Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси Рашед Мустафа Сарвар о правах детей, их обязанностях и современных вызовах 21 века

Поводом для беседы с Представителем Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь доктором Рашедом Мустафой Сарваром стал юбилей Конвенции о правах ребенка (осенью прошлого года документу исполнилось 30 лет). Говоря о правах детей, нельзя было не затронуть и другие важные темы: равновесие прав и обязанностей, реализуемые ЮНИСЕФ программы, проблемы подростковой преступности, донесение правовой информации до ребенка и другие.

Рашед Мустафа Сарвар

«Конвенция о правах ребенка – это уникальный документ»

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, потому что дети уязвимы и нуждаются в особом внимании. Этот важный международный инструмент обязывает каждое государство защищать права своих маленьких граждан. Страны, подписавшие Конвенцию, каждые 4-5 лет отчитываются перед ЮНИСЕФ о проделанной в этом направлении работе.

Конвенция о правах ребенка – это уникальный документ, который дал всему миру целое направление работы по защите прав детей.

Создание отдельного документа о правах детей, в котором должны быть четко прописаны важные права детей и механизмы их защиты, ЮНИСЕФ лоббировало начиная с 1959 года.

Права детей разнообразны: это и право на идентификацию, право на имя, на образование, на здравоохранение.

Когда люди узнают, что у ребенка есть право на игру, удивляются: это же разумеется само собой. Не совсем так: если у ребенка есть право на игры, нужно достаточно площадок для игр. Наличие права влечет за собой набор действий для его реализации. Право на игру значит не только дома играть с родителями, должны быть парки, качели, достаточно хорошо оснащенный стадион.

Уникальность Конвенции о правах ребенка в том, что она касается самых «незаметных» прав, которые играют важную роль в жизни и развитии детей. Таких, например, как права детей с инвалидностью на инклюзивность или право на участие. Эти права могут казаться не такими очевидными, как право на образование или здравоохранение, но их результат отложен во времени и очень важен.

Право на участие детей звучит как что-то обычное, но это не так. Участие ребенка во всех аспектах общественной жизни развивает в нем лидерские качества, командный дух и, в свою очередь, влияет в будущем на жизнь государства, когда дети вырастают и становятся полноправными гражданами, работают для своей страны. Так что вложение в это право сегодня приносит результат в долгосрочной перспективе.

Еще право на участие подразумевает, что родители прислушиваются к мнению детей в вопросах, которые тех непосредственно касаются, например, куртку какого цвета купить ребенку.

Деятельность ЮНИСЕФ в Беларуси

Уникальной площадкой для реализации права на участие детей является платформа «Город, дружественный детям и подросткам». С 2008 года в проекте участвуют 25 белорусских городов, включая Минск, Брест и Гродно. В городах, дружественных детям и подросткам, работают ресурсные центры молодежных инициатив «Ступени» и центры, дружественные подросткам. Ресурсные центры «Ступени» – это площадки, созданные для развития инициатив молодежи города, поддержания уже существующих проектов, а также реализации новых. Центры, дружественные подросткам, созданы на базе детских или интегрированных поликлиник для того, чтобы подростки могли получить грамотную консультацию специалистов по вопросам профессиональной ориентации, основам здорового образа жизни, формирования навыков безопасного и ответственного сексуального поведения, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, проблем курения, наркомании, алкоголизма.

Поддержка подростков и молодежи – один из глобальных приоритетов ЮНИСЕФ. Сегодня Беларусь становится примером для других стран, заинтересованных в создании аналогичной платформы и желающих позаимствовать опыт белорусских городов в этом вопросе.

В Беларуси у детей много прав, которые хорошо исполняются. Например, Беларусь входит в число стран с низким уровнем детской смертности. Доступ к образованию, здравоохранению, социальным услугам тоже высоко развит.

Участие детей в общественной жизни – одно из направлений, в котором ЮНИСЕФ нравится работать с государством. Еще одно направление – права детей, находящихся в конфликте с законом. Нам кажется, стоит больше внимания обратить на подростков. Не только в Беларуси, но и в мире много связанных с подростками новых вызовов, проблем, и нет стран, которые имели бы готовые инструменты, чтобы справиться с ними.

Поэтому нам надо работать сообща и обмениваясь опытом с другими странами. Подростки сегодня самая уязвимая категория, и с каждым днем возрастает значение такого вызова, как безопасность в киберпространстве. Беларусь не может решать эту проблему в одиночку, потому что интернет-пространство глобально.

Еще одна глобальная проблема – насилие в отношении детей, для нас это большое поле работы в школах, дома. Государство имеет абсолютно правильное намерение решить эти вопросы.

Когда мы говорим о кибербезопасности, работать надо в трех направлениях: с самими детьми, потому что они должны осознавать опасности, с родителями, которые должны знать, чем занимаются их дети в интернет-пространстве, с государственными органами (МВД, Следственный комитет) – они занимаются созданием безопасного пространства в интернете, чтобы не было насилия в отношении детей, доступа к плохим материалам.

ЮНИСЕФ работает во всех этих направлениях. У нас хорошо налажена работа по безопасности в киберпространстве со Следственным комитетом, МТС. Есть солидное понимание и рабочий план в сфере противодействия насилию против детей с Министерством образования, МВД, Минздравом. По каждому из этих направлений мы получаем положительные отзывы.

На протяжении долгого времени ЮНИСЕФ в партнерстве с Национальным центром законодательства и правовых исследований и при поддержке представителей государственных органов вели разработку новой Концепции совершенствования системы юстиции для несовершеннолетних. Проект получил положительный отклик Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь, в состав которого входят наиболее авторитетные представители юридического сообщества.

Концепция предполагает, что к подросткам, которые совершили правонарушение, должны в первую очередь применяться воспитательные и реабилитационные, а не карательные меры. Чтобы не изолировать их от общества и помочь исправиться, используя медиацию и пробацию.

Образование детей, которые находятся в закрытых учреждениях, не настолько эффективно, как в обычных школах. Эти дети ограничены в возможностях развиваться. Исправительные учреждения исправляют процентов на 20, но дают подросткам озлобленность на человечество и связи с такими же малолетними преступниками. Я думаю, для определенных случаев закрытые учреждения эффективны, но в целом – нет.

Концепции совершенствования системы юстиции для несовершеннолетних изменит эту ситуацию. Если ребенок совершил административное правонарушение, например, украл телефон, его надо будет не направлять в закрытое учреждение, а, оставляя в обществе, работать с ним педагогическими методами, помочь социализироваться, осознать и искупить свою вину. Подросток может возместить материальный ущерб, например, мыть вашу машину или делать что-то еще следующие полгода.

А для тех детей, которые уже находятся в исправительных учреждениях, надо сделать все возможное, чтобы они восстановили свою идентификацию, свой имидж, иначе будет очень высокий процент рецидивов.

Это современная технология, которая удачно применяется во многих странах. Позитивный пример ведь воспринимается лучше, чем угроза.

Не только права, но и обязанности

Я встречался со многими «Матерями 328». Они мне сказали, что если бы знали право, законодательство лучше, их дети могли бы не попасть в тюрьму. Для нас очень важно, чтобы дети знали о Конвенции, о своих правах, поэтому партнерство ЮНИСЕФ и Детского правового сайта стратегически важно.

Право на участие ведь не значит, что вы не можете ничего навязать вашему ребенку, все должно делаться в наилучших интересах детей. Мы говорим ребенку: сейчас не играй, а делай уроки. Если это в его наилучших интересах, ребенок должен слушаться, а не говорить, что у него есть право играть. Должен быть баланс прав и обязанностей.

Надо все это надо разъяснять, в том числе и через Детский правовой сайт (ДПС). Нужен диалог с родителями, детьми, преподавателями с пояснением обязанностей и прав. Родителей тоже надо обучать, в том числе поиску компромиссов.

На сайтах ЮНИСЕФ и ДПС размещен текст Конвенции о правах ребенка на белорусском языке. Почему на белорусском? Это один из государственных языков, и ЮНИСЕФ считает нужным его поддерживать. Вот даже на моих визитках английский язык и белорусский. Раз текст Конвенции есть на русском, на белорусском он должен быть тоже, чтобы не ущемлять права тех детей, которые хотят читать на своем родном языке.

Эта версия Конвенции интерактивная, рассчитана на детей 5-7 лет – дополнена рисунками, наклейками и раскрасками.

Нам важно прививать детям навыки 21 века. Профориентация, которую детям дают сейчас, это не то знание, что будет нужно через 10-15 лет. Навыки постепенно механизируются, заменяются технологиями. Больше будет нужна способность анализировать, умение справляться с экстренными ситуациями, коммуникативные навыки, умение работать в команде. А эти навыки нигде не преподаются.

Знание права, умение находить общий язык с родителями и с другими взрослыми – очень важно для детей. И если ребенок не будет удовлетворен информацией, которую мы ему даем, он найдет ее в другом месте, но может найти неправильную. Так что надо говорить с детьми и подростками на понятном им языке и не забывать про учителей, родителей. Детский правовой сайт может решать эту задачу.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Опубликовано:
17 января 2020
Просмотров:
3663
Категория:
Поделиться в соцсетях: