Система образования - фундамент будущего страны

Для любой страны, стремящейся войти в число мировых лидеров за счет увеличения своего национального капитала, один из приоритетных вопросов - развитие системы образования. И в мировой экономике образование давно и стабильно стало дорогим и очень ценным товаром, а устойчивое развитие стран определяется не столько их природными ресурсами, сколько общим уровнем образования нации.  Сегодня нельзя привести ни одного примера государства, обладающего «сильной экономикой и плохим образованием» или, наоборот, «слабой экономикой и хорошей системой образования».

В мире прочно укрепилось мнение, что деньги, вложенные в образование, дают большую отдачу, чем какое-либо еще капиталовложение. Причем отдачу и индивидуальную, и общественную, и монетарную, и немонетарную. Более того, и это официально зафиксировано, люди с высшим образованием даже могут похвастаться большей продолжительностью жизни. Конечно, непросто определить, что является причиной, а что следствием: «сначала модернизация - потом образование» или наоборот, но очевидно, что одно без другого невозможно.  Не случайно, вопросы, связанные с состоянием системы образования в Беларуси, ее развитием и совершенствованием находятся под пристальным вниманием Президента. И развитие образования на всех уровнях, наличие сбалансированной, соответствующей лучшим мировым стандартам, но с учетом своих национальных особенностей и приоритетов системы образования - это фундамент будущего независимой Беларуси.
 
Сегодня основа развития нашей страны - ориентация на создание высокообразованного, высококвалифицированного общества, в котором труд принимает все более интеллектуальные формы. Поэтому на первый план выдвигаются новые задачи в области образования, в том числе наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей современным требованиям системы.

О стратегии развития белорусского образования


Система образования в целом, а в особенности высшего образования, сейчас переживает определенный кризис во всем мире. К сожалению, нет однозначных, пригодных на все случаи рецептов, позволяющих выработать правильные решения. Но, так как с похожими проблемами сталкиваются страны по всему миру, есть накопленный коллективный опыт, которым нужно эффективно воспользоваться.
 
Как неоднократно подчеркивал Президент, наша стана включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет - укрепление национальной системы образования. Поэтому и при разработке общей стратегии необходимо ориентироваться на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции.  Вот базовые положения, на основе которых, на мой взгляд, должна строиться стратегия развития системы образования:
 
1. Главная задача - «научить учиться».

Объем знаний, особенно в научно-технической сфере, каждое десятилетие удваивается. Поэтому главное сегодня - не «транслировать» знания, не выучить наизусть учебники, справочники, технологии, а именно «научить учиться». И стремительный прогресс, развитие всех отраслей науки и техники требуют от специалистов не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и постоянного самосовершенствования через систему непрерывного образования. Этот тезис присутствует и в докладах ЮНЕСКО, где в качестве приоритетной задачи современной политики образования сформулирована стратегия «обучения через всю жизнь».
 
2. Совершенствование образовательных программ.

Сейчас практически во всех передовых (по состоянию системы образования) странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усилении математического и естественно-научного профилей. Поэтому одна из основных задач - выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико-ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов - качественное образование. К примеру, советская модель образования, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Понятно, что выработать в современных условиях «разумный баланс» в системе образования - задача непростая. Кроме того, при разработке образовательных программ необходимо учитывать современное развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс.
 
3. Усиление профессионально ориентационной работы, совершенствование системы практической подготовки и формирование навыков решения реальных производственных задач.

Современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных, структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта система слабо ориентирована на современный рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому мировая тенденция - повышать популярность среди абитуриентов технических и естественно-научных специальностей как минимум до 30 - 40% от общего количества учащихся. Вместе с тем, по результатам исследований немецкой компании PrognosAG, на рынке труда Германии к 2020 году будет не хватать более 1,2 миллиона специалистов, получивших профтехобразование. Председатель Союза баварской экономики Бертрам Броссардт заявил, что сейчас «происходит переориентация рынка труда в вопросах нехватки специалистов на профессии, которые требуют прохождения профессионального обучения или же получения среднего технического образования». У нас же предприятия промышленно-производственного комплекса испытывают острейший кадровый голод, прежде всего в высокотехнологичных сферах экономики. И, очевидно, что старыми методами новые проблемы не решить. Не обойтись без нового механизма формирования социального заказа, реструктуризации сети учреждений профессионального образования, изменения их институционального характера, качественного обновления состава педагогических работников.

К слову, в Беларуси в этом отношении делается много. Так, принято решение о разработке и внедрении принципиально новой Национальной системы квалификаций, которая позволит иначе взглянуть на распределение ответственности между профессиональным образованием и рынком труда для того, чтобы система образования могла более гибко и динамично адаптировать профессиональные квалификации к реалиям бизнес-среды и обеспечивать требуемое качество подготовки рабочих и специалистов. Нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и чертами кадрового агентства, бизнес-инкубатора, информационно-консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни. Также нужно научиться создавать другую сетевую образовательную среду с обеспечением подготовки специалиста к реальным производственным условиям. Требуется новый инструмент инициации частно-государственного партнерства и делового сотрудничества всех заинтересованных сторон в социально-экономическом развитии общества. И большие надежды на успешное решение этой комплексной задачи возлагаются на реализацию недавно утвержденной Правительством «Структурной схемы информационно-аналитической системы прогнозирования потребности экономики в кадрах, их профессионального образования и подготовки». Документ установил функции и ответственность за кадровое обеспечение Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты и Минобразования.

Особая проблема - это повышение привлекательности для молодежи, да и в общественной среде в целом производственно-технических профессий и специальностей. Здесь стоит говорить о многообразии путей получения профессии, возможности продолжать образование, эффективной профориентационной и консультационной работе, обеспечении высокого качества не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки, соответствии квалификационных требований рабочих мест уровню полученной компетентности, перспективах занятости, а также об общественном восприятии престижности той или иной профессии. В решении этой проблемы задействованы далеко не все имеющиеся резервы.
 
Сегодня важнейшей движущей силой и стимулом в модернизации профессионального образования становится международное сотрудничество. Следует отметить, что оно достаточно интенсивно развивается. Речь идет, прежде всего, о взаимодействии в подготовке кадров в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Особое значение в этом отношении имеет и вступление Беларуси в международное движение WorldSkills. Наша команда впервые приняла участие в мировом чемпионате в г. Сан-Паулу (Бразилия) и продемонстрировала вполне достойную подготовку. Но еще важнее другое: наши специалисты получили доступ к профессиональным стандартам мирового уровня более чем по 50 профессиям, страна присоединилась к экспертному сообществу и мы получили возможность в реальных условиях сравнить уровень квалификации отечественной профессиональной школы с достижениями в профессиональном образовании индустриально развитых стран. В целом профессиональное образование представляется нам важнейшим ресурсом модернизации производства и укрепления экономики, в чем призвана участвовать не только система образования, но и все общество.
 
4. Проведение структурных преобразований в системе образования.

Важная особенность современного образования - это его организационное разнообразие. Например, то, что у нас называется средним специальным образованием, во многих странах включено в систему высшей школы. Есть и обратные примеры - общие дисциплины первого года обучения по нашим программам высшей школы в некоторых странах осваиваются в рамках профильного обучения в старших классах. Очень популярны и широко распространены двухгодичные программы, которые не закрывают возможность дальнейшей учебы, но дают шанс освоить прикладную специальность и найти работу (наш аналог среднего специального образования). Необходимо учитывать, что сейчас одновременно идут процессы, направленные на унификацию систем образования в русле подходов, закрепленных в Международной стандартной классификации образования 2011 (МСКО 2011), которой придерживаемся и мы. Следует самым серьезным образом учитывать и активное внедрение дистанционных форм обучения на всех уровнях образования.
 
5. Повышение статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника.

К образованию нельзя относиться только как к процессу накопления и передачи знаний. В современных условиях основная задача образования - развить аналитические способности, умение критически мыслить, а также навыки и умение учиться. Обучение таким способностям - задача учителя, педагога, профессора. Поэтому важно, чтобы менялись сам педагог, его профессиональная компетентность и навыки, условия его работы и жизни. Без этого все намечаемые преобразования и новации будут обречены. Сегодня повышению статуса педагога помогает республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года», в котором традиционно участвуют лучшие из лучших, демонстрируя высокий профессионализм, творческое горение, энтузиазм и любовь к детям. Достижения конкурсантов становятся достоянием всех педагогов страны. Формируется своего рода педагогическая элита - лауреаты и участники конкурса, которые не только профессионально, но и личностно влияют на развитие образовательной сферы. А в соответствии с Положением о присуждении поощрений специального фонда Президента Беларуси педагогическим и научным работникам, сделавшим особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов в области образования, науки, техники и передовых технологий, разработку современных методик их воспитания и обучения, на конкурсной основе присуждаются поощрительные премии. За 20 лет существования фонда их удостоено более 2840 педагогических и научных работников. Кроме того, работает общественное объединение «Белорусское педагогическое общество", на площадке которого сегодня 3 ассоциации, 16 секций, 5 клубов, в том числе республиканский клуб «Хрустальный журавль", который объединяет на добровольной основе участников и организаторов «Учителя года" разных лет республиканского и областного уровней. Еще один важный шаг - открытый республиканский конкурс для назначения стипендий Президента Беларуси талантливым молодым ученым, выполняющим научные исследования либо разработки в области естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Для участия в нем выдвигаются те, кто добился наилучших результатов в научной, научно-технической, инновационной деятельности: доктора наук в возрасте до 45 лет, кандидаты наук до 35 лет, ученые без степени до 30 лет.
 
6. Обеспечение социальных ориентиров и гарантий участникам образовательного процесса.

Важной задачей является обеспечение гарантий получения образования. Люди должны четко понимать, что они могут рассчитывать на государство в этом вопросе. Именно государство должно четко расставить акценты и объяснить, в чем состоят его гарантии в сфере образования, а где граждане должны опираться на собственные силы и возможности. К примеру, с 2013 года в учреждениях общего среднего образования страны апробируется отраслевая система оплаты труда педагогических работников (в 2015 году в эксперименте участвовало 17 учреждений). Главная идея связана с экономическим стимулированием качества и результативности педагогического труда путем введения дифференцированной оплаты различных видов работ, осуществляемых педагогами, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. Новый механизм позволил довести размер средней заработной платы педагогических работников в пилотных учреждениях до сопоставимого со средней зарплатой работников по стране. Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей - 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период. С 1 января 2014 года стартовал проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, в котором в 2015 году участвовали 34 учреждения образования. Эта система финансирования повысила заинтересованность учреждений образования в результатах своей деятельности и оптимизации расходов, а руководители получили право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, при этом высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников и укрепление материально-технической базы. В 2016 году проект по апробации нормативного финансирования коснется примерно 180 учреждений образования.
 
О приоритетных направлениях в общем среднем образовании:

 
1. Повышение качества подготовки.

К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Важно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению. Для овладения навыками и знаниями, не полученными вовремя, в более старшем возрасте требуется значительно больше усилий и затрат времени. Это хорошо видно на примере изучения математики и иностранных языков. Если ребенка вовремя не научить логическому мышлению, то исправить это в дальнейшем очень трудно, а может, и вообще невозможно.

Еще один важный шаг - разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. При этом педагогические коллективы школ должны самостоятельно определять, на базе каких классов, начиная с десятого, и по каким предметам имеет смысл создавать профили. Также должна сохраняться возможность выбора: получать знания в профильном либо в обычном классе. К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. То есть обучение в учреждениях профессионально-технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся восьмых - девятых классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования. Поэтому наряду с профильным обучением важным является переход на новое поколение учебных изданий в рамках реализации проекта «Базовый учебник", который позволит повысить качество усвоения учебного материала и его практико-ориентированную направленность. Базовый учебник будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Тем временем в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 - 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. При этом, обосновывая усложнение учебников, авторы ссылаются на увеличение объемов информации по предмету в целом, в результате чего в школьную программу и приходится все время добавлять новые понятия и термины. Но ведь человеческий мозг не удваивается и не утраивается! Наоборот, в эпоху переизбытка информации одной из главных задач школы должно стать отделение важного от второстепенного. Сейчас нет необходимости удерживать в голове огромные массивы информации - для этого есть поисковые системы. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию. И требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования, чтобы отобрать нужный для изучения в школе материал. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня - программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок. Сейчас у нас идет интенсивная научная и организационная работа по подготовке учебно-методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром и станет базовый учебник. Разрабатываются учебные комплексы, включающие базовые учебники и дополнительный материал на различных типах носителей. При этом такие комплексы не привязаны к конкретному классу и к конкретным программам. Важно, чтобы материала было достаточно для любого уровня подготовки учащегося. Следовательно, нужно задать критерии оценки, устанавливающие, что тема изучена. Ценность учебника определяется в числе прочего тем, что он позволяет ученику самому разобраться в том или ином вопросе. Примером создания пособия нового типа может быть разработанный в 2015 году в Национальном институте образования макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10 класса, представляющий собой электронное издание, в которое помимо основного текста включены интерактивные контрольно-измерительные материалы, видеозаписи химических экспериментов, гиперссылки на интернет-ресурсы. Еще один нюанс - нужно шире использовать возможности независимых институтов, обеспечивающих мониторинг оценки качества образования в учреждениях общего среднего образования.
 
2. Совершенствование системы отбора абитуриентов.

Задания централизованного тестирования не являются «чистыми тестами» в первоначальном смысле данного понятия. Они представляют собой симбиоз собственно тестов и специальных заданий, требующих проявления широкого спектра умений и знаний учащегося, а не только механического заучивания информации. И хотя используемая система проверки знаний выпускников школ показала свою эффективность, она требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику.

С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам. Кроме того, необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. При этом создаются и условия для минимизации роли досадных случайностей в виде низких оценок на экзаменах, полученных сильными учениками вследствие различных причин. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами.
 
3. Документооборот.


Надо признать, что сегодня в системе образования, особенно в школьной, одна из крупнейших проблем заключается в невиданной бюрократизации.  Результаты многочисленных соцопросов отмечают среди причин, которые мешают работе учителя, в первую очередь выполнение несвойственных педагогу функций и бюрократизацию. И очевидно, что дебюрократизация образования должна быть одной из первоочередных задач особенно в системе общего среднего образования. Эту проблему необходимо решить срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также активное использование в учреждениях образования возможностей ИТ-технологий и внедрение системы электронного документооборота способствуют уменьшению количества запросов и лишних документов. Поэтому сейчас идет интенсивная работа с проектом «Электронная школа".

О высшем и профессионально-техническом образовании.


Один из базовых элементов подъема экономики страны - повышение уровня университетского образования с учетом общих процессов глобализации. По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сегодня являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн-поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Например, поступление в вуз по интернету становится обычной практикой. Так, в 2015 году более 92% американских колледжей и университетов активно использовали такую форму зачисления. При этом основной упор сделан на дистанционную форму обучения. Очевидно, что при этом количество студентов и география стран, из которых они прибыли, увеличиваются в разы. По экспертным оценкам, в ближайшие годы благодаря распространению дистанционных форм обучения количество иностранных студентов в США возрастет до 7 миллионов. Вместе с тем, по моему мнению, онлайн-курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. С точки зрения Дафны Коллер, соосновательницы образовательной платформы Coursera, онлайн-курсы хороши для передачи базовых навыков и знаний, но пока не могут обеспечить многое из того, что доступно при традиционной форме обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель обучения, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.
 
Необходимо учитывать сложившуюся объективную реальность, что сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Еще в недалеком прошлом не более 15 - 17% выпускников средних школ поступали в вузы, и такая ситуация была в большинстве стран мира. В конце XX века высшее образование стало превращаться в массовое, подобная тенденция не обошла стороной и Беларусь. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.

К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия «образование». Высших учебных заведений тысячи, и все вузы выдают дипломы одинакового образца. В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящему образованный человек. Поэтому особенно важно сегодня дать новую четкую трактовку понятию «высшее образование», ведь за последнее время произошли такие открытия, такие прорывы в науке, которые может осмыслить далеко не каждый имеющий диплом.

При этом стоит подчеркнуть, что по-прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70 до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры - лишь около 20 - 30%, а в докторантуру попадают не более 2 - 5%. В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить студентов в таком количестве. И эта проблема не только белорусских вузов. Моделью для понимания, что переживает сегодня высшая школа, может служить введение всеобщего начального образования в XIX веке, когда тоже столкнулись с проблемой массовости, неготовности школы обеспечить хотя бы минимальное качество, в то время как больше половины тех, кто шел в школу, не могли освоить программу.  Но сегодня же никто не говорит, что начальное образование - это удел избранных.

Еще одна особенность современных университетов - все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются «трудности прописки» их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу «базовый факультет», а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. Такой подход оказывается более эффективным при введении новых междисциплинарных специальностей, которых все больше на рынке труда. Следует и активнее переходить на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки.

В целом же глобализация - сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики. К числу важных элементов такого осмысления относится необходимость координации работы для университетов, необходимость учить студентов думать и действовать в глобальных условиях, в том числе при использовании практики обучения за рубежом, необходимость эффективного обучения иностранным языкам.  Словом, одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. При этом главный и определяющий момент - сохранение качества образования.

Но выполнить модернизацию системы высшего образования возможно только при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности. Это в свою очередь требует преодоления инерции, накопленной в последние десятилетия в вузах. Сейчас нам нужно, во-первых, создать научно-образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах. Во-вторых, не обойтись без внедрения системы сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами. При этом магистратура открывается главным образом в ведущем вузе при условии наличия соответствующих научных школ. В-третьих, при сетевом взаимодействии учреждений высшего образования следует активизировать работу по созданию центров коллективного пользования с современным научным и технологическим оборудованием и аппаратурой. Такие центры, в первую очередь, должны функционировать при ведущих учреждениях высшего образования, но в то же время перспективно их развитие (особенно с современным технологическим оборудованием) при колледжах для более активной кооперации с вузами. Для этого необходимо провести серьезное переоснащение учебных заведений учебным и научным оборудованием.

Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, на наш взгляд, важно ввести и закрепить особый статус «национальное учреждение образования» и статус «ведущее учреждение высшего образования». Национальных учреждений образования в стране должно быть не более одного-двух, являющихся действительно флагманами национальной системы образования и обладающих непререкаемым авторитетом и мировой известностью. Такие своего рода бренды национальной системы образования существуют в каждом государстве и всячески поддерживаются. В итоге статус «ведущее учреждение образования» присваивается на определенный период (например, пять лет) и должен подтверждаться по истечении установленного срока. Этот статус дает определенные права и приоритеты в направлении подготовки специалистов различных ступеней и уровней, введении специальностей, финансировании научно-исследовательских работ. Тут стоит отметить, что разделение (или классификация) университетов на группы является общепринятой мировой практикой. Создание же кластеров и реализация сетевой организации образовательного процесса, помимо решения главной задачи - повышения качества подготовки специалистов, позволит провести дальнейшую оптимизацию системы высшего образования. Что повысит ее экономическую и ресурсную эффективность с учетом имеющихся долгосрочных прогнозов развития регионов и потребности в кадрах.

Необходимо привести перечень специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру высокоразвитой экономики. Обязательные требования - более полный учет потребностей рынка труда при подготовке специалистов и необходимость развития наукоемких технологий и фундаментальной науки. Особенно важна практико-ориентированная подготовка кадров, обучение инновационным технологиям и методикам. Работа в направлении все более тесной кооперации образовательного процесса и производства себя оправдывает. Так, сегодня количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель. И все же даже с учетом выполненного комплекса мероприятий этого недостаточно для укрепления взаимодействия между работодателями и вузами. На мой взгляд, следует выработать согласованные обеими сторонами требования к подготовке конкретного специалиста и организации процесса обучения, чтобы в период учебы было погружение в будущую специальность. А предприятиям и учреждениям нужны конкретные действенные социальные пакеты для молодых специалистов.

