Семь пядей во лбу

Некоторые полагают, что воспитать ребенка вундеркиндом невозможно — это качество дается от рождения. Другие, наоборот, считают, что умственные способности зависят только от воспитания и обучения. Оказывается, обе гипотезы имеют право на существование. Кто такие вундеркинды и чем они отличаются от обычных людей? Можно ли вырастить гения и надо ли это делать? Об этом рассуждают учителя, врачи, ученые, психологи.

Десять лет назад в нашей стране по инициативе Президента был создан банк данных одаренной молодежи. В 2010 году его интегрировали в общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС). По состоянию на 1 апреля 2015 года (дата ежегодной актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи) в нем содержится информация о 5778 гражданах Беларуси. Причем 698 человек из них — совсем юные ребята, которые еще учатся в школах и лицеях.

— Белорусские школьники традиционно занимают высокие места на различных международных конкурсах, с предметных олимпиад они редко возвращаются без наград, — отмечает председатель совета молодых ученых НАН Андрей Иванец. — Не остается в стороне от работы с такими детьми и Национальная академия наук, у нас проводятся дни открытых дверей, другие мероприятия. В этом году совместно с Минским городским дворцом молодежи на базе нашего Института подготовки научных кадров был запущен проект по созданию целой сети так называемых школ юных исследователей по основным направлениям — химия, физика, биология, история и даже IT-технологии. Основная цель — знакомство учащихся старших классов с научной деятельностью. Кстати, большую тягу к знаниям проявляют и школьники помладше. Некоторые, например, учат химию по Большой химической энциклопедии, которую знают практически наизусть, хотя у многих из них еще не началось преподавание этого предмета в школе. Конечно, хотелось бы, чтобы в будущем такие ребята пришли нам на смену и подняли науку на невиданные высоты. Но этот путь долог и тернист. Важно, чтобы, окончив школу и поступив в вуз, они не утратили тягу к знаниям, ведь бывает и так, что кто-то попросту «перегорает». Воспитание таланта — целый процесс. Нужна система, способствующая выстраиванию цепочки от одаренных школьников до научных специалистов. Совместно с Министерством образования мы стараемся ее выстраивать.

Неординарные личности всегда в центре внимания, публикации об одаренных детях периодически появляются в СМИ. Как, например, о Валентине Дорофееве из Могилева и жодинце Тимуре Сушко. Валентин «перескочил» сразу через несколько классов и в свои 11 лет оказался в девятом (сейчас он учится уже в десятом). А Тимур в 12-летнем возрасте стал студентом Белорусского государственного медицинского университета. Впрочем, родители не считают его гением, они убеждены, что наличие таланта лишь в малой степени зависит от врожденных способностей человека, а 99% — тяжелый упорный труд. Наверняка многим это покажется лукавством. Ведь одни дети схватывают все на лету, их мозг работает, как компьютер, а другим и простейшая школьная задачка кажется неразрешимой.

И все же — отличается ли мозг одаренного человека от среднестатистического серого вещества? Может, какие-то процессы происходят в нем быстрее или вырабатывается значительно больше определенных гормонов?

— Вопреки устоявшимся стереотипам мозг гения ничем не отличается от мозга обычного человека, — утверждает заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН профессор Владимир Кульчицкий. — Некоторые ученые пытались найти закономерности в особенности борозд и извилин как пример гениальности, но потерпели фиаско. В мозге нейроны формируют многочисленные и разнообразные нейронные сети, которые обеспечивают быструю (доли миллисекунд) и гарантированную передачу информации от одной популяции нервных клеток к другой. Считается, что в разной степени выраженная способность нейронов анализировать информацию, сопоставлять ее с ранее накопленным опытом, придавать ей эмоциональную окраску является основой проявления когнитивных способностей человека. Конечно, ученые исследуют мозг с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, позитронной эмиссионной томографии, электроэнцефалографии и так далее. Но даже с помощью этих методов, к сожалению, невозможно отличить заурядного человека от гения.

Специалисты говорят, что примерно до 70% школьников можно отнести к категории одаренных. Спрашивается, куда деваются их «божьи искры», если из года в год централизованное тестирование демонстрирует ужасающие итоги? Дело в том, что большинство учителей не готовы работать с такими ребятами. Урок длится 45 минут, учеников в классе много и всем им нужно в какой-то мере уделить внимание. Поэтому бремя ответственности зачастую ложится на семью. Но далеко не у всех родителей хватает на это времени, да и денег тоже.

К примеру, родители Тимура Сушко, грубо говоря, сами целенаправленно «лепили» вундеркинда. Возили мальчика в Москву для обучения по методу Марка Комиссарова. И даже делали анализ его ДНК в Институте генетики и цитологии НАН. По словам заведующей лабораторией этого научного учреждения профессора Ирмы Моссэ, сюда часто обращаются родители, которые стремятся пораньше распознать в своем ребенке гения. Но ученым приходится их разочаровывать — пока это за гранью возможностей. А вот определить задатки в конкретных сферах деятельности генетики могут.

— Человек всю жизнь живет с данными от природы генами, причем с возрастом они не меняются, — объясняет Ирма Моссэ. — Поэтому ученым просто увидеть будущее ребенка. Например, даже тренер с многолетним стажем не всегда скажет, как будет развиваться его воспитанник. А генетикам это под силу. Они даже определяют, какие дети могут быть стайерами, а какие спринтерами. Хорошо известен случай, когда американский спортсмен из-за своего роста — 204 сантиметра — сразу попал в баскетбольную команду, но успехи его были весьма скромны. Благо кому-то пришло в голову попробовать его в плавании, и через четыре года парень стал олимпийским чемпионом! А если бы он вначале прошел генетический анализ, его путь в спорте начался бы именно с плавания. За творческие и профессиональные способности тоже отвечают гены. Их немало, целый комплекс. Но многое зависит и от трудолюбия, психологии самого человека. При одном и том же наборе генов можно достичь разных результатов: можно оказаться на вершине успеха, а можно дать волю лени и проспать свой талант.

Природа ничего не дает просто так, предупреждают врачи. За свою одаренность дети расплачиваются различными недугами. Талант — тяжкое бремя как для ребенка, так и для его родителей, которым придется мириться с нестандартным поведением своего отпрыска.

— Чрезвычайно одаренный ребенок может быть сверхактивным, возбудимым, любые стрессовые ситуации он переживает острее, чем его сверстники, поэтому зачастую склонен к невротическим и соматическим расстройствам, особенно в детско-юношеском возрасте, — говорит доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр Сергей Игумнов. — Это чревато появлением различных заболеваний.

В современном мире многие родители стремятся загрузить детей дополнительными занятиями, чтобы у них оставалось как можно меньше времени на дурные поступки (употребление алкоголя, наркотиков и так далее). Задействуются всевозможные кружки, занятия музыкой, теннисом, фигурным катанием и прочим. Но не получится ли в итоге ситуация, которую описал Владимир Машков в своей поучительной книге «Как я был вундеркиндом»? Когда ребенок до такой степени «задавлен» своими родителями, что простые подростковые радости для него уже не досягаемы, а все эти кружки со временем начинают вызывать в лучшем случае глухое раздражение.

— Одна из серьезных проблем многих родителей — их собственный комплекс неполноценности, который они хотят компенсировать за счет своего ребенка, — считает врач-психотерапевт, психолог, генеральный директор консалтинговой компании «Коучинг Центр» Михаил Дернаковский. — Сам по себе комплекс неполноценности есть у каждого человека. Такова точка зрения основателя индивидуалистической психологии Адлера, который и ввел в обиход этот термин. Формируется он из-за того, что ребенок видит превосходство взрослого над ним, завидует ему и сам хочет поскорее стать взрослым, чтобы его уважали. А также отождествляется со взрослым, учится у него. Этот комплекс имеет важное значение для социального развития индивида. Но у некоторых людей он излишне сильно проявляется.

По мнению Адлера, к этому приводят три совершенно не связанные между собой причины. Во-первых, жесткое и очень требовательное отношение к ребенку в семье. Во-вторых, полное попустительство и вседозволенность в воспитании. В-третьих, сильное отличие ребенка от других сверстников в коллективе. И тогда человек, вырастая, постоянно требует особенного, сверхуважительного отношения к себе. Но если он сам не находит возможностей пробиться по карьерной лестнице, не блистает талантами и достижениями, то все его внимание переключается на сына или дочь. В этом случае родитель ради удовлетворения излишней потребности в уважении во что бы то ни стало пытается найти у ребенка таланты и показать, что он сверхспособный, особенный, на худой конец — индиго. Такие родители всеми доступными способами пытаются заставить малыша раньше других детей садиться, стоять, ходить, говорить — в общем, прилагать никому, по сути, не нужные усилия. Со временем это начинает вызывать естественное сопротивление ребенка. Если не сознательное, то подсознательное — в виде психосоматозов и невротических симптомов.

Если же ребенок не чувствует такого сильного прессинга и родители ориентируются прежде всего на его, а не на свои интересы, на получение им удовольствия от дополнительных занятий и кружков, в этом случае раскрытие талантов происходит естественно и просто.

И  все же — как надо себя вести родителям, если они вдруг обнаруживают, что у ребенка есть определенные способности?

— Наличие задатков приведет к реализации таланта только тогда, когда те или иные кружки и занятия не будут вызывать у ребенка негативные эмоции, — считает Михаил Дернаковский. — Кружок должен вызывать позитивные эмоции. Очень важно найти хорошего педагога или тренера, чтобы ребенку нравились занятия. Степень развития таланта во многом связана именно с воспитанием человека и той средой, в которой он находится.

Однако вспомним, что среди выдающихся людей — много бывших «двоечников»: Альберт Эйнштейн, Сергей Королев, Томас Эддисон, Уинстон Черчилль, Билл Гейтс и другие. Значит ли это, что современные «отстающие ученики» тоже небезнадежны? Как разглядеть в них незаурядные способности и кто это должен сделать — учителя, родители или сами дети?

— Последовательность такова: сначала родители, потом педагоги (школьная программа построена так, что ребенок может попробовать себя в разных сферах, но многое зависит от человеческих и профессиональных качеств педагога) и затем уже сам человек, когда повзрослеет, — расставляет приоритеты Михаил Дернаковский. — В каком-то смысле идея найти свой талант равносильна идее найти себя и обрести свое счастье. Поэтому, наверное, каждый человек должен искать свои таланты всю жизнь. Показателен пример писательницы Дж.К. Роулинг: большую часть своей жизни она ничем не блистала, а потом вдруг создала цикл детской литературы, прославивший ее на весь мир. Еще один пример, более близкий нашему менталитету. У меня был клиент из Санкт-Петербурга, который долгие годы занимался бизнесом, но при этом всегда мечтал петь (в детстве он окончил музыкальную школу). Разменяв шестой десяток, решил все-таки попробовать воплотить свою мечту в жизнь. И что вы думаете — стал профессиональным шансонье. Я не слушаю шансон, поэтому мне трудно оценить его музыкальные дарования, однако люди, которые в этом разбираются, подтвердили, что он очень талантлив. А HR-директор крупной компании (ей уже за тридцать) после одной из сессий коучинга решила поискать себя в других направлениях профессиональной деятельности. Неожиданно для меня она стала замечательной телеведущей, хотя, на мой взгляд, была и очень хорошим HR-директором. И подобных случаев немало.

МНЕНИЯ

Алла Сопикова, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке:

— Отношения, связанные с защитой прав и интересов молодежи, регулируют восемь кодексов, порядка двадцати законов и сорока указов Президента, более ста постановлений Правительства. Однако до сих пор актуальной остается проблема так называемой эмиграции умов, когда талантливейшая молодежь покидает навсегда страну для реализации своих планов за границей.

Конечно, можно принять радикальные меры и пресечь деятельность иностранных фондов по привлечению талантов из Беларуси, однако запреты не всегда идут на пользу общему делу. К тому же молодой специалист, стажируясь за границей, получает колоссальный профессиональный опыт. Главное — чтобы ему захотелось потом применять его в родной стране. А это уже вопрос воспитания патриотизма и создания материальных и социальных условий, в понятие которых входят жилье, достойная зарплата, возможность самореализации и повышения квалификации.

Еще один нюанс: не секрет, что талантливому ребенку из глубинки гораздо сложнее выбиться в люди, чем жителю областного центра, а уж тем более Минска. Не так давно было положено начало совместному проекту Академии управления при Президенте и Слонимского районного исполнительного комитета «Школьная академия управления». Его цель — содействовать воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, формированию у школьников представлений об особенностях управленческой деятельности на различных уровнях, о профессиональных компетенциях, необходимых для достижения успеха в карьерном росте. Надеюсь, подобные инициативы приживутся не только на Гродненщине.

Сергей Риняк, учитель химии и биологии Искровской базовой школы Белыничского района:

— Признаться, мне не посчастливилось встречать среди своих учеников самородков-гениев, но способные ребята были. Что их отличало от других? Усердность, трудолюбие, целеустремленность. Но я заметил, что если такого ребенка что-то по-настоящему увлекает, он начинает отставать по другим дисциплинам. И сколько бы учителя ни говорили, что важно быть разносторонне развитой личностью, усилия способного ученика (понятно, не без согласия родителей), как правило, сконцентрированы только на одном предмете. И с этим приходится смиряться. На мой взгляд, учителя должны не мешать, а помогать талантливым детям быстрее достичь своей цели.

Валерий Бельский, ректор Института подготовки научных кадров НАН:

— Одаренные дети — золотой фонд нации. Причем я сторонник того, что использовать их таланты нужно по максимуму. Стране выгодно, ребятам интересно — все в выигрыше! Ведь обычно такие ребята обладают огромной тягой ко всему новому. Например, недавно мы совместно с Объединенным институтом машиностроения и БНТУ заключили многосторонний договор с 29-й гимназией Минска. Главная задача — создать условия для вовлечения в научную работу молодежи прямо со школьной скамьи. Основные направления — мехатроника и 3D-технологии. В том, что этот проект будет успешным, я не сомневаюсь.

Наталья НЕВИДОМАЯ, Людмила КОНОПЕЛЬКО, Ольга БЕБЕНИНА, «Народная газета»
Опубликовано:
7 Декабря 2015
Просмотров:
1092
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Психологическая помощь