Самое мощное «силовое ведомство»

Какие вопросы волнуют педагогов из Беларуси и Казахстана.
Качество образования и имидж учителя в обществе — напрямую взаимосвязанные понятия. К такому выводу пришли участники «круглого стола», прошедшего в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. За ним собрались преподаватели и учителя физико-математических дисциплин как из нашей страны, так и из Казахстана, которые находились в белорусской столице в рамках программы международного сотрудничества между нашими странами в области дополнительного образования взрослых.

Целью визита педагогов из Казахстана стало обсуждение проблемных вопросов в физико-математическом образовании. Они приняли участие в работе конференции «Математическое образование: цели достижения и перспективы», семинара «Современные технологии в преподавании точных наук» и посетили 13-ю столичную гимназию.

— Я считаю, что система образования в любой стране — это самое мощное «силовое ведомство», потому что именно мы работаем с главным ресурсом — с детьми, формируем их сознание, мышление, гражданственность, прививаем любовь к своей стране и растим из них будущих профессионалов, — поделился своими мыслями с коллегами из Казахстана ректор БГПУ, профессор Александр ЖУК. — Поэтому вопрос повышения престижа профессии учителя в обществе стоит очень остро.

Математика и физика — те две школьные дисциплины, которые у белорусских школьников особенно «хромают», если судить по результатам централизованного тестирования. По словам Александра Жука, наше школьное образование «грешит» академизмом. И как только математическая задача переходит в практическую плоскость, школьники затрудняются применить полученные на уроках знания. К примеру, площадь прямоугольника они могут определить, а вот подсчитать, сколько требуется рулонов обоев для оклеивания стены, для них уже проблематично.

Ректор рассказал, что в 2018 году Беларусь впервые будет участвовать в международном исследовании PІSA. Образовательные тесты, которые предлагаются 15-летним подросткам, проверяют не столько академические достижения учащихся (механическое заучивание фактов, законов, формул исторических событий и т.д.), сколько их умение применять свои знания из самых разных областей на практике и реальные жизненные компетенции.

— Национальный институт образования сейчас работает над новым содержанием школьного образования, нацеленного на подготовку к самостоятельной жизни детей вне школы. А созданный в стране республиканский учебно-научно-инновационный кластер должен разработать научно-методическое обеспечение подготовки педагогов для реализации компетентностного обучения в школе, — подчеркнул Александр Жук. — Мы прекрасно понимаем, что настало время, когда младшее поколение кое в чем опережает старшее. Я имею ввиду навыки в сфере ИТ. Для того, чтобы выпускники педуниверситета не отставали от школьников, мы создаем в своем вузе мощную современную информационно-образовательную среду. С этой целью была разработана концепция информатизации университета до 2018 года.

Но ведь и преподаватели могут отставать от студентов. Поэтому в педагогическом университете пошли на следующий шаг: при переизбрании по конкурсу на должность профессорско-преподавательского состава каждый претендент должен будет пройти повышение квалификации и предоставить соответствующий сертификат умелого пользователя ИТ. Они должны уметь пользоваться интерактивной доской, проводить вебинары, использовать ресурсы электронной библиотеки, консультировать студентов дистанционно и многое другое. «Либо мы осваиваем все наравне со студентами, либо мы будем от них безнадежно отставать», — подчеркнул Александр Жук.

Казахские педагоги констатируют: проблема слабой подготовки выпускников по точным наукам актуальна и для их страны. Причем в педагогические вузы выпускники школ идут по остаточному принципу, более сильные абитуриенты выбирают другие специальности. Именно по этой причине педагогические вузы выпускают недостаточно хорошо подготовленных учителей и кадровый вопрос актуален даже для учреждений образования в столице.

В Казахстане в последние годы активно развивается частное образование, которое пользуется большим спросом. Родители готовы платить 5 тысяч долларов в год за обучение своих детей в частных школах. Зарплата педагогов в таких учреждениях в 2-3 раза выше, чем у их коллег в государственных школах, но даже частным школам проблематично найти достаточное количество профессионалов.

Настоящим прорывом в среднем образовании стали «Назарбаев Интеллектуальные школы», рассчитанные на привлечение одаренных детей. Для них были разработаны образовательные программы углубленного изучения математики, физики, химии и биологии, были отработаны механизм и система сопоставления качества образования с лучшими образцами международных и национальных образовательных программ, разработаны система отбора педагогических кадров и система непрерывного повышения квалификации учителей. «Назарбаев Интеллектуальные школы» ориентированы главным образом на привлечение одаренной сельской молодежи. Но конституционное право на качественное образование (независимо от места проживания) обеспечивается на конкурсной основе. Те, кто выдержал конкурсные испытания, получают годовой грант от государства в размере 10 тысяч долларов. Дети оканчивают школу и сдают все международные тесты. Школы находятся в системе международного бакалавриата.

В Казахстане понимают, что пока не повысишь педагогам зарплату, система не может быть устойчивой. Поэтому там пошли на такой шаг, как автономия. Сеть «Назарбаев Интеллектуальные школы» — полностью автономная, ею управляет отдельный орган, и для нее создан даже отдельный закон.

А с 1 января 2016 года в Казахстане собираются ввести новую модель оплаты труда работников образования. Заработная плата педработников будет исчисляться, исходя из уровня образования, квалификационной категории, условий труда и с учетом физической нагрузки на них. Вводится новая система доплаты надбавок. Они разделены на компенсирующие и стимулирующие. Компенсирующие доплаты будут зависеть от условий труда, а стимулирующие надбавки — служить вознаграждением за высокие достижения в работе.

Все надеются, что новые подходы в оплате труда позволят устранить недостатки действующей системы, обеспечат повышение уровня заработной платы, повысят престиж труда работников образования и привлекут в отрасль квалифицированные кадры.

В среднем по всей системе, включая административный персонал, уровень заработка вырастет на 27%. Зарплаты непосредственно у учителей в среднем увеличатся на 44%. У учителя с высшим образованием и высшей категорией должностной оклад увеличится на 66%, с высшим образованием и первой категорией — на 51%.

Кстати, быть лучшим педагогом в Казахстане не только престижно, но и материально привлекательно. Конкурс на звание «Лучшего педагога» проводится среди работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности. Обладателю звания «Лучший педагог» выплачивается вознаграждение в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Эта сумма составляет около 2 миллионов тенге (10 тысяч долларов), которые единовременно перечисляются на расчетный счет педагога. Накануне Дня учителя в Астане наградили 48 учителей — победителей республиканского конкурса «Лучший педагог».

Для справки:

На сегодняшний день в Республике Казахстан функционируют 7563 общеобразовательные школы с контингентом 2,7 млн детей. Для 142 тысяч детей с ограниченными возможностями действуют 346 организаций специального образования. В 121 специализированной организации, 322 гимназиях и лицеях обучаются 204 тысячи одаренных школьников. В 1159 школах с классами углубленного изучения предметов — 506 тысяч. В 833 организациях дополнительного образования и в 59 тыс. кружках школ занимаются 1,6 млн (60,5%) детей. В 2015 году в международных интеллектуальных конкурсах казахские школьники завоевали 1187 медалей.

Надежда НИКОЛАЕВА, «Звязда»
Опубликовано:
3 Ноября 2015
Просмотров:
989
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Опасности интернета