Опытный педагог рассказывает, как эффективно подготовиться к ЦТ по русскому языку

Для абитуриентов в этом году новаций в плане экзаменов нет, но уже в 2023-м всех ждет новый формат в виде единого экзамена. Предполагается, что он будет проходить как знакомое многим централизованное тестирование. Так что мы решили поддержать как нынешних (да-да, у вас еще есть время), так и будущих выпускников и создать отдельную рубрику «Поступай правильно!». В ней одни из лучших педагогов страны дадут свои рекомендации, как подготовиться к ЦТ. По сути, вы найдете готовый пошаговый алгоритм в духе «бери, делай, получай результат». А советы будут ценны не только для школьников, но и для учителей и родителей. Сегодня по плану – русский язык.

Студентка

Одиннадцатиклассница ­Влада Казак занимается в профильном классе, где русский – четыре раза в неделю. Первый этап РТ девушка написала на 61 балл, второй – на 75, дистанционный – на 81. Ее главный совет – выбирать бланочное тестирование, которое по организации полностью дублирует ЦТ. В первую очередь для личного спокойствия. Тогда абитуриент точно будет знать, как проходит процедура, как заполнить бланк с ответами. Несмотря на высокий результат, пока есть время, Влада хочет его улучшить. 

Ирина Савкина, учитель-методист русского языка и литературы столичной гимназии № 1 имени Ф. Скорины, в своей ученице не сомневается. Тем более в ее практике был уникальный случай, когда за один учебный год мальчик, имея 5 по русскому языку в первой четверти, в четвертой уже получил 9, а его результаты ЦТ удивили еще больше – 91 балл. Фантастика?! Ирина Георгиевна так не считает: 

– Мотивация – ключ к успеху. Когда говорят, что уровень можно повысить лишь на несколько пунктов, это не совсем так. Главное – все время заниматься. Результаты улучшатся со временем, любой труд будет вознагражден. 

Учитель знает, о чем говорит, ведь преподает русский уже 34 года. Является лауреатом специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, лауреатом Пушкинского конкурса среди учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. Она же автор многочисленных тетрадей-тренажеров.

Педагог успокаивает: нынешним десятиклассникам не стоит опасаться централизованного экзамена:

– Это интересная и объективная форма контроля знаний. В 2004–2005 году была подобная проба, частично приняли принцип единого экзамена по предметам белорусского и русского. Выпускник школы имел право предъявить сертификат с результатами тестирования по языкам вместо выпускного экзамена в школе. Знаете, все прошло прекрасно, мои выпускники подтвердили свои отметки.

Ирина Савкина открывает учебник за пятый класс:

– С пятого по девятый мы изучаем все ярусы русского языка, а в старших повторяем пройденное. Если ребенок не в профильном классе, то язык у него всего лишь один учебный час в неделю, это очень мало. Поэтому ребятам рекомендую посещать факультативные занятия, много заниматься самостоятельно, консультируясь с педагогом в трудных случаях, а задача учителя – структурировать знания учащихся. Русский язык представляет собой несколько ярусов: от фонетики до текста. В каждом ярусе надо отрабатывать разнообразные типы заданий. Для этого составляю специальные карточки, куда включаю задания на повторение. Это из категории «повторяй и не забывай». Предлагаю их на каждом уроке. Например, тему «Фразеологические обороты». У моих учеников есть список из 200 устойчивых выражений. Эффективны для запоминания значений следующие задания: узнай фразеологизм по описанию, сгруппируй по значениям, найди четвертый лишний, подбери к словосочетанию соответствующий. В такой игровой форме материал запоминается легче. А как выучить постановку правильного ударения в словах? Книга Елены Лисовской «Узелки на память» натолкнула на мысль, что можно использовать мнемотехнику. Например, берем два слова – «оптовый» и «фруктовый». Как работают такие пары? В одном из слов, в данном примере «оптовый», мы можем ошибиться с постановкой ударения, а во втором слове нет. Рифмуя такие слова, мы запоминаем трудные случаи в постановке ударений. Предлагаю ребятам самим придумывать такие пары. Этот метод хорош и при изучении словарных слов. И вот вам совет: постоянные тренировки, почти как спортивные.

У ученицы Влады Казак свои фишки для подготовки к ЦТ. Она ведет конспект, где самые сложные моменты оформляет в виде стикеров. Все напоминания наклеивает на первую страницу тетради с теорией – так они всегда под рукой.

Интересно, что многие учителя-предметники каждый год проходят РТ. Ирина Савкина говорит, что ЦТ она не писала, а вот онлайн-тестов выполнила много. Ее самый высокий балл – 100, самый низкий – 91: 

– Тест никогда нельзя делать в спешке. Вдумчиво читайте каждое задание. Если выполняли РТ, обязательно изучайте комментарии. Так можно про­анализировать свои ошибки. Как бы ни был труден ваш путь сегодня, помните, что дорогу, даже самую тернистую, осилит идущий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ УЧИТЕЛЯ ИРИНЫ САВКИНОЙ

  • Изучайте тему подробно.
  • Пишите конспект. Форма любая: таблицы, схемы, планы, кластеры. Используйте слуховую, моторную и зрительную виды памяти: проговорите слово, запишите, посмотрите и запомните. Как доказали научные исследования, чтение с бумаги способствует лучшему усвоению информации. Материал, добытый быстрым путем, то есть из интернета, так же быстро и забывается.
  • Тренинги по пройденной теме: тесты ЦТ за прошлые годы, задания онлайн, предлагаемые ­РИКЗ, тесты, составленные вашим педагогом. Не забывайте потом повторять материал.
  • Занимайтесь в системе. Начните с малого (хотя бы 15 минут в день). Время постепенно увеличивайте.
  • Работая с нормами, составляйте свои словари (акцентологический, фразеологический, морфологических норм, синтаксических норм, толковый), включая в них трудные для вас слова.
  • В конспекте делайте пометки: «важно», «запомнить», «различай», «внимание». 
  • Отрабатывайте каждую ошибку, повторяя правило. Можно сделать конспект ошибок. Например, на одном листе тетради переписываем условие задания, где сделали ошибку, затем переворачиваем страницу, снова фиксируем условие, но уже с пояснениями. Таким образом вы можете отрабатывать именно ваши ошибки: на листе без подсказок читаем, выполняем задание, а на обратном листе себя проверяем.
  • Если вы хорошо усвоили правило, а ваш сосед по парте еще не силен в этой теме, объясните ему. Объясняя кому-то, вы еще раз закрепляете правило и проверяете себя.
Опубликовано:
16 марта 2022
Просмотров:
322
Фото:
Юрий Мозолевский
Категория:
Поделиться в соцсетях: