Школа – не банковская ячейка

Ребенок на перемене разбил чужой телефон. Кто должен платить? Злободневный вопрос буквально в каждой школе. И даже в детском саду.

Школа

Бежал, толкнул, ударил, упал… Случайно смахнул с парты планшет или задел ногой рюкзак, а в нем – повезет, если просто электронная книга, а не какой-нибудь айпад. И начинаются целые расследования. Родители устраивают личные разборки, требуя возместить ущерб, наказать виновных. Подключаются учителя, завуч, директор, родительский комитет. Будут взяты объяснительные у всех, хоть как-то к этому причастных. А крайним вообще может оказаться классный руководитель. Мол, а вы где были в этот момент? Разбитый айфон – это вам не порванные брюки!

А если на физкультуре Петя положил на стол учителю свои «умные» часы, а вспомнил в конце учебного дня, когда их уже и след простыл, кто должен отвечать? Учитель физкультуры? Он несет ответственность за жизнь и здоровье 30 учеников, а не за сохранность их гаджетов.

Или вот в одной из школ очередной инцидент: ребенок оставил в гардеробе дорогой музыкальный инструмент, а кто-то из одноклассников на него сел и сломал гриф. И опять ответственных ищут, кто бы компенсировал. Родители требуют заменить вешалки на 25–30 индивидуальных металлических шкафчиков, установить видеонаблюдение. Не ровен час, сейф придется закупать для каждого учебного кабинета, чтобы всякие драгоценные вещицы школьников хранить.

Лет 20 назад самыми большими потерями в школе были тамагочи или тетрис. Сейчас «игрушки», с которыми приходят ученики, иногда сравнимы со среднемесячной зарплатой педагога. Казалось бы, достаточно просто не приносить в школу ценные вещи. В советское время ведь до 6-го класса не разрешали ученикам надевать украшения – и не было никаких громких дел о пропаже. Но нет! Сейчас даже в детском саду та же ситуация.

Да-да, уже в старших группах пятилетки частенько приносят планшеты, телефоны, игровые консоли и смарт-часы. Некоторые из них не доживают и до конца дня: кто-то в песочнице прикопал, на асфальт уронил, у кого-то просто исчез из шкафчика. И начинается пепеписка в родительских чатах: «Кто последний видел, спросите у детей, посмотрите в их карманах, рюкзаках, может, кому-то приглянулся, ребенок расстроен…» На чью-нибудь реплику «сами виноваты, что дали в сад» тут же монолог о том, что «мой ребенок достоин самого лучшего» и «научите своих детей уважать чужую собственность!». А понимает ли ребенок, как она дорога?

Вот порвалась у Маши золотая цепочка – музыкальные занятия сорваны: это же не бисерная фенечка, все ищут, Маша ревет, родители требуют починить цепочку того, кто порвал. «Это же оберег из самого Иерусалима!» Все ползают, заглядывают под кровати и тумбочки, а в итоге, бывало, и в горшке находили мелкие драгоценности.

Стоит понимать: сад или школа – это не банковская ячейка. Их зона ответственности – воспитать и обучить, а вовсе не охранять айфоны, айпады и банковские карточки.

Мария Кучерова, «СБ. Беларусь сегодня»
(фото Ивана Яривановича)

Опубликовано:
26 апреля 2019
Просмотров:
629
Категория:
Поделиться в соцсетях: