Стрессовое состояние у ребенка

Во время своего роста каждый ребенок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят время новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления.

Капризные дети

Однако, в жизни ребенка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребенка при определенных обстоятельствах. К ним относятся  болезнь, смерть близкого человека, развод родителей, травмы и катастрофы, потеря любимого питомца, устройство в детский сад, переход в другое учебное заведение, переезд, расставание с друзьями и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры. Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и постараться минимизировать негативные последствия этих событий.

У совсем маленького ребенка главной причиной стресса будет разлука с мамой, также он будет чутко реагировать на ссоры и плохое настроение родителей и изменение режима, о чем «сообщит» потерей аппетита или отказом от еды, нарушениями сна и излишней раздражительностью.

Если же явных видимых причин нет, по каким признакам можно понять, что ребенок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии? Мы собрали для вас основные физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки неблагополучного состояния детей, когда им требуется ваша помощь.

Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет):

  • нарушения сна: тяжелое засыпание, частое просыпание, кошмары;
  • энурез, энкопрез, боли в животе;
  • усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения; 
  • плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей; 
  • тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей);
  • появившиеся дефекты речи, отказ от речи;
  • тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть; 
  • агрессивность, завышенные требования к окружающим;
  • познавательные трудности, нарушения общения;
  • приписывание воспоминаниям мистических свойств;
  • трудности в осознании причин своего беспокойства;
  • беспомощность и пассивность в привычной деятельности;
  • повторяющиеся проигрывания неприятного события;
  • возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет);
  • гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности;
  • трудности адаптации к детским учреждениям.

Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет):

  • ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;
  • боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце;
  • озабоченность своей ответственностью и виной; 
  • низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы;
  • специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений);
  • нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость;
  • трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание;
  • пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация;
  • забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем;
  • перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм; 
  • продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь;
  • самоповреждающее поведение;
  • нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность;
  • повышенная тревожность и волнение без видимых причин;
  • проявления нервозности – тики, появившиеся дефекты речи;
  • отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.

Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет):

  • нарушение сна, головные боли, тремор, тики;
  • стыд и чувство вины;
  • страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости;
  • частые приступы паники, страх находиться одному;
  • жажда мстить и построение планов мести;
  • острое чувство одиночества;
  • нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность;
  • употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение;
  • саморазрушающее или рискованное поведение;
  • резкие изменения в межличностных отношениях;
  • преждевременное вхождение во взрослую жизнь, половая распущенность, прогулы школы, побеги из дома.

Все эти симптомы не должны оставаться без внимания. Ребенку очень важны ваши участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите ее сами. Будьте искренними, внимательно слушайте ребенка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?». Оцените глубину эмоционального кризиса. Задавайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь к даже самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы изменения ситуации.        

Если вы заметили один из следующих признаков: 

  • интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни;
  • размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен;
  • попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
  • приведение всех дел в порядок;
  • дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям.

Не оставляйте ребенка одного и немедленно используйте все возможные способы помочь ему избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например в Республиканский центр психологической помощи https://rcpp.by

Опубликовано:
8 июля 2020
Просмотров:
8226
Источник:
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: