Почему ученики должны уметь оценивать результаты своего труда

В числе педагогов, проводивших мастер-классы для участников VII Минского молодежного фестиваля педагогических идей и решений, была представительница Первомайского района – учитель начальных классов СШ № 94 Любовь Сардалишвили.

Любовь Сардалишвили

Довольно неожиданной оказалась тема «Рефлексия как условие саморазвития современного учащегося». Неужели речь об учениках начальной школы?

– Безусловно! – улыбается Любовь Александровна. – Социологи считают, что человек, который умеет рефлексировать, то есть обобщать результаты своей деятельности на определенных промежуточных этапах, способен делать выводы и не совершать прежних ошибок, быстрее добивается поставленной цели. Так что от нас, учителей, зависит, будут ли успешными в жизни наши ученики. Ведь именно мы должны сформировать у них три качества: конкурентоспособность, самостоятельность и предприимчивость. Учить давать оценку своим действиям и нести за них ответственность можно и нужно уже в начальных классах.

– Но разве первоклассники в состоянии адекватно оценить свои знания?

– Не сразу. Это кропотливая работа, которая начинается, как только ребенок переступает школьный порог. В первой тетради малышей уже сделан акцент на умение оценить себя. Как я заметила за годы работы, младшие школьники обладают несколько завышенной самооценкой. Их ко всему надо приучать, говорить: посмотри, сравни свою работу с тем, как она должна выглядеть. В новых прописях теперь есть метки-флажки «Стоп! Сравни с образцом!». Такие остановочные пункты способствуют формированию самоконтроля.

Приходится готовить детей к взаимной проверке. Это очень трудно – не каждый ребенок доверит соседу по парте свою тетрадку! Затем пробуем оценивать работу группы. Сложно, но очень интересно. А потом дети уже сами понимают, что в какой-то момент надо остановиться и проанализировать сделанное. Ученые, изучающие педагогический процесс, считают, что рефлексию необходимо включать в урок на разных этапах – делать мини-выводы и ставить отметку, уметь оценить себя и свою группу.

– Но во время мастер-класса вам довелось работать не с младшими школьниками, а со взрослыми, своими коллегами.

– Действительно, на фестивале педагогических идей и решений мы общались с инициативными молодыми учителями не только из Беларуси, но и из России. Среди них были участники прошлого форума, побывавшие на моем предыдущем мастер-классе. Но если тогда мы говорили об использовании интерактивных тренажеров по чтению, то нынче темой стала рефлексия. Думаю, это было интересно и полезно всем, поскольку способность к самоанализу развивает не только ученика, но и учителя. А на уроке, увидев промежуточную самооценку, мы можем понять, насколько ребенок усвоил учебный материал, что нужно для того, чтобы облегчить путь к знаниям. Если у учащихся класса на шкале самооценки много минусов, то педагог должен сделать вывод: тема преподнесена в такой форме, что детям она непонятна. И задуматься, как улучшить свою работу.

Справочно

Любовь Сардалишвили с отличием окончила Борисовский педагогический колледж, затем БГПУ имени М. Танка. В 2017-м победила на городском конкурсе «Столичный учитель – столичному образованию» в номинации «Начало начал», а затем стала лауреатом 1-й степени на республиканском конкурсе «Учитель года». Уже второй год подряд Любовь Александровна проводит мастер-классы для участников Минского молодежного фестиваля педагогических идей и решений.

Екатерина Циркун, агентство «Минск-Новости»

Опубликовано:
21 января 2019
Просмотров:
942
Категория:
Поделиться в соцсетях: