Программист – это первая ступень карьеры в IT

Белорусские школы дают базовые знания в информатике, в том числе в программировании. Как утверждают IT–специалисты, многие дети в возрасте 13–14 лет готовы двигаться быстрее и дальше школьной программы. Важно поддерживать их интерес, чтобы подростки могли развиваться в этом направлении. Для этого разработан образовательный проект «Программирование – первая профессия», который на днях стартовал в Белорусском государственном университете. Подробности корреспонденту БЕЛТА рассказал один из руководителей проекта, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий (ФРФиКТ) БГУ Юрий Воротницкий.

Интернет

– Как проект будет поддерживать интерес школьников к программированию?

– Один из способов поддержать интерес у ребенка – сочетать обучение с игрой или соревнованием. Сейчас это называется геймификацией образовательного процесса. Именно это и делает наш проект. На специально созданной платформе WEAZET.COM пользователи могут разрабатывать свои алгоритмы и писать программы, которые самостоятельно играют в компьютерные игры и соревнуются между собой. На данный момент каталог включает «Морской бой», «Коровы и быки», «Крестики–нолики». В дальнейшем этот список будет расширяться.

Образовательный проект «Программирование – первая профессия» – это совместная инициатива факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ и Научно–технологической ассоциации «Инфопарк». Проект направлен на создание комплексной системы обучения, обеспечение практикой и стажировками в области программирования школьников 13–17 лет. Существующие IT–курсы формируют базовые знания по программированию, но не обеспечивают достаточной практикой для отработки профильных навыков. Проект восполняет этот пробел и помогает мотивированным школьникам и студентам первых курсов углубить знания по информатике и закрепить их. Предлагаемая инициатива является частью целенаправленной работы по развитию интеллектуального потенциала цифровой трансформации в Беларуси, привлечению молодежи к перспективным профессиям цифрового мира.

Мы начинаем этот комплексный проект онлайн–турниром по игровому программированию «Миссия: Луна», который посвящен Дню космонавтики. В нем примут участие, как мы предполагаем, школьники и студенты младших курсов. Конкурсантам предлагается написать алгоритмы управления мягкой посадкой космического корабля на поверхность Луны и выставить их на соревнование. В помощь ребятам доступны инструкции с отсылкой к междисциплинарным знаниям по математике и физике. Также есть возможность получить консультацию от разработчиков платформы. Победит тот, чей корабль достигнет Луны за наименьшее время. Программу можно разработать на одном из трех языков программирования: Pascal, С++ или Python.

Регистрация для участия в турнире открыта для школьников и студентов на портале WEAZET.COM до 12 апреля. Разрабатывать, тестировать и обновлять игровой алгоритм без ограничений можно сразу после авторизации до 22 апреля. Объявление итогов турнира и награждение победителей дипломами и ценными призами состоится в начале мая.

В дальнейшем мы рассчитываем, что студенты будут не только соревноваться, но и участвовать в развитии этого проекта: проектировать и разрабатывать новые игры, программное обеспечение портала WEAZET.COM.

– Ваш проект нацелен только на школьников и студентов?

– Мы ориентированы на активное сотрудничество со школьными педагогами. По сути, хотим дать им инструмент для того, чтобы обеспечить углубленное изучение учащимися информатики. В перспективе – учебные курсы по программированию, где часть традиционных задач по разделам будет представлена в виде соревнований алгоритмов и программ. Это пока в планах. Мы ведь начали проект как стартап пару месяцев назад. Еще из перспектив на ближайшее будущее – подготовка ребят 16–17 лет для трудоустройства в белорусские IT–компании.

– В Беларуси есть IT–компании, готовые принять на работу столь юных специалистов?

– Да, у меня есть студенты, которые работают с 1–2 курса обучения, то есть практически после школы. Но для этого нужна определенная практическая подготовка. Мы надеемся, что школьники и студенты получат ее отчасти благодаря нашему проекту. То есть ранняя профессия – это тоже одна из целей. Мы понимаем, что сегодня профессиональная карьера связанна с образованием на протяжении всей жизни. Но мы рассматриваем программирование именно как первую, но далеко не последнюю ступень карьеры в IT–отрасли. Начало работы программистом – осознанный выбор дальнейшей образовательной и профессиональной траектории в высокотехнологичной сфере цифровых технологий. Мы хотим, чтобы талантливые ребята, придя на наш факультет радиофизики и компьютерных технологий, окончив его, двигались дальше – к профессиям системного архитектора и бизнес–аналитика, специалиста в области искусственного интеллекта, анализа данных, кибербезопасности, цифровой электроники, телекоммуникаций, аэрокосмических технологий. Мы хотим, чтобы в результате у нас появились молодые специалисты с высшим образованием, которые придут в IT и будут работать на страну, на цифровую трансформацию ее экономики и социальной сферы. IT–потенциал страны – это часть ее человеческого капитала, о воспроизводстве которого мы должны сегодня думать.

– Что для вас самое главное в разработке проекта?

– Во–первых, мне важно развивать в учащихся творческое начало. Чтобы оно появилось в программировании, мы ставим перед детьми задачи, которые не имеют однозначно правильного, идеального ответа. Как и в спорте, в соревнованиях алгоритмов, как правило, достигнутый результат может быть улучшен. И школьники, выставляя свои алгоритмы на соревнования, сравнивают свой программный продукт с теми, которые создали их товарищи. Автоматически на портале разыгрываются парные дуэли алгоритмов. Школьники видят, как эти алгоритмы соревнуются, например, визуально наблюдают, как два лунных модуля, управляемые их алгоритмами пытаются осуществить мягкую посадку.

Второе, что я хочу привнести в этот проект – присущую нашему факультету радиофизики и компьютерных технологий междисциплинарность. Соревнования всегда более интересны, когда они связаны с междисциплинарными знаниями. Например, та же посадка на Луну – это информатика, математика, физика и элементы космической механики, которые понятны даже школьнику. В наших планах – соревнования, затрагивающие иные междисциплинарные области, например, биоинформатику, киберфизические системы и другие. Учащиеся в этом случае видят в программировании не самоцель, а прикладные, высокотехнологичные приложения.

Информатика и информационные технологии лишь часть школьного и вузовского образования. Мы понимаем, что будущие IT–специалисты в школе, а затем в университете должны изучить множество дисциплин, которые взаимосвязаны и позволяют человеку стать компетентным специалистом, быть востребованным на рынке труда в эпоху информационного общества и экономики знаний.

Опубликовано:
31 марта 2022
Просмотров:
918
Источник:
Категория:
Поделиться в соцсетях: