Обсуждаем новые подходы к организации итоговой аттестации за школьный курс и вступительную кампанию

Система образования совершенствуется. С сентября вступил в силу новый Кодекс об образовании. Сегодня эксперты, педагоги, родители находятся в поисках оптимальной модели, которая взяла бы все лучшее от существующей системы, но при этом модернизировалась, исходя из современных требований. Понятно, любые серьезные изменения – это всегда выход из зоны комфорта. Но не забываем, что это и точка роста. Поэтому сегодня мы продолжаем тему, поднятую на круглом столе в среду, и обсуждаем возможные концепции не только с экспертами, но и с будущим выпускником школы.

Учитель

Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования:

– Система отбора абитуриентов в вузы – это чувствительный вопрос для старшеклассников, родителей и учителей-предметников. Всех волнует, к какой форме аттестации знаний нужно будет готовиться. В обществе развернулась дискуссия: какая модель станет наиболее выигрышной. Сегодня в планах ввести централизованный экзамен и совместить выпускные испытания за период обучения на уровне общего среднего образования со вступительными в учреждения высшего образования. Озвучивается также идея о необходимости проведения дополнительного вступительного испытания по первому профильному учебному предмету при поступлении абитуриента в конкретное учреждение высшего образования. Здесь мнения высказываются полярные. Один из доводов: при проведении вступительного испытания преподаватели смогут лучше оценить знания абитуриента и панорамно увидеть скрытые возможности для последующей профессиональной подготовки. Согласитесь, данное суждение имеет право на жизнь. Но можно ли за время проведения вступительного экзамена раскрыть потенциал каждого абитуриента, выяснить мотив выбора профессии? И это при условии, что таких экзаменуемых будет не один десяток. 

Не мешало бы возвратиться к бытовавшей еще в советское время и отлично зарекомендовавшей себя практике составления характеристик на выпускников школы. 

Наряду с аттестатом характеристика-рекомендация позволила бы официально проинформировать приемные комиссии об индивидуальных особенностях личности старшеклассника, в сжатой форме представить своеобразное портфолио, в котором могут быть отражены его основные достижения, увлечения, интересы…

За годы учебы в учреждении общего среднего образования происходит формирование психологической культуры личности, приобретаются умения и навыки исследовательской и общественной деятельности. Поэтому централизованное тестирование или централизованный экзамен позволяют выявить и зафиксировать степень общеобразовательной подготовки учащегося, его потенциал, способность к дальнейшему личностно-профессиональному росту.

Могу предположить, что ЦЭ в перспективе придет на смену ЦТ. Но система ЦТ устоялась, всем понятна, проверена многолетней практикой, объективна и прозрачна для контроля общества и государства. Почему я перечисляю эти положительные моменты? 

Потому что считаю: новая модель отбора абитуриентов обязательно должна учитывать все плюсы ЦТ. Но быть более совершенной по форме и содержанию – это то, что от нас требует время. 

Можно услышать недовольство, дескать, в образовании всегда какие-то изменения. Но надо понимать, что это именно та сфера, которая должна трансформироваться. Здесь нельзя плестись в хвосте, необходимо работать на опережение, чтобы видеть перспективу, находить ценные кадры, готовые к открытиям и прорывам в нашей стране.

Полагаю, что после обсуждения будет принято правильное решение, в основе которого – принципы объективности, прозрачности и, самое главное, справедливости оценки предметных знаний. 

А пока мой совет педагогам и ученикам: не зацикливаться на форме аттестации (она вторична), а уделить внимание содержанию обучения и качественному освоению учебных предметов.

Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний:

– Надо понимать, что идеальных форм контроля и оценки знаний нет, в любой есть недостатки и достоинства. Если говорить о тестовой форме, то она положительно себя зарекомендовала. Каждый с ходу может перечислить массу достоинств: отсутствие субъективного фактора, наличие равных условий, широта опроса и другие. Особо отмечу, что ЦТ постоянно совершенствуется. Много сделано и делается, чтобы справедливо оценивать каждого абитуриента строго в рамках знаний школьной программы. Задания больше похожи на контрольную работу, которую проверяет компьютер. Уменьшается часть А и серьезно увеличивается часть В. При этом мы не должны забывать, что необходимо оценить знания всех абитуриентов – как хорошо, так и не очень хорошо подготовленных.

Что касается централизованного экзамена по окончании школы, то, с одной стороны, следует учитывать ограниченные временные рамки, с другой – формат. Это обязательный экзамен, и его будут сдавать (пусть даже и с возможностью определенного выбора предметов) абсолютно все выпускники. 

Это предполагает масштабные организационные моменты для каждого дня испытаний. Поэтому количество таких экзаменов требует разумных ограничений. На мой взгляд, в рамках ЦЭ можно сдавать не более трех предметов, а лучше два. 

Еще надо запланировать и резервные дни. Результаты по ЦЭ должны быть учтены в аттестатах. У нас будут сжатые временные рамки, но это реально.

Какие предметы, на мой взгляд, стоит сдавать во время ЦЭ? Безусловно, один из государственных языков. Мне близок подход, когда в качестве обязательного рассматривают и математику. Это тот предмет, который развивает логику, умение системно мыслить, широко используется в специальностях не только естественно-научных, технических профилей, но и гуманитарных. Тем не менее второе испытание может быть (на выбор выпускника) и по предмету.

При поиске оптимальной схемы вступительной кампании мы не должны забывать о выпускниках прошлых лет, ежегодно составляющих около 20 процентов от общего количества абитуриентов. Они могут все тестовые испытания пройти в форме ЦТ.

Думаю, правильным направлением развития вступительных испытаний будет эволюционный путь, когда тестовая форма дополняется заданиями другой формы. Пример – олимпиады, вступительные испытания целевиков, собеседования, скажем, в творческие вузы. Достаточно сделать одно профильное испытание в университете обязательным – и у абитуриента появится шанс и необходимость продемонстрировать логику своих рассуждений, умение аргументировать и выстраивать доводы и доказательства. Одновременно это гармонизирует подготовку абитуриентов, выделит и задаст важную траекторию школьной подготовки. А существующие коррупционные риски могут быть нивелированы использованием современных технических средств и оборудования.

Опубликовано:
9 сентября 2022
Просмотров:
5954
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: