труда?

– В этом году в струк­туре приема со­хра­нятся тенденции прошлых лет: специальности реального сектора экономики составят почти 75 процентов. Подготовка кадров сбалансирована в соответствии с заказом. Так, если промышленность занимает 30 процентов ВВП, то специальностей профиля «техника и технология» у нас столько же.

На уровне ПТО прекращен набор по 147 невостребованным квалификациям (среди них – счетовод, сборщик покрышек, газорезчик, контролер радиоэлектронной аппаратуры) и открыта подготовка по 133 новым для отдельных учреждений образования профессиям. Некоторые из них ориентированы на потребности легпрома.

В структуре среднего специального образования увеличены цифры приема на специальности медицинского и технического профилей. Набор будет осуществляться по 162 профессиям.

В числе новых – «организация тех­нического сервиса транспортных средств». Будем готовить специалистов, способных эксплуатировать и ремонтировать электромобили. Спрос на такие кадры высок, особенно в связи с широким внедрением сети электрозаправочных станций и возросшей популярностью этого экологически чистого вида транспорта. Создана и материально-техническая база для подготовки учащихся – ресурсный центр в филиале РИПО «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С.Высоцкого».

Еще одна новая специальность – «производство биотехнологической продукции» – откроется в филиале РИПО «Молодечненский государственный политехнический колледж». Активно сотрудничаем в этом направлении с резидентом индустриального парка «Великий камень» – Белорусской национальной биотехнологической корпорацией (БНБК). Высокотехнологичные производства только открываются, а мы уже готовим для них кадры. Это говорит о том, что система профтехобразования идет синхронно, а где-то и опережая потребности экономики. Содержание учебных программ формируем с учетом уровня развития производств и передового опыта других стран. Для этих целей в стране создана сеть из 48 ресурсных центров. Последний из них – машиностроительного профиля – недавно открыли в Орше. Он оснащен современным дорогостоящим оборудованием. Прежде чем учащийся подойдет к реальному станку, осваивает его на тренажере-симуляторе. Оборудование для ресурсных центров закупается из средств государственного бюджета в соответствии с программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы.

– Бытует мнение, будто в колледж идут лишь те, кто не поступил в вуз…

– Да, многие выпускники сначала пробуют поступить в высшие учебные заведения. К сожалению, большинством из них, как и их родителями, движет распространенный стереотип, будто у рабочих неквалифицированный, непрестижный труд. Это не так: профессиональное образование становится более интеллектуальным. Ребята, которые уже учатся в колледжах и лицеях, убедились, насколько современным стало рабочее место и чистыми условия труда. Они видят перспективу: где смогут реализоваться как профессионалы, создающие востребованные у населения товары или услуги.

Сегодня у нас предусмотрены разные траектории обучения, но, самое главное, среди них нет тупиковых. Перед молодыми людьми открыты все пути и уровни образования, что обеспечивает им устойчивое положение на рынке труда.

– Как решаете проблему старения педагогических кадров? Молодежь охотно идет преподавать в лицеи и колледжи?

– Принцип «образование через всю жизнь» актуален как никогда. Нужно быть гибким, мобильным, уметь быстро адаптироваться к меняющимся тенденциям. Это касается и системы профессионального образования: чтобы успевать за передовыми технологиями, даже опытные мастера производственного обучения вынуждены постоянно учиться.

Радует и то, что многие выпускники колледжей и лицеев предпочитают педагогическую карьеру производственной. Хорошим ресурсом для привлечения молодых кадров стало движение WorldSkills, к которому Беларусь присоединилась в 2014 году. Ребята, ранее участвовавшие в мировом чемпионате, окончили свои учреждения образования и остались работать в них мастерами. Они освоили самые передовые технологии и готовы обучать подрастающее поколение. Многие в будущем смогут сделать карьеру руководителя.

– То есть участвовать в WorldSkills выгодно?

– Развивая у нас в стране это движение, мы преследовали три цели. Прежде всего обновление содержания учебных программ в соответствии с международными стандартами. Готовя сборную, мы видим задания, которые разрабатываются мировыми экспертами, и понимаем, к чему нужно стремиться.

Также нам удалось усовершенствовать механизм взаимодействия заказчиков и кадров. Участвуя в подготовке ребят к национальному либо мировому чемпионату, заинтересованные предприятия видят положительные эффекты, которые могут извлечь от такого сотрудничества. Например, устанавливая у себя специализированное ПО или новое оборудование, аналогичное тому, что применяется на ведущих предприятиях мира. Знаю немало случаев, когда предприятия внедряли технологии, пришедшие к ним из образования.

Еще один плюс движения WorldSkills – повышение привлекательности системы профессионального образования в глазах молодежи.

На соревнования зачастую приходят школьники, которые знакомятся с профессиями. Вы бы видели, с каким изумлением они наблюдают за работой конкурсантов!

– Когда и в каком формате состоится национальный чемпионат WorldSkills, отмененный в мае из-за пандемии коронавируса?

– Он намечен на 15–18 сентября. Площадкой для проведения выбран выставочный комплекс индустриального парка «Великий камень». Мы активно налаживаем сотрудничество с администрацией парка, поскольку его резиденты – как раз те самые высокотехнологичные предприятия, для которых мы готовим специалистов. Ре­гиональные отборочные этапы завершились еще в феврале. Национальный чемпионат пройдет по 47 компетенциям. В их числе семь новых: «BIM-технологии цифрового моделирования зданий», «начальное образование», «ювелирное дело», «акватроника», «демонстрационная разработка мобильных приложений», «полимеханика и автоматика» и «технологии промышленного дизайна». Кроме того, по компетенциям «системное администрирование» и «графический дизайн» впервые будут участвовать лица с особенностями психофизического развития.

КСТАТИ

В нынешнюю вступительную кампанию прием проводят 127 учреждений профессионально-технического образования по 260 профессиям. Планируется принять 28,4 тысячи человек, из них за счет средств бюджета – 28,2 тысячи человек.

НА ЗАМЕТКУ

Прием документов в учреждениях ПТО стартовал 15 июня и завершится 31 августа. Однако при необходимости (в случае недобора на отдельные специальности) сроки могут быть продлены.

Опубликовано:
19 июня 2020
Просмотров:
3719
Источник:
Виктория Держанович, газета «Знамя юности»
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: