Тест на будущее

«Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Знаменитое высказывание Конфуция и спустя две с половиной тысячи лет актуально для многих молодых людей, которые оказываются перед важным жизненным выбором: кем быть? Впрочем, профессиональную растерянность проявляют и взрослые, уставшие от профессии и мечтающие о карьерных переменах. А чтобы не ошибиться с окончательным решением, и те и другие все чаще полагаются не на случай, а на специальные тесты. Пока вузы призывают налаживать профориентационную работу, в Минском городском ресурсном центре уже началась жаркая пора после летнего затишья. Ученики 8 — 11–х классов вовсю тестируют свои профессиональные способности.

Кто–то — чтобы окончательно определиться с профилем для дальнейшей учебы, а кто–то — чтобы сузить круг поиска университета или колледжа. Немало людей и с дипломами, трудовой книжкой и намерением начать все с чистого листа. Скажем, недавно среди клиентов оказалась 53–летняя минчанка, которой был нужен совет, в каком направлении лучше сменить свой род деятельности: не просто работать, а заниматься по жизни тем, к чему действительно душа лежит. Это на первый взгляд в центре немноголюдно. С каждым клиентом специалист работает индивидуально примерно часа два, то есть в течение рабочего дня успевает принять четверых. В особенно загруженные дни тестирование проводят сразу несколько экспертов, ведь родители привозят своих детей не только из Минска и близлежащих населенных пунктов, но и из Витебска, Солигорска... Услуга, кстати, платная, но по приемлемым ценам: 156.800 рублей для детей и 224.000 рублей для взрослых.

У Юлии Шинкарь, начальника отдела социально–психологической помощи, как раз выдалась форточка между тестированием очередного школяра и тренингом для безработных, где людям в поиске дают пошаговые советы. Поэтому шанс испытать себя есть и у меня. Правда, не все так просто. По словам Юлии, существуют два пакета диагностических методик. Первый — для школьников, второй — для людей взрослых. Отличаются они, во–первых, вопросами, а во–вторых, результатами. Девятиклассников интересует профиль, по которому стоит продолжать учебу, либо подбор подходящего колледжа. А для учеников 11–го класса важна сфера, к которой они наиболее склонны. На выходе ребятам предлагают сразу несколько возможных вариантов для поступления с учетом итогов предыдущих вступительных кампаний. Взрослых же волнует мотивация и профессиональный тип личности, на основе которого и составляют варианты профессиональной деятельности. Итак, мне предстоит второй тип теста, то есть для человека, у которого уже есть высшее образование и определенное представление о профессиях.

Первый этап — беседа, где специалист оценивает ожидания от консультации. Решили сменить сферу деятельности? Тут важно правильно оценивать свои возможности: уровень образования, интересы, да и личные предпочтения, ведь наверняка есть какие–то идеи. Уже из собеседования, отмечает Юлия Шинкарь, можно сделать определенные выводы. Следующий шаг — компьютерная диагностика. Специалист сразу предупреждает: один тест — не показатель, каждому клиенту предлагают пройти как минимум 3 — пока не выстроится четкая картинка о собеседнике. Особенно сложно, если пришедший за консультацией сам не знает, чего хочет. Выбор заданий большой и сразу по нескольким группам — от предпринимательских способностей до мотивации. С нее, к слову, и решаем начать. Передо мной тест из 41 вопроса, так называемый опросник «Якоря карьеры». Казалось бы, что тут сложного: в каждом из вопросов дано какое–то утверждение, и нужно оценить его важность для себя по 10–балльной шкале. Здесь все — от отношения к командировкам до баланса между семьей и работой. Наконец тест закончен, и Юлия комментирует первые результаты:

— Ваши самые важные позиции сегодня — стабильность работы и служение, то есть важно, чтобы сделанное приносило пользу. На втором месте — профессиональная компетентность, то есть возможность развиваться в профессии. При этом командировки и критика начальства вас не страшат.

И так по всем позициям: насколько склонна к управлению, могу ли работать на кого–то?.. Вывод: «если вздумаете менять работу, обратите внимание на места с трудовой книжкой, стабильным заработком и возможностью ощущать нужность своего труда». Что ж, пока результаты достаточно туманны. Переходим к следующему тесту — 42 вопроса так называемого теста Голланда, который должен определить мой тип личности и рекомендуемую сферу деятельности. Здесь смысл задания другой — из двух профессий в каждом пункте нужно выбрать одну, наиболее привлекательную. И хотя родители школьников опасаются, что можно предугадать конечный результат, Юлия говорит, что это невозможно: вопросы составлены так, что компьютер не обманешь. Но если выбрать между журналистом и дирижером мне просто (все–таки немаловажную роль сыграл личный опыт), то с другими дилеммами куда сложнее. Инженер–технолог или программист? Астроном или аудитор? Словом, голова идет кругом. Впрочем, и после анализа результатов моя планида не сильно прояснилась. Из шести групп мне удалось набрать равное количество баллов сразу по двум. Причем противоположным. Такое возможно? Юлия Шинкарь объясняет, что все вполне логично, ведь по сути оба типа характеризуют одну из сторон работы журналиста или рекламщика:

— У вас конвенционный и артистический типы. Первый означает, что вы склонны к работе с цифрами и фактами, как экономист, бухгалтер, в общем, к профессиям, где нужна точность. Второй характерен для дизайнеров, фотографов, поэтому вам не стоит выбирать профессию, не связанную с творчеством. Так что если решите сменить сферу деятельности, советую задуматься об экономической переподготовке.

А вот в фермеры или ученые мне посоветовали не идти. Тест так прямо и показал. Что ж, полезный опыт. Наверняка после такого собеседования кто–то поймет, что не стоит рваться в сферу международных отношений, кто–то осознает, что карьера адвоката не для него, а кто–то вдруг задумается о дипломе инженера. Ведь когда мы на распутье, так важно, чтобы кто–то компетентный указал на правильную дорогу. Кстати, некоторые приходят за консультацией специалистов повторно. Чаще всего школьники, чтобы определиться с репетиторами или учебными заведениями. А вот взрослые возвращаются за советом о смежных специальностях. Особенно люди старой закалки, которые, к примеру, 20 лет проработали на предприятии, а теперь не знают, где еще могут найти себе применение.

Ольга ПАСИЯК, «Советская Белоруссия», от 15 октября 2015 г.
Опубликовано:
15 Октября 2015
Просмотров:
1205
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Психологическая помощь