Для обеспечения качественной подготовки кадров по направлениям и специальностям, актуальным для страны и в необходимых объемах, нужна оптимизация количества профилей образования, при этом не обойтись без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Кроме того, необходимо предоставить учреждениям образования возможность профилизации подготовки под заказ работодателей в рамках отдельных специальностей за счет вузовского компонента в объеме до 50% учебного времени. Важно также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас данные госорганы констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования впору отнести функцию прогноза подготовки кадров.

Не менее важно увеличить роль и значение научных исследований в подготовке специалистов с высшим образованием, расширить масштабы фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям. Сегодня к числу последних с учетом потребностей страны относятся информационные и коммуникационные технологии, фундаментальная и прикладная математика и информатика, биотехнологии и генная инженерия, биоинформатика, биомеханика и биофизика, медицина и науки о человеке, новые материалы, разработка принципиально новых подходов и технологий в энергетике, транспорте и природопользовании. Невозможно организовать качественную систему высшего образования без серьезных научных исследований, ведь уровень предоставляемого образования в университете в первую очередь определяется уровнем научных исследований и наличием ученых с мировым именем.
 
Главная задача вузов - подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, обеспечивать развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Этим определяются роль и место науки в университетах, требования к кадровому потенциалу, уровню научной квалификации профессорско-преподавательского состава. И сегодня вузы занимают достойное место в научной сфере страны, имеют высокий потенциал при достаточно компактной структуре. А в планах - развитие университетов как учебно-научно-производственных и инновационных комплексов, включающих в себя национальные и отраслевые лаборатории, инженерно-производственные и научно-технические центры, технопарки, центры трансфера технологий, производственные участки и инновационные предприятия. Здесь следует разработать специальную программу развития научных исследований в учреждениях высшего образования, в особенности программу поддержки научных школ мирового уровня по разным направлениям науки. Обеспечить развитие фундаментальных исследований путем выделения ежегодного целевого финансирования и развития инфраструктуры ведущих вузов. Сегодня в вузах Министерства образования более 250 научных школ по широкому спектру направлений - от фундаментальных научных исследований в математике, информатике, физике, химии, биологии до прикладных направлений в области нано- и биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий и электроники, робототехники и автоматизации, машиностроения и других.
 
Тут стоит сказать пару слов о подготовке специалистов на уровне магистратуры, где основная задача - обеспечить инновационное развитие страны. Целесообразно не только сосредоточить обучение в университетах, где есть научные школы по направлениям подготовки, но и установить новые обоснованные количественные нормы на прием в магистратуру. Важно также определиться со статусом магистра на рынке труда. А для повышения международного статуса наших университетов и увеличения экспорта образовательных услуг нужны достойные условия для подготовки по магистерским программам иностранных граждан: обучение русскому языку с соответствующим увеличением длительности получения степени либо создание групп, обучающихся в магистратуре на иностранном языке.

Важным вопросом для вузов остается и развитие их материально-технической базы, а также укрепление финансовой составляющей. Здесь нужен механизм привлечения средств местных бюджетов, а также необходимо продвигать государственно-частную систему поиска и разработки способов и методов развития системы образования. Разработать специальную инвестиционную программу по привлечению в сферу образования средств крупных отечественных и зарубежных корпораций.

И все же какие бы цели и задачи ни формулировались, о каких приоритетах мы бы ни говорили, все это можно реализовать лишь при условии качественного кадрового наполнения и обеспечения высшей школы. При этом следует всегда помнить, что в университетах основными действующими лицами были и остаются две фигуры: студент и профессор. Поэтому, ведя речь о качественном образовании в вузах, необходимо исходить из безусловного выполнения двух положений: наличие мотивированного, обладающего необходимыми базовыми знаниями контингента студентов и высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Для первой категории важна кропотливая целенаправленная работа по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи в специальных лицеях и гимназиях для одаренных детей, а также расширение сети олимпиад, конкурсов, конференций по разным областям науки и техники. Не обойтись и без системы непрерывной подготовки специалистов по образовательным программам профессионального образования и внедрения интегрированных образовательных программ.
 
Отдельно стоит отметить роль формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций, создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей, где граждане смогут получать подтверждение наличия у них определенной профессиональной квалификации. Институт статистики ЮНЕСКО в мае 2015 года опубликовал предложения по списку показателей для мониторинга программ образования, куда попали 42 тематических показателя по ключевым вопросам. Образовательные программы и стандарты наших вузов в целом смотрятся весьма достойно с точки зрения предложенных критериев, хотя, конечно, необходима постоянная напряженная работа для сохранения и преумножения достижений отечественной системы образования и ее прочного закрепления среди мировых лидеров образовательного процесса.
 
О воспитании и идеологии в образовании.

Ни одна система образования не может быть полноценной без серьезного нравственного и идеологического воспитания учащихся. Устойчивое развитие общества невозможно без высокого нравственного уровня его членов. К сожалению, сейчас во всем мире мы наблюдаем изменение моральных правил и принципов, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому в учреждениях образования нужны программы нравственного и идеологического воспитания молодежи, в них должны создаваться и поддерживаться общественные молодежные организации, которые способствуют выполнению этих программ. Особое внимание стоит уделить работе с информационными ресурсами и средствами массовой информации, оказывающими существенное влияние на формирование мировоззрения и нравственность молодежи. Многие развлекательные программы на телевидении носят деструктивный характер и направлены на разрушение базовых нравственных принципов общества. Усиление кадрового обеспечения идеологической и воспитательной работы должно идти главным образом за счет молодых специалистов, способных к выполнению организаторских и административных функций и, как правило, включенных в банк данных перспективных молодых преподавателей.

Министерство образования самым серьезным образом в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами активизирует работы с информационными ресурсами и средствами массовой информации, оказывающими существенное влияние на нравственность молодежи. И в стране много сделано в этом направлении, в том числе разработана стратегия государственной молодежной политики до 2020 года, республиканская программа в сфере государственной молодежной политики на 2016 - 2020 годы, концепции организации волонтерского молодежного движения и развития студенческого самоуправления, что усилит воспитательные функции образования, формирование гражданской ответственности, патриотизма. По инициативе студенческой молодежи при министре образования созданы Общественный республиканский студенческий совет и Общественный республиканский молодежный совет. С февраля 2015 года в социальной сети Общественным республиканским студенческим советом запущен новый образовательный проект «Образование глазами молодежи», где ребята активно обсуждают проблемы в сфере образования и не только. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования организации занятости студенческой молодежи, деятельности студенческих и волонтерских отрядов.

В деле формирования нравственных идеалов молодежи и патриотического воспитания важную роль играют общественные и гуманитарные науки. Сейчас нужны исследования, связанные с осознанием новой эпохи, в которую вступил мир. Отсюда и большие задачи, которые стоят перед гуманитарным образованием, которое должно давать человеку не только фундаментальные гуманитарные знания, но и вооружать его правильным мировоззрением, способностью воспринимать общество как сложную систему, развивающуюся по соответствующим законам. Поэтому в условиях нестабильности в мире в целом, утере общемировых нравственных идеалов и ценностей ученые, преподаватели и специалисты общественных и гуманитарных наук и дисциплин должны сформулировать новую парадигму воспитательной работы, общего гуманитарного и нравственного воспитания молодежи.

***

Очевидно, что в образовании без постоянного анализа текущего состояния и оценки развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой тщательной проработки всех, даже незначительных, предложений и решений невозможно движение вперед, развитие. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, а также невосприятие критических замечаний - губительны. Необходимо четко осознавать, что от состояния системы образования зависит не только развитие и жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность общества и государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее развитии и реформировании. Можно быть уверенным, что в результате проводимой модернизации образования мы сохраним достоинства нашей системы и приобретем новые. Следует руководствоваться в обязательном порядке принципом, что в результате политики реформирования образование должно сочетать в себе фундаментальность естественно-научного и математического цикла с усилением гуманитарной направленности, содействовать нравственному и духовному развитию личности. И, на мой взгляд, выполнение намеченных и обозначенных в этой статье мероприятий позволит существенно продвинуться в направлении развития системы образования в стране, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.

Михаил ЖУРАВКОВ,
Министр образования Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор

«Советская Белоруссия»

Опубликовано:
19 января 2016
Просмотров:
9919
Категория:
Поделиться в соцсетях: