Семейный психолог: «Соцсети – это наркотик, не менее сильный, чем никотин или алкоголь»

Правильный ли смысл мы вкладываем в понятие «толерантность», почему не стоит запрещать игры на телефоне и какую опасность несет «Мишка Фредди»? Об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с семейным психологом Андреем Туровцом.


– Как научить ребенка не поддаваться большому потоку информации?

– Считаю, что в кабинете психолога должна стоять закатанная банка с огурцами, чтобы человек понимал: невозможно остаться свежим овощем, попав в рассол. Если живешь в обществе, то невольно будешь поддаваться его влиянию. Когда деструктивная информация льется потоком, одобряется авторитетным взрослым, то ребенок не может этому противостоять. Воспитание, основанное на нравственности, – единственное доступное средство формирования нормальной личности. Почему-то многие воспринимают это как скучный свод правил. Но только выросшему в здоровой семейной среде ребенку не придет мысль попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, чтобы продемонстрировать свою значимость. У нас же везде и всюду навязывают ложные модели поведения.

Отклонения – это отклонения, и надо называть вещи своими именами, чтобы ребенок имел внутреннюю опору.

– А как же толерантность?

– Это медицинский термин, означающий неспособность защищаться от чужеродных вторжений. Зачастую такая позиция может спровоцировать гибель всего организма, привести к краху культуры. Стоит учитывать то, что информационное пространство эволюционирует. Если раньше мы бегали за информацией – искали книги, копировали редкие произведения, то сегодня она гоняется за нами. Дети – наиболее уязвимая категория потребителей. К примеру, многие любят телефонные игры. Популярный «Мишка Фредди» – по сути, деструктивное увлечение, основанное на демонизации образов. Герои выглядят полуроботами, полуживыми существами. Сделано все в няшной форме, персонажи поют веселыми тоненькими голосками. И дети все это впитывают.

– Но мы, взрослые, можем запретить игры…

– Не выход. Представьте: ученик сидит в группе продленного дня, а сверстники достают смартфоны и начинают играть. Естественно, школьник вовлечется в процесс. А родители в его глазах кем будут? Врагами. Раскол в семье гарантирован. Дело в том, что сегодня речь идет о перевернутых ценностях. Телевидение стало токсичным. Особенно сериалы, развлекательные программы. Как психолог могу сказать: семья, у которой дома постоянно включен телевизор, отравлена информационным продуктом. Нарушается коммуникация, искажаются личности. С такими пациентами приходится тяжело и долго работать, чтобы промыть мозги в хорошем смысле слова и вернуть к здоровым формам общения. Одними запретами ситуацию не исправить. Важно предлагать альтернативу, популяризировать качественные медиапродукты. Есть много хороших мультфильмов, основанных на народных сказках, фольклоре, культуре нашего народа, передачи про животных, природу.

– Во время переменок многие ребята сидят, уткнувшись в гаджеты. Как с этим бороться?

– Я бы вообще запретил в школах телефоны. Во многих учебных заведениях Силиконовой долины Калифорнии на гаджеты наложено табу – пользуются только доской и мелом. Потому что умные и богатые родители понимают: сначала нужно воспитать человека, а потом уже специалиста по гаджетам. У нас же, наоборот, вырастает приложение к технике.

– У поборников ранней компьютеризации есть свои аргументы – они ратуют за прогрессивное воспитание молодежи. Даже IT-академии для детей открывают.

– Подобное происходило в конце XIX – начале XX века с кокаином. Он считался в Европе и Америке лечебным препаратом, обеспечивающим здоровый сон. Его выписывали всем, кто в этом нуждался. Как результат, в 50-х годах прошлого века на свет появилось большое количество детей без конечностей, потому что их матери во время беременности принимали рекламируемые модные таблетки для успокоения. Фармацевтические компании хотели и хотят зарабатывать.

Взрослые перестали думать о стратегии развития детства, общества, будущего страны. Переключились на тактические выигрыши, стали жить сегодняшним днем. Проще вручить ребенку телефон – малыш сидит смирно и никому не мешает. Этакие тихие и спокойные дети с вывихнутыми мозгами. Тактика успешная, а вот с точки зрения стратегии для общества – однозначно проигрышный вариант.

– В социальных сетях появилось много игр, которые толкают детей на суицид. В частности, «Беги или умри». Ее суть – пересечь дорогу как можно ближе к движущемуся транспорту. Что толкает ребенка на рискованный поступок?

– Тот, у кого гармонично устроен внутренний мир, не будет играть в «Беги или умри», у него есть нормальная система регуляторов, здоровый страх и тревога за себя и близких. К сожалению, у нас выросло поколение бесстрашных детей, которые не чувствуют опасности. Почему? Стремление обеспечить внешнюю безопасность не сопровождается адекватным поведением самих взрослых. Курение, употребление алкоголя – по сути, скрытые формы суицида. Еще один момент – взрослые часто, не задумываясь, переходят дорогу на красный свет. Дети считают, что и им тоже так можно, особенно когда рядом нет свидетелей. Искаженное бесстрашие возникает после многочасовых просмотров мультиков или игр, где машина сбивает персонажа, а он вскакивает и продолжает бежать. У детей возникает иллюзорное представление: у них много жизней, поэтому можно рисковать.

– Почему дети и взрослые уходят в виртуальный мир? Откуда такая странная мода?

– Началось все с тамагочи – маленького виртуального зверька, за которым нужно было ухаживать. Смысл игры заключался в интерактивном наблюдении за жизнью питомца. Нужно было кормить зверька, следить за его здоровьем, играть, убирать за ним, то есть электронная игрушка напоминала взаимодействие с настоящим животным. И сегодня мы пожинаем ее плоды.

– Зависимость от социальных сетей называют эпидемией XXI века…

– Социальные сети – своеобразный электронный наркотик. По силе воздействия не менее сильный, чем никотин или алкоголь. То, что человек становится зависимым от Сети, подтверждается множеством экспериментов. Когда группу подростков лишили возможности пользоваться социальными сетями, у них началась ломка, по силе напоминающая наркотическую, – с депрессией, нежеланием жить, угрозой психического срыва. Где выход? Искать новые формы взаимодействия с детьми. Предложите им досуг, во время которого будут вырабатываться настоящие эндорфины: поход в лес, на речку, игры на свежем воздухе.

Надежда Ильяшук, «Минск-Новости»

Опубликовано:
11 апреля 2017
Просмотров:
1624
Категория:
Поделиться в соцсетях: