Почему дети идут в наркозакладчики

Купить новый айфон и «хайповый шмот» (что в переводе с молодежного сленга означает «стильная одежда») было давней мечтой 17-летнего Ивана. Семья парня жила не то чтобы совсем уж скромно, но лишнего позволить себе не могла. Тем более что учился Ваня без особого энтузиазма, поэтому родители морально и материально готовились к тому, что пройдет сын только на платное отделение вуза.

Наркотики_подросток

Прерванный полет фантазии

Амбиции молодого человека тем временем бурлили: выделиться из толпы сверстников хотелось не умом, а одежкой, ну или хотя бы наличием последней модели топового гаджета. Так что, когда на личный аккаунт без пяти минут абитуриента в соцсетях поступило предложение о подработке «наркоминером» за более чем существенное вознаграждение, сомневался он недолго. А после приватного общения в мессенджере уже лихорадочно подсчитывал возможные дивиденды: 12 у.е. за одну закладку психотропов – это в среднем 120 зеленых за сутки. Если хорошенько «поработать», за неделю на электронный кошелек может «упасть» аж 840!

Было от чего прийти в экстаз даже без стимуляторов.Но вот незадача – многообещающая карьера «бизнесмена» закончилась, не успев начаться: уже на четвертые сутки паренька вычислили по наводке бдительных жителей одного из городских микрорайонов, помогла и информация с камер слежения. Теперь не в меру предприимчивому старшекласснику, поставившему на кон чужие жизни ради обогащения, светит уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

В принципе, Иван вполне может выступать эдаким собирательным образом среднестатистического «закладчика», одержимого жаждой легких денег и не обремененного моральными нормами.

Втемную никого не используют

– Девять из десяти случаев вовлечения подростков и молодежи в незаконный оборот наркотиков происходит в интернете, – рассказывает заместитель начальника отдела главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Сергей Городецкий. – Мы имеем дело с особой сетевой субкультурой, где дети чувствуют себя более открыто и независимо. Этим беззастенчиво пользуются торговцы наркотиками, вербуя себе младший персонал. Предложения о заработке поступают веерными рассылками через одноразовые аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а затем общение продолжается уже в мессенджерах. Современные школьники и студенты хорошо знают, как скрыть свой IP-адрес, как применять сервер VPN или браузер Tor.

– Они отдают себе отчет в том, на что идут? Или могут не догадываться, что именно находится в пакетиках, которые они оставляют в условленных местах?

– В наркобизнесе нет места наивности, никого втемную здесь не используют: «минеры» в курсе, чем они занимаются, и осознают последствия. Но все равно рискуют. В основном ради того, чтобы позволить себе купить какие-нибудь дорогие вещи – гаджеты, одежду. Или походить по ресторанам, угостить друзей, пустить пыль в глаза сверстникам. Если удается продержаться на таких «заработках» подольше, приобретают машины, откладывают на покупку жилья. Владелица одного интернет-магазина по продаже наркотических средств, которую удалось задержать (ее бизнес полностью ликвидирован), очень сокрушалась, давая показания: «Если бы вы меня взяли хотя бы на месяц позже, я бы дочке квартиру купила!»

Практика разумного контроля

Чаще всего в «закладчики» идут парни и девушки 20–25 лет, однако в последние годы растет число несовершеннолетних, вовлеченных в наркобизнес. За шесть месяцев 2022 года в Беларуси были задержаны 64 школьника, причастных к незаконному обороту наркотиков. Как правило, их родители потом искренне недоумевают в кабинете следователя: «А мы ничего не замечали!»

– Они и правда ничего не замечают, потому что слишком поглощены собственными интересами, проблемами, работой, отношениями. Ребенок накормлен, одет, обут, посещает школу – все хорошо, не о чем волноваться. А подросток тем временем сидит в соцсетях, изучает даркнет (анонимную сеть, представляющую собой систему не связанных между собой виртуальных туннелей, которые передают данные в зашифрованном виде), ищет возможность заработать легкие деньги. Как известно, спрос всегда рождает предложение, – говорит Сергей Городецкий.

– Нужно ли родителям контролировать детей вплоть до личной переписки в мессенджерах? Вообще-то, психологи считают это покушением на личные границы подростков, которые в силу возраста могут воспринять такой тотальный контроль крайне болезненно.

– Я выступаю за разумное отслеживание действий несовершеннолетних. Достаточно установить на телефон и компьютер программу родительского контроля, которая будет передавать данные, на какие сайты заходит подросток, какими приложениями и сервисами пользуется. Это не так навязчиво, как чтение личной переписки. Поможет и система геолокации. Кроме того, нужно как можно чаще беседовать с ребенком, объяснять ему масштабы и последствия распространения наркомании. На эту тему говорят в школах, перед учениками выступают сотрудники милиции. Но в первую очередь такую информацию подросток должен получать в семье.

По статистике, каждый наркозависимый за свою жизнь приобщает к наркотикам не менее десяти человек.

Вы – самое слабое звено

Средний срок работы на наркоторговца – 2–3 месяца. После этого, как правило, «минеров» вычисляют сотрудники милиции. Бывают, разумеется, и исключения: кого-то задерживают уже на первой «закладке», а кто-то умудряется воспользоваться системой социального лифта, которую активно внедряют в наркобизнесе для привлечения нового «поголовья», – появляется шанс из «розничного минера» дорасти до оптового сбытчика.

– «Закладчики» для наркодилеров – пушечное мясо, никто не хочет и не стремится соблюдать их интересы, – предупреждает Сергей Городецкий. – Зарплата сдельная, но при этом работодатель стремится максимально себя обезопасить: для этого существует залоговая схема. Ее суть в том, что какая-то часть суммы всегда должна быть переведена на электронный счет наркодилера. В случае задержания «минера» эти деньги – страховочные, они остаются у организатора. К сожалению, чаще всего нам приходится устанавливать лишь последнее и самое слабое звено в цепи наркосбыта. До тех, кто осуществляет кураторство наркодеятельности, изготовление наркотиков, их перевозку, добираемся не так часто, как хотелось бы. Однако и здесь есть серьезные подвижки: например, только за семь месяцев этого года пресечена деятельность 11 интернет-магазинов, торговавших наркотиками, задержаны организаторы.

Республиканский смартмоб по профилактике наркомании среди несовершеннолетних «Выбери свою альтернативу»

Опубликовано:
30 августа 2022
Просмотров:
1844
Категория:
Поделиться в соцсетях: