Ребенок в кризисном состоянии. Как вести себя учителю?

Поведение учеников в школе может быть напрямую связано с событиями, произошедшими в жизни ребенка и его семьи. Учитель, обращая внимание на такие события, может выявить среди детей группу риска. Сюда входят дети, в жизни которых произошли негативные события (например, смерть близкого, серьезный конфликт со сверстниками, факты насилия, разрыв отношений, развод родителей). Именно эти события могут оказать негативное влияние на состояние и поведение ребенка. Поддержка и внимание учителя могут стать надежной опорой для выхода из кризисной ситуации.

Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии

Основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил.

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля. 
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц. 
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы. 
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку. 
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда перестанет говорить ребенок. 
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

Если ребенок говорит: 

  • «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

  • «С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?» 
  • «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?» 
  • «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

Нерекомендуемые варианты ответа: 

  • «Когда я был(а) в твоем возрасте…» 
  • «Не ленись, займись делом!»

Если ребенок говорит:

  • «Я расстроен, все кажется таким безнадежным…» 

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

  • «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь»
  • «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит»

Нерекомендуемые варианты ответа: 

  • «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» 
  • «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу»
  • «Хватит ныть»

Если ребенок говорит: 

  • «Я совершил ужасный поступок…» 

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

  • «Давай сядем и поговорим об этом» 
  • «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь» 
  • «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации»

Нерекомендуемые варианты ответа: 

  • «Надо было сначала думать, потом делать!» 
  • «Что посеешь, то и пожнешь!»

Если ребенок говорит:

«Всем было бы лучше без меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

  • «Кому именно?» 
  • «На кого ты обижен?»
  • «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».

Нерекомендуемый вариант ответа: 

  • «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

Если ребенок говорит: 

  • «Вы не понимаете меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

  • «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно»
  • «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?»

Нерекомендуемые варианты ответа: 

  • «Я очень хорошо тебя понимаю» 
  • «Кто же может понять современных детей? Мы были другие»

Если ребенок говорит: 

  • «А если у меня не получится?»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

  • «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
  • «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?»

Нерекомендуемый вариант ответа: 

  • «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»
Важно сохранять заботу и поддержку, даже если критическая ситуация миновала. Очень часто взрослые расслабляются и перестают уделять необходимое внимание детям, думая о том, что кризис миновал. Эмоциональные проблемы и душевная боль не проходят быстро и редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади.
Опубликовано:
10 июня 2020
Просмотров:
6193
Источник:
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: