Спешите делать добро

Даже в мире информационных технологий, плотных рабочих графиков стремящихся к успеху людей жизненно необходимо проявлять участие к ближнему.

Что с нами сегодня происходит? Мы живем, пожалуй, в самой мирной стране. Все сыты, одеты, обуты, социально защищены. По утрам спешим на работу, учебу, по делам… Строим планы, радуемся, когда все получается, огорчаемся проблемам. Тем не менее в этом размеренном благополучии мы подсознательно дистанцируемся от всего того, что может помешать привычному жизненному распорядку. Выходя из квартиры, мы тут же надеваем защитный кокон равнодушия, отстраняемся от чужих проблем. Нет, мы вежливы, воспитанны и всегда здороваемся со знакомыми или коллегами на работе. Но нам не приходит в голову пожелать здоровья продавцу гастронома, а тем более незнакомому человеку на улице. Более того, мы с внутренней опаской отнесемся к встречному приветствию незнакомца.

В детстве у каждого из нас было много закадычных друзей. А сколько их осталось с возрастом? В виртуальных сетях их по-прежнему сотни. Мы ставим друзьям «лайки», о чем-то рассказываем, делимся новостями. Но пересчитайте по пальцам закадычных, тех, к кому, случись беда, можно приехать среди ночи и без звонка. Раз, два… Не больше.

Старые минские дворики, в которых соседи знают все друг о друге, исчезают. Урбанизация расставляет по городу высотки. Общее житие в изначальном смысле этого понятия нивелировано. Что вы знаете о своих соседях? Умерла старушка с первого этажа — жалко, конечно, но мы ее и не знали. За подростком из соседнего подъезда пришел участковый — значит, поделом, набедокурил.

Самое главное, каждый уверен в собственной неуязвимости. Государство же гарантирует! За закончившейся солью идем в ночной магазин, а не к соседям, стенокардия разыгралась — звоним по номеру 103, при пожаре набираем 101, дебошира за стенкой успокаиваем, обратившись за помощью по 102.

Но экстренные службы на то и экстренные, что вмешиваются в ситуацию, когда уже случилась беда. А не мы ли все это время были рядом, не мы ли сами установили в собственных квартирах металлические двери равнодушия? Помните у классика: «Равнодушие — паралич души, преж­девременная смерть»?

Но ведь выход рядом! Начните, казалось бы, с пустяка. Нынешний апрель — традиционный месячник по благоустройству. Что, у дворников не хватит сил собрать с газонов весь накопившийся за зиму мусор? Да без проблем! На самом деле главная цель мероприятия — познакомить нас, живущих в одном дворе, друг с другом. Посадите вместе с соседом с третьего этажа березку. А с отзывчивой молодой семейной парой из подъезда напротив совместно покрасьте детские качели. Вот и дружба образовалась. Живая, настоящая. И вроде люди уже не чужие, и совсем уже не безразлично, все ли у них хорошо.

Михаил Мирончик, председатель комитета по образованию Мингорисполкома:

— В романе «Заповедь» Георгия Черчесова прочел мудрое изречение: «Не можешь дать счастья детям — не заводи их. А родил — будь мужествен и бейся, чтобы всё у них было по-человечески». К сожалению, далеко не все родители следуют этому правилу. Нередки факты жестокого обращения с детьми. Тревожат семьи, где сохраняется иждивенческая позиция: мы государству граждан родили, а дальше вы обучайте и воспитывайте. Ее нужно ломать. Некоторые молодые мамы понятия не имеют об основах воспитания, не готовы к родительству психологически. Не могу пройти мимо, когда вижу, как в ответ на детские капризы родители кричат на ребенка, а того хуже — бьют. Конечно, слышу в свой адрес нелестные реплики, но кто-то обязан остановить это безумие. И я благодарен горожанам, которые сигнализируют о фактах семейного неблагополучия в органы опеки и по­печительства.

Минск — открытый город. Кто-то переезжает из других регионов, меняет один микрорайон на другой. Дважды в год, перед 1 сентября и 1 января, мы проводим так называемый всеобуч: работники системы образования обходят дома и заносят в списки несовершеннолетних вне зависимости от их регистрации; уточняют, какой детсад или школу они посещают. А в сентябре-октябре классные руководители идут в семьи. Педагоги детских садов также внимательно наблюдают за воспитанниками. Если в органы опеки поступает сигнал о неблагополучии ребенка, то комиссия на месте знакомится с его семейно-бытовыми условиями. Могут и в холодильник заглянуть: есть ли там еда. Некоторые родители воинственно настрое­ны к таким визитерам. Но речь идет о защите прав детей.

В Беларуси почти десять лет ведется работа по Декрету Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

В Минске в настоящее время 2,2 тысячи семей признаны находящимися в социально опасном положении (в целом по стране — 27 тысяч). Они на особом контро­ле. Если ситуация ухудшается и возникает угроза здоровью и жизни детей, их признают нуждающимися в государственной защите и помещают в замещающую ­семью или приют на срок до полугода. Специалисты разрабатывают межведомственный план помощи, который включает многие аспекты — от лечения и трудоустройства родителей до необходимого обустройства жилья. Более 70 процентов изъятых детей возвращаются в родной дом.

Генерал-майор милиции Александр Барсуков, начальник ГУВД Мингорисполкома:


Минчане традиционно возлагают большие на­дежды на помощь милиции. Об этом говорит и статистика. В 2015 году на номер 102 поступило 625 тысяч звонков, из которых половина — просьбы о помощи. За 4 месяца нынешнего года принято уже 166 тысяч сообщений, 77 тысяч из которых требовали вмешательства. По тематике лидируют обращения по линии ГАИ, сообщения о семейных скандалах, кражах, мошенничестве. Каждый звонок фиксируется, и к месту происшествия незамедлительно направляется ближайший милицейский наряд.

Для удобства граждан мы активно используем новейшие коммуникационные технологии. Так, популярностью пользуется официальный сайт ГУВД Мингорисполкома. В востребованных социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Twitter, Instаgram) созданы виртуальные представительства ГУВД. Стараемся нешаблонно преподносить профилактическую информацию, отвечаем на вопросы интернет-пользователей, оказываем консультационную поддерж­ку, распространяем данные о разыскиваемых лицах. И эта работа приносит конкретные плоды. Например, в 2015 году при помощи общественности были задержаны более 30 разыскиваемых граждан, совершивших тяжкие преступления.

Отдельных слов заслуживает интернет-проект правоохранительной направленности «Перехват», который стал действенным механизмом воздействия на нарушителей. Если некоторым автомобилис­там штраф не страшен, то перспектива стать обсуждаемым «героем» удерживает их от нарушения Правил дорожного движения. Ежедневно на сайт поступает порядка 40 сообщений, причем практически все — с видео- и фотофиксацией нарушений ПДД.

Все мы должны понимать, что без надежной двухсторонней связи между милицией и обществом деятельность органов внутренних дел не будет  эффективной. Порой своевременная информация о конфликтах в соседней квартире может предотвратить трагедию.

Жанна Романович, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:


— Столкнувшись с проблемой, мы в первую очередь обращаемся за помощью к своим близким. А если рядом нет родных людей?

Во всех районах столицы социальные услуги минчанам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, предоставляют территориальные центры социального обслуживания населения. На 1 января 2016 года на учете в них состояли 198.407 человек. Наиболее вос­требовано пенсионерами и инвалидами соцобслуживание на дому. Фактически оно стало альтернативой стационарному. Вариант с переездом в дом-интернат рассматривается в самом крайнем случае. В настоящий момент надомная помощь оказывается 3.116 нетрудоспособным минчанам. Три четверти из них — старше 75 лет. Одинокие пожилые люди остаются в привычных для них условиях, а это много для них значит.

Кроме того, в столице предоставляется социальное обслуживание на основании договора пожизненного содержания с иждивением — рента. Сегодня пенсионеры имеют право выбирать: заключить договор ренты с государством либо с частным лицом. По оценке экспертов, под прицелом квартирных махинаторов находится примерно каждый двадцатый пенсионер. Только за несколько последних лет в столице было расторгнуто более 200 договоров с аферистами, которые обещали пожилым людям заботиться о них… Обезопасить стариков от такого рода мошенничества может не только государство. Вполне по силам это и неравнодушным гражданам. Так, благодаря тому, что ветеранская организация ОАО «МТЗ» забила тревогу, городские власти вовремя вмешались и оградили бывшего сотрудника предприятия от действий охотника за чужим жильем.

Очень часто люди, которым необходима поддержка, живут рядом с нами. Приведу только один пример. В Советском районе престарелая женщина в силу своего возраста не могла нормально ни убирать в квартире, ни ухаживать за собой. К тому же и сантехника в доме находилась в плохом состоянии. Одна из соседок сообщила о сложившейся ситуации в комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Сейчас пенсионерка находится на надомном обслуживании и чувствует себя хорошо. Казалось бы, всего один телефонный звонок. Но за ним — судьба человека, которого удалось спасти от беды.

За последние годы хорошими помощниками для одиноких горожан стали участники проекта «Пожилые — старикам». Активные пенсионеры взяли на себя заботу о престарелых горожанах, которые нуждаются не только в уходе, но и в элементарном внимании.

Безусловно, человеку в возрасте, а также людям с ограниченными физическими возможностями важно чувствовать себя полноценными членами общества: встречаться, общаться, учиться чему-то новому. В территориальных центрах социального обслуживания населения открыты 268 кружков и клубов, в том числе в отделениях дневного пребывания для инвалидов и отделениях дневного пребывания для пожилых. В них занимаются более 4,7 тысячи человек.

Для некоторых семей серьезным испытанием становится рождение двойни и тройни. Социальные службы и здесь подставляют плечо: родители малышей могут воспользоваться бесплатными услугами няни. В 2015 году такая помощь предоставлялась 497 семьям, в ­2014-м — 317.

Еще одна уязвимая категория, которая требует особой заботы, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для таких ребят в территориальных центрах Ленинского, Заводского, Московского, Первомайского, Фрунзенского и Центрального районов открыты отделения сопровождаемого проживания. Здесь молодым людям помогают адаптироваться к жизни в обществе.

К сожалению, социальных работников в столице сегодня не хватает. Именно поэтому хотелось бы, чтобы все минчане не оставались в стороне от чужих проблем. Ведь неравнодушное общество состоит из неравнодушных людей. Сегодня ты не пройдешь мимо человека, попавшего в беду, а завтра тебе протянут руку помощи.

Сергей Саланович, начальник Минского городского управления МЧС Республики Беларусь:

— Мне, к сожалению, не раз приходилось видеть рыдающих на мес­те трагедии мам и пап, в возгласах которых слышался вопрос в никуда: «За что?!» Видел, как родитель с кулаками набросился на парней-спасателей с закопченными лицами, которые принес­ли из сгоревшей квартиры тяжелую весть: ребенок погиб.

По-человечески таких родителей жалко, ведь они не хотели такого. А местные бабушки, громко охая и причитая, обычно вьются вокруг милиции с просьбой «не наказываць бацькоў, бо iх бог ужо наказаў».

Люди редко делают выводы из чужих ошибок. И даже увидев, как кто-то наступил на грабли, сами себя убеждают: ну уж я-то не наступлю! Надеясь на извечное «авось пронесет», взрос­лые граждане раз за разом совершают ­безответственные поступки, а дети берут с них пример.

Не помню года, чтобы в Беларуси на пожаре не погиб ребенок, чтобы подростки не получали травмы на стройках, перебегая дорогу, развлекаясь на воде и льду… Во всех этих происшествиях всегда виноваты родители!

Да, воспитанием детей занимаются сады, школы, профильную работу с подростками проводят сотрудники МЧС, МВД. И можно сколько угодно это делать, но пока главные авторитеты в жизни ребенка — его родители — не будут личным примером показывать, как нужно жить, до тех пор все старания государства в этом направлении будут малоэффективными.

Некоторые  действуют по запретительному принципу: нельзя, потому что я так сказал! Да, если ребенку нет трех лет, это может сработать. Но когда малыш начинает задавать вопросы, на них нужно старательно отвечать. Запретный плод всегда сладок, и если маленький человек уяснит, что спички брать нельзя и совать гвоздь в розетку тоже, но не будет знать почему, то он обязательно сделает это при первой же возможности. И именно тогда, когда родитель отвернется или его не будет рядом.

Не раз слышал фразу, что мужчина — это чудом выживший мальчик. Но даже самого активного мальца можно правильно озадачить. Надо направить его энергию в нужное русло и, конечно, строго контролировать его распорядок. Именно контролировать! Родитель всегда должен знать, где, с кем и как проводит время его чадо.

Ну а тем, кто позволяет себе «на чуть-чуть» отлучиться, оставив малыша дома одного, я рекомендую посмот­реть доступный в Интернете жесткий, но правдивый фильм «Цена мгновения», который сняло МЧС в прошлом году, основываясь на реальных событиях. Послушайте, что говорят люди, которые из-за собственной беспечнос­ти потеряли детей.

Родители, не забывайте свою роль! Именно вы и никто другой отвечаете за все, что происходит с вашими сыновьями и дочками! Они во всех смыс­лах — продолжение вас. Они как губка впитывают ваше поведение, все ваши разговоры и все ваши «авось». Помните об этом.

Игорь Юркевич, председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома:


— Давая жизнь ребенку, мы берем на себя заботу о его здоровье, безопасности, благополучии и защищенности. Если этого не происходит, жди беды. Вот почему так важно, чтобы у нас в стране складывалась традиция осознанного и ответственного родительства и шла системная работа по его воспитанию у молодежи — будущих матерей и отцов.

Разве могут нас не беспокоить сегодня те примеры разоб­щенности и равнодушия к ближнему, которые мы наблюдаем и которые так часто создают питательную почву для драм и трагедий? Когда случается очередная беда, мы нередко слышим возмущенные возгласы: «Как такое возможно? Куда смот­рели родные, врачи, социальные работники?» А ведь бывает так, что человек должен прежде всего спросить себя: а куда смотрел я?

Убежден, что у подрастающего поколения необходимо формировать активную жизненную позицию. Но, увы, мы, медики, еже­дневно наблюдаем горькие плоды эгоизма, безразличия, невнимания к ближним. Человек лежит посреди тротуара, а мимо него равнодушно спешат сограждане. А может, у него сердечный приступ и он нуждается в неотложной помощи. А может, он даже нетрезв, но ему тоже нужно участие. Он же чей-то муж, отец, сын, брат и уже поэтому заслуживает сочувствия. Ведь чужой беды не бывает. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то нужно это здоровье поддерживать, заботиться о том, чтобы сопереживание было нормой, а не исключением из правил.

«Минский курьер»
Опубликовано:
13 апреля 2016
Просмотров:
2417
Категория:
Поделиться в соцсетях: