«Р» упало, «л» пропало

«Чем сложнее было утро, тем тише вечером у меня дома», — говорит учитель-дефектолог Элла Вайтеховская

Элла Михайловна более 15 лет специализируется на логопедии дошкольного возраста, работает в детском саду № 446 Ленинского района. Через руки специалиста прошли более 1.000 детей. По ее словам, большинство родителей видят лишь верхушку айсберга, считая, что логопед ставит только звукопроизношение: учит выговаривать, допустим, «р» или «л». На самом деле, логопедия — наука, которая занимается, в том числе, развитием фонематического слуха, связной речи, формированием у ребенка лексики и грамматики. Каждый воспитанник требует индивидуального подхода.

— От детей не устаю, — отметила специалист. — Наоборот, они стимулируют, заряжают позитивной энергией. Бывает, бьешься над звуком, а потом ребенок раз — и выдает правильное произношение. Для меня это самая большая радость.

Собеседница рассказала случай: мальчик не выговаривал шипящие и свистящие согласные, путал звуки. Вместо слова «нос» у него выходило «мок». Воспитанник злился: его не понимали педагоги, сверстники отказывались с ним играть. За три года дошкольник научился четко артикулировать звуки.

Работа непростая. Тем не менее Элла Вайтеховская, как сама признается, ее любит, хотя иной раз так устает, что мечтает об одном — помолчать. Домашние это понимают.

О мультфильмах

— Совместные видеопросмот­ры важны для ребенка, — рассказала дефектолог. — Когда родитель комментирует и проговаривает происходящее на экране, интересуется мнением дошкольника, он тем самым помогает формировать его словарный запас, мировоззрение.

Как-то Элла Михайловна заменяла в детсаду воспитателя. На улице шел дождь, гулять было нельзя, поэтому включила советские мультики. Когда ребята стали отвлекаться, «включила» логопеда — начала комментировать происходящее на экране. Например: «Посмотрите, какие длинные ноги у паучка! Как вы думаете, успеет он добежать до домика?» Дети стали задавать вопросы, рассуждать. Просмотр получился интересным и познавательным.

— Мне нравятся советские мультфильмы, — подчеркнула дефектолог. — В них герои четко, просто и понятно разговаривают, а сюжеты воспитывают доброту, сопереживание, способствуют развитию мышления. А что в западных? Все бегут-спешат, на экране много агрессии и конфликтов. Быстрая смена кадров, ядовитые цвета — все это не лучшим образом сказывается на детской психике. Советую родителям фильтровать мультфильмы, которые дают смотреть ребенку.

Элла Михайловна не отвергает западных сказок. По ее словам, достойных много. Тот же «Король лев». А вот с губками и другими неодушевленными персонажами педагог советует быть осторожнее. У ребенка нет сформированных моделей поведения, он получает их извне.

О наболевшем

Элла Михайловна переживает, что некоторые родители не уделяют должного времени ребенку.

— В логопедических группах мы ведем тетради, но неред­ко мамы-папы игнорируют домашние задания, объясняя это занятостью, — продолжила педагог. — Грустно. Если вы отдали ребенка в логопедическую группу и нацелены на результат, то уделяйте 15 минут на выполнение домашнего задания. Это важно. Одних моих занятий недостаточно. Иногда решение проблемы требует комплексного подхода: с ребенком работают учитель-логопед, педагоги, врачи. К тому же зачастую логопедические группы переполнены — вместо положенных 12 детей их посещают 15-18.

О ценности общения


Многое в речевом развитии зависит о того, сколько времени в семье уделяют ребенку. Чем больше, тем лучше. Элла Михайловна вспомнила о папе, который пришел в детский сад за ребенком и сказал ему: «Пойдем ням-ням». И это в старшей группе!

— Беседуйте со своим ребенком, — резюмировала дефектолог. — Посмотрели фильм — задайте вопросы по содержанию, придумайте продолжение истории. Идете в сад — обсуждайте все, что видите: людей, деревья, автомобили. Используйте каждый момент. И тогда, возможно, вам не придется обращаться к логопеду. А своему ребенку вы станете лучшим другом.

Вот потеха!

Что такое народная педагогика?


Речь идет от потешках — веселых поговорках для детей, передававшихся от поколения к поколению. Название пошло от основной их функции — развеселить, позабавить, потешить малыша.

Проговаривая потешки во время умывания, одевания, расчесывания или кормления, взрослые успокаивают, отвлекают от неприятного для ребенка занятия. Ласковые поглаживания ручек, ножек, животика или спинки с проговариванием тематических стишков устанавливают доверительную связь с матерью, делая то же купание более приятным. При этом активно развиваются речевые центры детского мозга, мелкая моторика, а эмоциональные строчки побуждают к самостоятельным движениям, повторяющим содержание песенки-потешки.

Мудрые предки не ограничивались лишь развлекательными моментами. Через потешки ребенок знакомился с окружающим миром, животными, природой в легкой игровой форме. «Сорока-воровка кашу варила» — самая популярная потешка, которую используют в качестве пальчиковой игры. В ней отображается наказание за безделье — кто не помогал, тот кашу не ест. Подчеркивая обязательность труда для детей, игра напоминает о традиционных правилах поведения, нравственных нормах.

Одни потешки развлекают или отвлекают, другие сопровождают бытовые моменты жизни, третьи развивают, помогают освоить родной язык, четвертые побуждают к движению, но все без исключения дарят детям ощущение заботы, материнского тепла и защищенности.

Осторожно — покемон

О вреде некоторых мультфильмов

Нашумевшая история… После просмотра 38-й серии «Покемонов» более 500 японских детей в возрасте от 3 лет и старше госпитализировали с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Также были зафиксированы обращения нескольких молодых людей, достигших 20-летнего возраста. По сюжету, главные герои оказываются внутри компьютера, где им предстоит уничтожить опасный вирус. Приблизительно на двадцатой минуте персонаж применяет одну из своих атак, анимация которой представляет собой взрыв с яркими красными и синими вспышками. Подобные взрывы встречались и во многих других мультфильмах, однако этот отличался особенной интенсивностью и яркостью.

После той сцены дети стали жаловаться на нечеткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту. Для нескольких человек последствия оказались еще более тяжелыми: у них случились судороги и конвульсии, они теряли сознание, наступала временная слепота… А вы знаете, что смотрит ваш ребенок?

Надежда ЛИСОВА, «Минский Курьер»
Опубликовано:
17 ноября 2015
Просмотров:
1224
Категория:
Поделиться в соцсетях: