От повара до мастера по маникюру: какие профессии получают минские школьники

Учебно-производственные комбинаты отошли в прошлое уже несколько лет назад. Альтернативой им стали отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки, открытые на базе учреждений ПТО И ССО. Каким рабочим специальностям в них обучают и реально ли рассчитывать на трудоустройство с полученными знаниями и умениями, выяснили корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки

Одно из отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников открыто на базе Минского государственного профессионально-технического колледжа монтажных и подъемно-транспортных работ. Сегодня в нем обучаются более 1,5 тыс. старшеклассников из школ Фрунзенского и частично Центрального районов. На выбор предлагаются 12 рабочих профессий: делопроизводитель, рекламный агент, мастер по маникюру — визажист, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, повар, продавец и другие. Практически все они сегодня востребованы на рынке труда, и если после школы не удастся поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение, то работу найти будет можно. Как вариант, можно учиться заочно и параллельно работать, обеспечивая себя и не думая о том, как прожить на одну стипендию и родительские средства.

На один день в неделю школьники освобождаются от уроков и приезжают сюда на занятия по избранной профессии.

— При этом изучение теории сочетается с практическими занятиями: на 2 лекционных занятия приходятся 4 практических, — рассказывает заведующая отделением Марина Богачёва. — Курс обучения предусматривает и практику на предприятиях города, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. Так, будущие продавцы работают в торговом доме «На Немиге». Слесарей по ремонту автомобилей направляем в троллейбусный парк № 5, цветоводов — в Центральный ботанический сад. Повара трудятся при комбинатах школьного питания.

По завершении обучения выпускники самостоятельно решают, сдавать итоговый экзамен либо нет. В первом случае они получают свидетельство установленного образца и им присваивается разряд. А это уже существенный бонус при трудоустройстве. Во втором — покидают учебное заведение со справкой о том, что прослушали выбранный курс.

— На основе чего школьники выбирают профессию? Предусмотрены ли какие-либо испытания, чтобы определить, есть ли у ребенка способности к тому или иному делу? — интересуемся.

— Никаких экзаменов или других вступительных испытаний сдавать не нужно, — поясняет М. Богачёва. — А если школьник сомневается, подходит ли ему выбранное дело, в течение первой четверти есть возможность присмотреться к другим профессиям и выбрать ту, что действительно нравится.

Направляемся в группу, где занимаются будущие официанты. Первое, что бросается в глаза, — форма одежды юношей и девушек. Парни — в белых накрахмаленных рубашках и галстуках-бабочках. У девчат — светлый верх и темный низ. И никаких синих джинсов или ярких платьев!

— Ребята сразу должны привыкать к определенному дресс-коду, принятому в этой профессии, — замечает мастер производственного обучения Валентина Янчарская.

В кабинете практически воссоздана атмосфера кафе: на столах расставлена посуда, есть и барная стойка.

Праздничная сервировка

Тема занятия — праздничная сервировка новогоднего стола: сначала школьники учатся разнообразным способам оформления столов салфетками. Педагог показывает, как скрутить салфетку таким образом, чтобы внутрь можно было поставить свечу либо елочную композицию.

Затем переходят к другой части занятия — правилам подачи и розлива в фужеры напитков.

— Чтобы предложить напитки, официант подходит к клиенту с левой стороны, чтобы наполнить бокал — с правой, — посвящает в тонкости ремесла В. Янчарская.

Усвоенную теорию тут же закрепляют на практике. Причем с соблюдением всей атрибутики: через левый локоть официанта в качестве салфетки аккуратно перекинут рушник. Особое мастерство — изящно балансировать с подносом, на котором расставлены хрустальные фужеры. Причем делать это так, чтобы посуда не звенела при движении.

Официант_обучение

В нынешнем учебном году в колледже начали подготовку по профессии «исполнитель художественно-оформительских работ». Выпускники смогут оформлять витрины магазинов, а если еще дополнительно освоят соответствующие компьютерные приложения, то и заниматься дизайном мебели и ландшафтов.

Живопись

Учащихся мы застали на занятии по живописи и цветоведению: группа, большую часть которой составляли девчата, старательно корпели над изображением натюрморта с цветовым акцентом.

— Курс довольно насыщенный: включает изучение композиции, шрифтографики, графических редакторов, элементы декоративно-прикладного творчества, — сообщает мастер производственного обучения Виктория Грицук.

По соседству занимается группа младших сестер милосердия. Некоторые из обучающихся здесь ребят признаются: после окончания школы всерьез намерены продолжить обучение по медицинским специальностям.

Сёстры милосердия

— Мечтаю стать ветеринаром, однако единственное, что пока меня останавливает, — это необходимость на время учебы переехать в Витебск, где готовят таких специалистов, — говорит старшеклассник Артем.

Зато его соседка по парте уже твердо определилась: после школы будет поступать в медколледж на фельдшера-акушера.

На подступах к кабинету, где занимаются будущие парикмахеры, до нас доносится запах лака для волос и прочих фиксирующих средств. Сегодня девчата учатся крутить локоны: укладки отрабатывают друг на друге.

Парикмахеры

Маникюр

Творческая атмосфера царит и в кабинете, где занимаются будущие мастера по маникюру: девчата учатся на типсах (искусственных ногтях) — пилочкой придают им определенную форму, а затем наносят покрытие.

— Чтобы к 10-му классу дети осознанно подходили к выбору специальности, профориентационную работу нужно начинать среди школьников едва ли не с младших классов. Так, на базе нашего колледжа действует проект по знакомству с профессиями «Академия МастерОК»: в шестой школьный день, а также в период каникул учащиеся младших классов приходят к нам на занятия, где могут под руководством мастера попробовать себя в роли повара, продавца, слесаря, цветовода, официанта, декоратора, — говорит директор колледжа Андрей Готто. — Задача отделения допрофессиональной подготовки не только дать школьникам специальность, но и помочь понять, в каком направлении двигаться далее. 

Как уточнили в комитете по образованию Мингорисполкома, сегодня в Минске на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования действуют 7 отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки. В них обучаются 9035 старшеклассников из 176 средних школ города. На выбор предлагаются 27 направлений.

По информации агентства Минск-Новости
(фото Павла Русака)

Опубликовано:
13 декабря 2018
Просмотров:
1321
Категория:
Поделиться в соцсетях: