Современное образование должно сочетать академическую фундаментальность и практико-ориентированный подход

Учебный год в школах завершился синхронно с весной, но у выпускников сейчас напряженная и волнительная пора. Третий день идут экзамены, которые завершатся 9 июня. А уже 14-го начнется ЦТ. Ждать ли изменений от вступительной кампании? Можно ли сдать тесты без репетитора? Как побороть волнение? Об этом и не только в беседе с директором Республиканского института контроля знаний, кандидатом ­физико-математических наук, доцентом Юрием Миксюком.

Юрий Миксюк

Эффективный прием

– Юрий Иванович, вы учились в советские времена, тогда была другая система поступления в вузы. Вам нужны были дополнительные занятия для подготовки к экзаменам?

– Для поступления в вуз раньше, как и сейчас, требовалась хорошая подготовка. Мы искали различные возможности совершенствовать свои знания: посещали факультативные занятия, участвовали в олимпиадах. Не меньшей популярностью пользовалась учеба в заочной школе. Помню, как уехал из дома, реже стал видеться с родными и друзьями, но зато смог сосредоточиться на учебе, чтении книг в библиотеке. Как показала практика, очень важно выстроить индивидуальную систему подготовки. В основе успеха лежат индивидуальный труд, умение мобилизоваться в нужный момент.

Я учился в заочной физико-математической школе, выпускникам которой предоставлялась возможность крат­косрочных подготовительных курсов для поступления в вуз. В 1981 году окончил физический факультет БГУ. Потом занимался наукой, трудился в ­БГПУ имени М. Танка. В числе прочего много лет занимался вопросами вступительной кампании. В то время как раз создавались новые правила приема в вузы, так я попал в Министерство образования. Считается, чтобы интерес к работе не угасал, необходимо периодически менять сферу деятельности. Так, я перешел в ­БГТУ – трудился проректором по экономике. Некоторое время возглавлял частный институт. Затем мне было предложено стать директором Республиканского института контроля знаний.

– Школьная и студенческая жизнь полна беспокойств. Приходится много готовиться, сдавать экзамены. Как боролись с тревожностью? Что бы вы посоветовали ребятам?

– Таких испытаний в жизни будет еще очень много. Трудности и вызовы только закаляют характер. Любое важное мероприятие, будь то контрольная работа, тест или экзамен, требует высокой собранности, мобилизации различных ресурсов организма. Определенная доля волнения должна присутствовать. Она улучшает концентрацию внимания, а выброс адреналина в кровь заставляет организм взбодриться.

Существуют различные несложные приемы, которые помогают унять страх, избавиться от излишнего волнения. Из своей практики могу посоветовать сделать глубокой вдох и медленный выдох, при необходимости повторить несколько раз.

Перед экзаменом, контрольной необходимо выспаться, а не сидеть всю ночь над учебниками. Еще советую постараться как можно быстрее перейти к творческому процессу решения задания, ведь эти действия поглощают и отвлекают.

– В Министерстве образования вы проработали почти 10 лет. Тогда же внедрялась новая система оценки знаний – ЦТ. Были сомнения, что эта форма приживется?

– В обществе была потребность в объективной и справедливой системе оценки знаний. Процесс ее совершенствования, как говорится, шел от жизни. Сомнений в том, что нововведение окажется невостребованным, не было.

Конечно, идеальной системы проверки знаний не существует. Но стоит признать, что на определенном этапе ЦТ решило главные задачи: исключило субъективное влияние экзаменатора на оценку абитуриента, устранило коррупцию, помогло провести широкий охват знаний, устранило неравенство в предъявляемых вопросах.

Однако все чаще мы наблюдаем у молодежи неумение высказывать и грамотно формулировать мысли, логично выстраивать цепочки рассуждений и аргументов, оппонировать.

Некоторые вузы внедряют внутренние испытания. Думаю, такая практика будет развиваться, создавая гармонию двух различных подходов и тем самым заставляя учащихся не просто заучивать материал и готовиться исключительно к формализованной форме контроля, а стремиться к активному овладению знаниями и их демонстрации.

В рамках школьной программы

– Залог хорошего результата на ЦТ – продуктивная работа и педагога, и ученика. Тем не менее существует расхожее мнение, что без репетитора к тестам подготовиться невозможно. Так ли это?

– В годы моей юности репетиторство не носило массового характера. Абитуриенты сами заботились о том, куда будут поступать и какие предметы стоит подтянуть, не говоря уже об экономии родительских средств. Репетитор – это скорее психологический фактор, помогающий некоторым подросткам побороть неуверенность. А родителям – снять с себя часть ответственности, полагая, что таким образом они сделали все для своего чада.

Тесты не выходят за рамки основного содержания учебников и школьной программы. То есть вполне реально подготовиться к тестированию самостоятельно. И результаты многих стобалльников это подтверждают.

Наличие репетиторов не гарантирует успеха. Материалов для самостоятельной подготовки сегодня достаточно. Но, как правило, проблема возникает в систематизации знаний, ребятам не хватает самоорганизации.

Расписание на завтра

– Юрий Иванович, образовательный процесс постоянно совершенствуется. Задачу по его улучшению поставил Глава государства. На ваш взгляд, какие сильные стороны у нашего образования и что еще необходимо доработать?

– Безусловно, сильная сторона нашего образования – фундаментальность. Ученики, получив этот базис, в дальнейшей жизни находят пути решения различных сложных задач. Сегодня важно выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико-ориентированностью на потребности реального сектора экономики.

Что поможет достичь поставленной цели? Первое – разработка учебных программ с участием работодателей и специалистов из различных отраслей. Второе – открытие филиалов вузовских кафедр на производствах. Сейчас эта практика активно применяется. Например, на территории МАЗа создан филиал кафедры «Автомобили» автотракторного факультета ­БНТУ. Обучение проходит прямо в цехах завода. У студентов есть доступ к конструкторским бюро, вычислительным центрам – условия обучения максимально приближены к реальным условиям работы. Законодательство тоже дает определенные преференции предприятиям, которые организовывают подобную практику для студентов. Важно, чтобы такая система внедрялась на ведущих передовых предприятиях с новыми технологиями.

Знания быстро обновляются. Вузы должны успевать дополнять курсы актуальными лекциями. Не обойтись и без оперативного совершенствования учебных программ. К преподавательской работе следует более активно привлекать передовых ученых и практиков. Это не всегда легко, ведь они погружены в творчество, но это очень ценно и значимо для учебного процесса. Необходимы дополнительные преференции, стимулирующие и облегчающие внедрение научных идей, культивирующие атмосферу творчества.

– В 2023 году абитуриентов ждет централизованный экзамен. Его введение поможет снять с выпускников дополнительную нагрузку?

– Мы идем по пути плавного и вдумчивого совершенствования системы образования в соответствии с новыми требованиями, которые предъявляют общество и государство, учитывая уже накопленный положительный опыт и традиции. Следует понимать, что любые новации нацелены на повышение качества образования.

Централизованный экзамен будет сдаваться по таким ключевым предметам, как русский или белорусский язык (по выбору) и математика. Внедрение данной методики позволит поставить в абсолютно идентичные условия всех выпускников, повысить объективность, прозрачность такого выпускного экзамена.

Вслед за этим, как и отметки по школьным предметам, баллы централизованного экзамена будут учитываться при выставлении итоговой отметки. Также результат централизованного экзамена можно будет использовать при поступлении в соответствующий вуз. Такой подход поможет уменьшить нагрузку на ребят.

Предполагается, что общие принципы проведения централизованного экзамена, рассадка, контроль и так далее будут идентичны тем, которые используются сейчас при организации ЦТ.

Знания правят балл

– Несомненно, в личной беседе преподаватель может оценить не только уровень подготовки, но и мотивацию, личные качества ученика. Но при этом нет ли опасений, что при введении внутреннего экзамена в вузы может вернуться коррупция, которая практически сведена к нулю?

– Коррупцию следует рассматривать как прямую угрозу национальной безопасности, способную разрушить любую социальную и экономическую систему. Важно, чтобы человек задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний. Неизбежность наказания, на мой взгляд, главный фактор, сдерживающий коррупцию. Кроме того, в общественном сознании должна сложиться нетерпимость к такого рода нарушениям.

В стране активно идет цифровизация государственного управления, экономики, здравоохранения и других сфер. Не является исключением и образование, где активно внедряются современные технологии. Например, сегодня можно без проблем организовать видео­съемку проведения экзаменов, обеспечить использование необходимых технических средств. Такой процесс может выступать гарантом прозрачности сдачи экзамена и помочь разрешить возможные спорные ситуации.

– Изменилась ли сложность заданий для абитуриентов? Каким образом составляются тесты, кто принимает участие в их разработке?

– Я бы хотел успокоить ребят: тесты не стали сложнее. Остается только прийти на ЦТ со своими знаниями и сосредоточиться на решении заданий. Их, кстати, составляют учителя-предметники – опытные педагоги, авторы учебников. Далее эксперты, среди которых есть и ученые, отслеживают материал на корректность. Задания могут видоизменяться, и автор в итоге даже может не узнать свое творение. После экспертизы задание кодируется по уровню сложности и другим параметрам и помещается в банк данных. Итоговый выбор происходит с помощью генератора случайных чисел.

– Отличается ли уровень знаний и степень подготовки к тестам городских и сельских учеников?

– Стобалльниками нередко становятся абитуриенты из небольших городов, поселков и деревень. Но по общей статистике, городские ребята справляются с тестированием лучше. На это влияют разные причины, в том числе и объективные. Зачастую в сельских школах один учитель ведет несколько предметов, что, конечно, не способствует качественной подаче информации. Но я уверен, что зачастую трудолюбие сельских школьников позволяет им добиться успехов в различных начинаниях. При этом государство делает все, чтобы поддержать ребят в их желании учиться. Например, сейчас даже за одним учеником в отдаленную деревню приезжает школьный автобус и доставляет его в город.

Задания в прямом эфире

– Какие корректировки внес коронавирус в проведение вступительной кампании?

– В народе говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ковидный год обеспечил ускоренное развитие онлайн-сервисов. В личном кабинете на сайте ­РИКЗ ребятам было предложено в онлайн-режиме выбирать предмет и пункт тестирования. То есть проводить фактически все процедуры по записи на централизованное тестирование, корректировать их при необходимости, отслеживать статус по оплате и так далее. Не выходя из дома можно было пройти и репетиционные испытания.

Противоэпидемическим мерам по-прежнему уделяют достаточное внимание. Еще до момента регистрации и начала испытаний взяты под контроль наполняемость аудиторий, определена рассадка абитуриентов с соблюдением дистанции. Это позволило свести к минимуму передачу вируса. На тестирование по русскому языку и математике – предметам, которые выбирает большинство абитуриентов, – отведено два дня. Это сделано для обеспечения безопасной дистанции в аудитории.

Если у кого-то не получится попасть на ЦТ в основные дни по состоянию здоровья, при наличии уважительной причины остается возможность сдать ЦТ в резервные дни, но причину нужно будет подтвердить документально. Дистанционной сдачи не предусмотрено.

Иммунитет от фейковых атак

– В Беларуси 2022-й объявлен Годом исторической памяти. Юрий Иванович, что, на ваш взгляд, поможет воспитать у молодежи чувство патриотизма, уважительное отношение к прошлому?

– Главное, не подходить к этому формально. Обращение к нашей истории должно вестись на постоянной основе. Важно заинтересовать ребят. Уверен, тематические встречи, «Поезда Памяти», даже показ фильмов по истории Великой Отечественной войны находят сильный отклик у подрастающего поколения. Погружение в один из самых трагических периодов истории Беларуси помогает сформировать правильные ориентиры. На государственном уровне многое делается для сохранения памяти. Знание прошлого помогает выработать иммунитет от фейковых атак и попыток навязать молодежи чуждые ценности.

– Есть ли какие-то изменения в тестировании в этом году и на что вы советовали бы обратить внимание?

– В интересах абитуриентов увеличили время выполнения теста по математике и физике на 30 минут. Теперь на эти предметы отводится 210 минут вместо 180. Дело в том, что решение задач по этим предметам может быть вариативным и в случае выбора неоптимального варианта занимать больше времени.

Также хотел бы обратить внимание на следующие моменты. Очень важно, находясь в аудитории, сверить номера вариантов бланков заданий и ответов. Конечно, ребятам об этом не раз напомнят организаторы, но внимательность не помешает, ведь потом проверять ответы будет компьютер.

Нельзя использовать любые устройства, которые способны принимать, хранить и передавать информацию. За нарушение абитуриент будет удален из аудитории.

Необходимо грамотно рассчитать время и оставить запас на внесение ответов в бланк, чтобы в спешке не допускать ошибок и погрешностей. И конечно, не забывать про сон: важный день нужно встречать в хорошей форме и с ясной головой.

– Периодически баллы сдачи ЦТ по определенным предметам получаются низкими. С чем это связано и говорит ли о качестве школьного образования?

– Говорить о том, что у значительной части абитуриентов низкие баллы, несправедливо. Следует понимать, что 20 баллов по стобалльной шкале ЦТ – это не 2 балла по 10-балльной школьной шкале. Нельзя простым делением на 10 переводить результаты ЦТ в школьные отметки. Многие справляются с заданием на отлично и в итоге получают абсолютный результат – 100 баллов. Но 90 и даже 85 баллов соответствуют высшему школьному баллу – 10. Обычно для ребят, знающих свои успехи в школе и на репетиционном тестировании, итоговые цифры не становятся сюрпризом.

Беларусь участвовала в масштабном сравнительном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся и получила неплохую оценку в международной системе координат. Наш результат оказался значительно выше среднемирового. А то, что школа не дает хороших знаний, – досужие разговоры. Конечно, нам есть куда развиваться. Необходимо внедрять больше творческих заданий в учебный процесс, создавать цифровые платформы и другие условия для самостоятельного и углубленного изучения предмета. В том числе речь идет о включении элементов онлайн-обучения в образовательные программы. Современные технологии позволяют повысить эффективность преподавания за счет большей визуализации материала, помогают развить личностные качества учеников – умение планировать, самодисциплину, чувство ответственности. При этом учащиеся вузов из самых отдаленных регионов получают доступ к онлайн-курсам, а преподаватели – возможность постоянно актуализировать содержание лекций.

Опубликовано:
6 июня 2022
Просмотров:
16896
Фото:
Юрий Мозолевский
Категория:
Поделиться в соцсетях: