Учитель – это призвание, вечный двигатель, друг. Кем еще должен быть настоящий педагог?

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя. На сегодняшний момент в отрасли образования трудятся около 430 тыс. человек, половину из которых составляют педагогические работники. Профессиональный праздник в этом году отмечают и 5845 молодых специалистов–педагогов, которые с 1 сентября приступили к своим обязанностям по всей стране. В 2022/2023 учебном году функционируют 3764 учреждения, реализующих программу дошкольного образования, которые посещают 390,9 тыс. воспитанников. Свои двери открыло 2901 государственное учреждение общего среднего образования, в которых обучаются 1 млн 85 тыс. учащихся, из них впервые за парту сели 115 тыс. первоклассников. На уровне профессионального образования функционируют 122 учреждения профтехобразования, 110 учреждений среднего специального образования, 50 вузов. К занятиям приступили более 400 тыс. учащихся и студентов. Корреспонденты БЕЛТА поинтересовались у лучших представителей отрасли образования, какими они видят настоящего учителя.

Андрей Иванец

Учитель – это призвание

Министр образования Андрей Иванец считает, что профессия учителя – это прежде всего призвание. «Это потребность и внутреннее желание дарить детям не только знания, но и свою душу, тепло, доброту, это значит воспитывать хорошего человека. Не любой может стать учителем. Им надо родиться, нужно чувствовать эту потребность, которая идет изнутри. Дети у нас разные. Мы всегда говорим о том, что у нас есть и отличники, и хорошисты, есть ребята, которые не очень хорошо успевают. Призвание педагога как раз заключается в том, чтобы из каждого маленького человечка сделать настоящего человека, воспитать личность, дать путевку в жизнь, чтоб он нашел себя в этом большом, взрослом, бурном мире. Именно в руках учителя находится судьба детей», – сказал глава ведомства.

Министр уверен: главный слоган каждого педагога – «Любите детей!». «Учитель не просто должен любить детей, он должен дарить им частичку себя и, безусловно, передавать знания и накопленный опыт. В День учителя хочу пожелать всем нам, чтобы именно такие педагоги, для которых призвание – быть учителем всю жизнь, приходили в эту профессию и воспитывали наше подрастающее поколение. Тогда все у нас будет хорошо и Беларусь будет процветающей, а молодежь будет строить сильную и независимую страну», – заключил Андрей Иванец.

Учитель – это профессионал

Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Александр Жук видит педагога будущего как профессионала, который, во–первых, способен обеспечить воспитание гражданина и патриота своей страны, личности с гуманистическим мировоззрением и экологически ориентированным мышлением. Кроме того, педагог готов к духовно–нравственному воспитанию детей, умеет организовывать социально значимые инициативы учащихся с опорой на лучшие традиции коллективного воспитания, формировать у школьников установку на здоровый образ жизни. Профессионал своего дела также владеет навыками работы в цифровой образовательной среде и способен предвосхищать социальную ситуацию развития современного «цифрового» ребенка. Ко всему прочему настоящий учитель является агентом продвижения идей образования для устойчивого развития, готов к реализации принципа инклюзии в едином образовательном процессе, а также умеет проектировать свою жизненную и профессиональную траекторию, развиваться и самообразовываться на протяжении всей жизни.

«В наше время значительно изменился образ педагога в общественном сознании – на смену приходит «цифровой» учитель – спортивный, ведущий здоровый образ жизни, прогрессивный и продвинутый пользователь информационно–коммуникационных технологий, владеющий технологиями медиации, продуктивной коммуникации. Учитель как друг и наставник, который знает коммуникативные коды, применимые к современному подростку, тинейджеру (поколению Z) и к его родителям – представителям поколения Y, к его дедушкам и бабушкам – представителям поколения X. Несмотря на это, всегда были, есть и будут основополагающие непреложные фундаментальные качества личности, без которой невозможен образ педагога любого времени. Поэтому традиционно одной из приоритетных задач образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, человека с активной гражданской позицией. Педагогическим университетам в этом процессе отводится ключевая роль – подготовка современного педагога, который будет успешно работать в условиях «общества знаний», будет востребован, принят учениками, их родителями, коллегами», – констатировал ректор.

Современные образовательные тренды задают ориентиры в профессиональной подготовке будущих специалистов образования. В то же время во всем мире требования к общим профессиональным компетенциям педагогов, вне зависимости от их специализации, определяются профессиональными стандартами педагога. «Коллектив ученых БГПУ разработал проект профессионально–квалификационного стандарта педагога. В стандарте нашла отражение новая компетентностная модель педагога, которая, с одной стороны, является инвариантом в профессиональной подготовке специалистов образования. Сегодня особую актуальность приобретает задача подготовки педагога к формированию у школьников функциональной грамотности. Наша страна впервые в 2018 году приняла участие в международном исследовании PISA, где проверяются не просто знания учащихся, а их способность применять полученные знания в жизни. Результаты исследования показали необходимость в первую очередь готовности самого педагога к созданию в педагогическом процессе условий для формирования у школьников читательской, естественно–научной, математической грамотности. И сейчас научные коллективы БГПУ в рамках отраслевой научно–технической программы работают в этом направлении. Требования профессионального стандарта также связаны с усилением практико–ориентированной направленности педагогической подготовки. Это значит, что любое профессионально значимое знание должно осваиваться будущим педагогом в практической деятельности. Эту задачу мы успешно решаем через совершенствование педагогической практики студентов, придание ей непрерывного характера», – отметил Александр Жук.

Новый подход к организации педагогической практики предполагает определение видов практики с 1–го по 4–й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием. Студенты осваивают профкомпетенции, приходя на практику в лучшие детские сады, школы и гимназии Минска уже с первого курса. В БГПУ на протяжении последних четырех лет успешно апробированы и внедряются на всех факультетах такие инновационные формы педагогической практики, как волонтерство на первом курсе, педагогическая практика с выделением одного школьного дня в неделю для студентов второго курса, педагогическая и летняя практики для студентов третьего курса, преддипломная практика на четвертом курсе.

«Такая организация педагогической практики студентов обеспечивает максимально раннее погружение будущих педработников в профессиональную среду (по принципу «от будущей профессии к теории и от нее к практике»), постепенное и бесконфликтное вхождение в педагогическую профессию. Кроме того, отличительной чертой системы непрерывного педагогического образования в Беларуси является профильное обучение. С 2015 года у нас в стране выстроена система профильных педагогических классов и групп педагогической направленности во всех регионах и столице. В 2022/2023 учебном году в стране работают 756 профильных педагогических классов и групп, в которых обучаются 6709 учащихся», – проинформировал ректор.

«Что в профессиональный праздник пожелать людям, у которых уже есть очень многое? У них есть профессия, почитаемая во всем мире, творческая работа, нацеленная в будущее, высокий авторитет профессионалов среди детей и родителей. Думаю, прежде всего иметь сокровенную мечту, которая настроит на успех и наполнит смыслом профессиональную жизнь. Сохранить молодость и жизнерадостность в душе. Ведь знания о мире наши дети должны получать от учителей с лучащимися глазами. Иметь крепкую семью и друзей, проверенных временем и поступками. Пусть начатый мной смысловой ряд каждый продолжит лично для себя. И как только вам удастся определить самое важное, – стартуйте и без промедления покоряйте следующую педагогическую высоту. С профессиональным праздником, дорогие коллеги! С Днем учителя!» – заключил Александр Жук.

Учитель – это гибкость мышления

Людмила Шитько преподает химию в средней школе №3 Несвижа. В преддверии профессионального праздника она была награждена почетной грамотой Совета Министров Беларуси. Торжественная церемония награждения лучших педагогов страны за добросовестный и плодотворный труд в системе образования, высокий уровень профессионализма, значительные достижения в работе состоялась во Дворце Республики.

«Учитель – это прежде всего гибкость мышления. Это нужно для того, чтобы педагог смог быстро подстроиться к современным реалиям, к современным учащимся. Ведь каждые новые дети – это совершенно другие дети. Они совсем не похожи на тех, которые были вчера или в прошлом году. Современных детей нужно заинтересовать. Я всегда говорю: химия – это волшебная наука, ведь только волшебник может сделать из бесцветной жидкости малиновую. А если ребенку интересно, он будет учиться, будет стремиться прийти к учителю. Особенность современных детей – очень быстрое мышление. Они находят тысячу и один способ что–то не сделать, либо сделать то, что они хотят. Этим надо как–то управлять. А это уже задача педагога с гибким мышлением», – подчеркнула Людмила Шитько.

Учитель – это друг

Учитель трудового обучения и черчения средней школы №16 Пинска Андрей Тарелкин считает, что учитель должен быть настоящим другом, помощником во всех делах, начинания, проблемах, в решениях этих проблем, он должен быть соратником и в радостях, чтобы похвалить, поучить чему–то и настоять на достижении определенных результатов. «В конечном итоге получится, что ученик растет и становится специалистом, профессионалом своего дела. Современные дети разные. Одни тихие, спокойные, другие быстрые, третьи требовательные. Все зависит все–таки от семьи. А мы стараемся где–то обуздать детей, где–то наоборот подтянуть вверх, чтобы они соответствовали современному обществу», – рассказал педагог.

Андрей Тарелкин 30 сентября получил благодарность председателя Совета Республики Национального собрания страны Натальи Кочановой.

Учитель – это вечный двигатель

Педагог из Витебска Андрей Иванов уверен: учитель – это вечный двигатель. «Стоять на месте – это значит отставать. Двигаться – это значит быть с детьми на одном уровне и даже немного их опережать. Даже если дети сделали какую–то глупость или шалость, возглавь ее и приведи их к истинному пути. Современные дети отличные, только надо их понимать. Они не должны быть такими, как мы, им нужно идти вперед. Самое главное – это уметь быть с детьми в одном челне, но при этом быть руководителем этой лодки, чтобы весло было у тебя», – считает учитель истории и обществоведения гимназии №5 Витебска.

Учитель – это хорошее настроение

Учитель русского языка и литературы гимназии Чечерска Ирина Потапенко отметила, что главное в педагоге – это хорошее настроение. «В класс ты приходишь, все свои горести и печали оставляешь за порогом и улыбаешься. Современные дети – это движ, непокорность, интерес, это жажда знаний. И учитель должен быть впереди планеты всей, если он хочет быть в авторитете у этих детей. Как это можно сделать? Интересоваться у них, чем они живут, тут же это познавать. И вот тогда все получится: из ребенка выйдет современный, креативный, интересующийся, знающий взрослый человек – студент», – уверена она.

Учитель – это будущее нашей страны

«Учитель – это смысл жизни, это сама жизнь, это будущее нашей страны, – считает председатель профкома работников Полоцкого государственного университета им. Е.Полоцкой Наталья Харлашова. – Особенно сейчас в такое серьезное для нашего государства время одной из самых важных профессий стала профессия учителя. Все говорят, что все начинается с семьи, но потом это перерастает в сады, школы, высшие учебные заведения. Учитель всегда остается в памяти каждого человека на протяжении всей его жизни, потому что учителем становится тот человек, который душой и сердцем живет этой профессией, который любит детей и свою Родину».

Учитель – это пример

Заместитель декана механико–технологического факультета Полоцкого госуниверситета им. Е.Полоцкой, кандидат технических наук, доцент Сергей Портянко уверен, что преподаватель в первую очередь олицетворяет плодотворный труд. «Учителем может стать только тот, кто имеет внутренние амбиции с точки зрения преподавания, донесения информации, умений и навыков. Это очень разносторонний человек. Он и спортивный, и умный, и активный, и продуктивный, а также молодой, талантливый и разносторонний. Современная молодежь достаточно интересная с точки зрения преподнесения новых жизненных моментов, с точки зрения многополярности, открытости. Одним из важных моментов, о которых не стоит забывать, является понимание того, что молодежь легко управляема, и если ее занять нужным делом, правильно сориентировать в первую очередь, то с молодыми людьми можно работать и подготовить из них хорошую смену. Для этого всегда нужно быть для них примером, быть у них на виду», – подчеркнул доцент.

Учитель – это любовь к учебе и теплые воспоминания на всю жизнь

Екатерина учится в 8–м классе одной из столичных школ. Для нее учитель – это тот, кто привил любовь к учебе и помог справиться со страхом перед неизведанным. «Я навсегда сохраню память о своем первом учителе. Мне повезло – в первом классе меня встретил самый чуткий, самый добрый, самый потрясающий педагог на свете. Благодаря ей я полюбила учиться. Нас в классе было почти 30 человек, и классная всегда знала, как подружить нас, как помочь нам решить наши детские конфликты, она имела подход к любому из нас. Воспоминания о ней – самое теплое, что останется у меня после школы. Я желаю всем детям, чтобы в их жизни обязательно был учитель, который на определенном пути стал бы им другом, примером, вечным двигателем, человеком с постоянно хорошим настроением и гибким мышлением», – заключила она.

Опубликовано:
3 октября 2022
Просмотров:
4871
Категория:
Поделиться в соцсетях: