Семья идет в сад

На площадках минского детского сада № 412 шумно и весело: как раз закончилась прогулка, и маленькие непоседы выстраиваются, чтобы идти в свои группы. Своим расширенным составом в ясли–сад направляется и семья Яскевич. Ведь для многодетной мамы Веры теперь ее официальная работа... быть мамой! К такой новой форме организации дошкольного образования начали примеряться в Минске с сентября. 6 групп семейного типа уже работают на базе нескольких детских садов: 4 — во Фрунзенском районе, 2 — в Московском. Здесь Минск взял на вооружение опыт московских коллег.

Последние годы в отдельных микрорайонах сложилась напряженная ситуация с местами в учреждениях дошкольного образования в шаговой доступности, — о том, как родилась идея пилотного проекта, рассказывает специалист отдела дошкольного, общего, среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Елена Макаревич.Поэтому мы решили опробовать новую форму, конечно, с согласия родителей. Семейная группа функционирует как группа кратковременного, до четырех часов, пребывания без организации питания. Такие группы могут организовываться в многодетной семье, где воспитываются трое и более детей дошкольного возраста. Суть в том, что маму принимают на работу в ближайший детский сад на 0,5 ставки, причем ей не обязательно иметь педагогическое образование: всю необходимую помощь ей будут оказывать сотрудники учреждения образования.

Дети из семейной группы могут не только общаться со своими сверстниками, но и принимать участие в музыкальных развлечениях и спортивных праздниках, посещать занятия музыки и физкультуры. Опыт здесь — дело наживное: мама может набираться навыков, наблюдая, как работает с детьми воспитатель. Мало того что всю необходимую помощь — от методической до практической — ей окажут в саду, при необходимости проконсультируют и в Минском городском институте развития образования.

Многодетная мама Вера Яскевич проектом довольна. Тем более есть с чем сравнивать: пятилетняя дочка Яна уже ходила в обычный садик, трехлетний Матвей пару раз был в яслях. А самая младшая, шестимесячная Лиза, пока только у мамы на руках с интересом наблюдает за старшими братом и сестрой: у нее свои игры и распорядок дня.

Безусловно, это удобнее и лучше, чем обычный детский сад, — рассказывает Вера, пока старшие дети играют в музыкальном зале, а Лиза сладко спит. — Ведь каждая мама, занимаясь своими детьми, лучше, чем какой–то посторонний человек, знает, что они уже умеют, а чему еще нужно учить. Все дети при мне, я сама с ними работаю. В детском саду мне помогли с документацией воспитателя, обеспечили необходимой литературой и учебной программой дошкольного образования. Я узнала много нового, занятия стали более систематическими.

В зале музыкальный руководитель Елена Клишевич помогает Яне и Матвею разучить несложный припев. Вера вся во внимании, ведь многие педагогические приемы можно перенять. Да и воспитателю легче выстроить контакт с детьми при маме: они проще освоятся в непривычной обстановке, а она расскажет о привычках и характерах своих непосед. После совместного песнопения изучаем музыкальные инструменты. Маракасы, трещотки, бубны — детворе понравилось все, что громко шумит и бренчит. Дальше музыкальные треугольники и колокольчики — у них другой звук, звонче и выше. В доступной форме, играя, малышам объясняют разницу между инструментами. Дальше по распорядку дня — прогулка на свежем воздухе и познание окружающего мира, и семейство Яскевич отправляется на детскую площадку. Маленькие почемучки без умолку расспрашивают маму об осенних листьях, каштанах и семенах: что да как?

У нас обучение тоже происходит на фоне домашних дел, — признается Вера. — Они мне помогают готовить завтраки, сервируют стол, очень любят готовить омлет и взбивать яйца. Телевизор в нашей семье не смотрят. Детям с самого начала прививалась любовь к книгам. Если вижу, что у них появился интерес к буквам, то, пока готовится обед, собираем слова на холодильнике из магнитиков или учимся писать. Переключаются на рисование — садимся с карандашами или красками. А занятия по познанию окружающего мира у нас проходят и на природе в деревне. Ходим в лес, рассматриваем деревья, собираем грибы. Вместе пробуем сажать деревья и собирать урожай. Так что наш распорядок дня корректируется уже самими малышами. Стараемся заниматься тем, что интересно им на данный момент.

Программа у детворы насыщенная и интересная, потому как сами родители — отличный пример. Папа Юрий — художник, увлекается музыкой, играет на синтезаторе. Мама — архитектор с красным диплом, окончила магистратуру. Дома семья общается на белорусском языке. В общем, вокруг исключительно творческая атмосфера.

Важно помочь маме выстроить свою методику обучения. Конечно, есть некоторые трудности, — не скрывает заведующая учреждением образования «Ясли–сад № 412» Ирина Свистунова. — Мы проконсультировали ее по организации образовательного процесса, помогли составить план работы, сетку занятий и распорядок дня для разновозрастной группы, приобрели всю необходимую научно–методическую литературу. Помогли семье и в создании предметно–развивающей среды в домашних условиях: предоставили детям все, что необходимо для лепки, рисования, аппликаций, все учебные материалы и рабочее место. Изначально предполагалось, что мама будет приходить намного чаще, но поскольку в семье шестимесячный ребенок, очень трудно подстроиться под время занятий. Поэтому сейчас мы организовываем выход наших специалистов на дом. Там психолог будет обследовать детей, может проконсультировать и саму маму. А учитель–дефектолог помогает родителям обучать грамоте старшую девочку.

Проект еще только стартовал, поэтому пока не до конца определена нормативная часть, а методика работы и с мамами, и с разновозрастными детьми дорабатывается. Кроме того, родителям, никогда не работавшим в системе дошкольного образования, нужно будет осилить немало методичек, научиться вести всю необходимую документацию, писать планы и отчеты. Но техническая сторона дела мам не пугает — им начинание нравится, и все вопросы они готовы решать в процессе, ведь многое делается впервые. В следующем году такую практику уже думают расширить.

Ольга ЗУБЕНКО, «Советская Белоруссия» № 200 (24830), от 16 октября 2015 г.
Опубликовано:
16 Октября 2015
Просмотров:
1322
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях:
Правила безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций для детей и взрослых