Сколько кружков и секций должно быть в жизни современного ребенка?

«Мы живем в век конкуренции, в котором место под солнцем достается лучшим из лучших. Поэтому наш долг – всесторонне развивать ребенка, чтобы он вырос успешным. Да и времени на всевозможные соблазны и глупости у него не будет», – рассуждают одни родители – и чуть не с пеленок отправляют чадо во всевозможные кружки и секции. «Зачем лишать ребенка детства? Пусть вволю наиграется. Всему свое время, успеет еще научиться всему нужному и важному», – возражают другие – и совершенно не переживают из-за того, что их дети посещают один-два кружка, а то и вовсе обходятся без них. Кто прав? Разбираемся с психологом Анной Хидирян.

Дети

Всестороннее развитие – это химера

В выборе кружков самое главное – ориентироваться на ребенка: есть ли у него склонности и интерес к занятиям, не страдает ли учеба в школе, остается ли время для отдыха, общения с близкими и друзьями. «Большое заблуждение – думать, что человек сможет ярко проявлять себя одновременно и в спорте, и в искусстве, и в точных науках, и в изучении иностранных языков, если с раннего возраста целенаправленно развивать его во всех направлениях. Одаренные во многих сферах дети – большая редкость, поэтому не гонитесь за химерой. В большинстве случаев достаточно, чтобы родитель, во-первых, присмотрелся, к какой деятельности тянет ребенка, и отвел его в подходящий кружок или секцию. Во-вторых – позаботился, чтобы в жизни сына или дочери присутствовала регулярная физическая активность (от плавания до танцев). Требовать от себя и ребенка большего не просто неразумно – вредно», – рассуждает психолог.

Безразборное хождение по кружкам не только отнимает уйму времени (а это невосполнимый ресурс), но и истощает ребенка. Можно только посочувствовать школьнику, который после уроков, совсем не восстановив силы, как угорелый носится с одного кружка на другой, а вернувшись домой, допоздна корпит над уроками. Поэтому не пытайтесь объять необъятное. Ребенок изъявил желание посещать более трех кружков? Отлично, пусть пробует себя в разных видах деятельности, а через месяц-два станет ясно, какие занятия ему особенно по душе, а от каких можно безболезненно отказаться.

Не беда, если ребенок выбрал «несерьезный» кружок, а «полезные» упорно игнорирует (например, горит желанием учиться бисероплетению, а изучать английский и основы программирования наотрез отказывается). «Бесполезных кружков не существует в принципе. Любая творческая деятельность развивает и обогащает, а если к тому же приносит неподдельное удовольствие, то и вовсе замечательно», – говорит Анна Хидирян.

К тому же есть вероятность, что приобретенные знания, умения и навыки сослужат добрую службу в будущем. «Поинтересуйтесь, сколько зарабатывают состоявшиеся мастера бисероплетения, создатели авторских игрушек, флористы, – вы будете приятно удивлены», – уверяет психолог. Эксклюзивные вещи всегда в цене. Поэтому не спешите отговаривать ребенка от занятий, которые кажутся вам пустой тратой времени.

Пестование таланта – отдельная работа

Ребенок демонстрирует явные способности? Содействуйте тому, чтобы они развивались. «Талантам действительно надо помогать, – подчеркивает Анна Хидирян. – А кто поможет ребенку, как не родители? Тем более что в большинстве случаев особого самопожертвования от них не требуется». Заметили, например, что малыш с увлечением рисует и у него хорошо получается – отведите в изостудию. Имеете основания думать, что в изостудии ему «тесновато» – отдайте в художественную школу.

С маленькими спортсменами, конечно, сложнее: их нужно возить на частые тренировки, сопровождать на сборы и соревнования. Но если тренеры в один голос твердят о спортивной одаренности ребенка, непростительно позволить ей зачахнуть. При этом полностью подчинять свою жизнь «взращиванию» таланта совсем не обязательно. «Часто весь груз забот и хлопот ложится на плечи матери, и это неправильно. Просите мужа о более активной помощи, не стесняйтесь обращаться к бабушкам и дедушкам, рассмотрите вариант с сопровождающей няней. Ищите выход, он всегда есть», – уверена психолог. Пусть вас мотивирует мысль о том, что способности развиваются только в благоприятной среде, ребенок сам себе ее не обеспечит.

«В корне не согласна с идеей, что настоящий талант всегда пробьется. На самом деле далеко не всегда. Людей из низов и глубинки, которые громко заявили о себе в науке, искусстве, спорте, немало. Но, наверное, в разы больше тех, чьи блестящие способности не развились, потому что рядом не оказалось помощников, наставников, не было общения, взаимодействия с себе подобными. Вот почему в талант надо вкладываться, причем своевременно», – настаивает Анна Хидирян.

Кружки как альтернатива гаджетам

Некоторые родители, желая предупредить интернет-зависимость, видят спасение в насыщенной жизни после школы. «Когда день расписан по минутам, ребенку не до виртуальной реальности и гаджетов. Да и с дурной компанией он вряд ли свяжется», – рассуждают они. Опасения и чаяния родителей понятны, но подобный подход, увы, себя не оправдывает. Как реагировать на детские «надоело» и «не хочу» Во-первых, ребенку необходимо иметь свободное время – для отдыха, прогулок, игр, живого общения с друзьями. Все это исключительно важно для психического и социального благополучия, да и для физического здоровья тоже. «Жизнь школьника не может состоять только из учебы и кружков, он обязательно должен расслабляться, веселиться, заниматься чем-то интересным в кругу других детей. Не менее важно, что общение и игры со сверстниками развивают коммуникативные навыки. Не упускайте из виду, что адаптация в социуме – залог того, что ребенок в будущем сможет строить благополучные отношения с людьми, в коллективе. В современном мире это, пожалуй, один из самых актуальных навыков», – акцентирует специалист.

Во-вторых, интернет и гаджеты – неотъемлемая часть современной реальности, и жестко ограждать от нее ребенка и неоправданно, и чревато: запретный плод сладок. «Лучше учить безопасному поведению в интернете и знакомить с возможностями, которые он открывает перед пользователями», – уверена психолог. При этом контроль и ограничения тоже должны иметь место: запрещать школьнику пользоваться гаджетами или позволять, чтобы он часами зависал в интернете, одинаково неразумно. Как и везде, нужна мера.

Как реагировать на детские «надоело» и «не хочу»

Когда ребенок только «пробует на зуб» разные кружки и секции, ситуация, когда он говорит: «Не нравится, больше не хочу ходить», абсолютно естественна. Это нормально – хотеть заниматься тем, что интересно.

Нет трагедии и в том, когда охлаждение наступает из-за отсутствия успехов и достижений. «Допустим, девочка мечтала стать певицей, с энтузиазмом начала ходить в вокальный кружок. Однако, к ее глубокому разочарованию, обнаружилось, что способностей недостаточно: нет голоса, слуха, артистизма. И занятия вместо радости и удовольствия приносят сплошное расстройство. В подобном случае не стоит настаивать на посещении кружка», – приводит пример специалист.

Другое дело, если несомненно одаренный ребенок заявляет: «Не хочу». Не торопитесь идти на поводу – докопайтесь до причин. Возможно, дело в педагоге – он относится слишком строго, или холодно, или предвзято. А может быть, дети в группе высмеивают, травят. Что ж, ищите другого педагога, меняйте коллектив – и ваш ребенок, возможно, на занятия будет лететь как на крыльях.

Многих детей отлично мотивирует соревновательный аспект. Попробуйте сказать: «Знаешь, что-то я сомневаюсь, что у тебя хорошо получится…» – и посмотрите на реакцию. Хороший знак, если у ребенка загорятся глаза и он возмутится: «Еще как смогу, вот увидишь!»

«Не бойтесь включать разумную авторитарность. Положа руку на сердце давайте признаем: многие взрослые нуждаются в условном внутреннем «строгом родителе», который не позволяет предаваться безделью дни напролет и требует заниматься чем-то нужным, полезным и не всегда приятным. А что уж говорить про детей, которые только учатся самоконтролю!» – говорит Анна Хидирян.

Во взрослой жизни тех, кто, превозмогая лень, упорно идет к поставленным целям, постоянно совершенствуется в профессии, не опускает руки при малейших неудачах, обычно ждет успех и материальный достаток. Поэтому семь раз подумайте, прежде чем согласиться с заупрямившимся ребенком: «Не хочешь – и не надо». «Если вы уверены, что сын или дочь наделены хорошими способностями, – ищите подход к «нехочухе», чтобы не зарыть его талант в землю», – настаивает психолог.

Не упустить эмоциональный контакт

Каждый нуждается в уверенности, что он важен, ценен для других, его понимают и принимают таким, какой он есть. До подросткового возраста потребность в эмоциональном контакте с родителями особенно остра. Однако, к сожалению, некоторым женщинам сложно поддерживать его. Не смея даже себе признаться в том, что общение с собственным ребенком не доставляет удовольствия и радости, они ищут верный способ почувствовать себя хорошей матерью.

Многим таким родительницам приходится по вкусу вариант, когда ребенок с утра до вечера занят – сначала в школе, потом в разных кружках и секциях. Мать сопровождает его на занятия и домой, всегда на связи с педагогами, контролирует выполнение домашних заданий, а на ресурсное общение в режиме «ты да я, да мы с тобой» не остается ни времени, ни сил. «Женщине кажется, что она жертвует собой, своей карьерой и свободным временем ради ребенка. Она живет его успехами, гордится собой и им. Но при этом ребенок недополучает эмоционального контакта с матерью», – говорит Анна Хидирян.

И резюмирует: «Если в погоне за радужным будущим сына или дочери вам сложно выкроить время, чтобы вместе сходить в парк, посмотреть хороший фильм, приготовить любимое блюдо в четыре руки, сбавьте обороты». Помните: счастливыми и уверенными в себе вырастают дети, которые ощущают, что близкие в них неподдельно заинтересованы, «замечают» их, регулярно дарят искреннее и теплое внимание. А для этого нужна совместная деятельность, которая приносит положительные эмоции обеим сторонам.

Опубликовано:
11 ноября 2020
Просмотров:
53932
Категория:
Поделиться в соцсетях: