Учителя растят себе смену

О том, что старшеклассников надо ориентировать на работу учителя, серьезно и конструктивно заговорили в прошлом ноябре, когда Александр Лукашенко посетил Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка. Президент поддержал идею создания профильных классов педагогической направленности на базе финальной ступени общего среднего образования, заострив внимание на том, что среди учителей не должно быть случайных людей: «Необходимо готовить только тех, для кого работа с детьми — мечта!» Повышение статуса и престижа профессии нести разумное, доброе, вечное стало делом государственной важности. И вот уже 1.500 старшеклассников по всей стране учатся по особой, перспективной программе.

Результаты старта нововведения обсуждались во время осенних каникул за «круглым столом». Представители школ, открывших подобные классы, делились первым опытом. А еще высказали целый ряд предложений, замечаний и идей, чтобы в самой ближайшей перспективе профильные классы стали настоящими школами–лабораториями. Долгосрочной же задачей ректор педуниверситета Александр Жук видит возрождение педагогических гимназий или создание лицея при БГПУ. Но это возможно лишь при соблюдении главного условия, делает акцент Александр Иванович: обязательные факультативы «Введение в педагогическую профессию» должны вести только искренние, горячо любящие свою профессию педагоги. Достигшие в ней очевидного успеха. В идеале — это «учителя года», представители заслуженных династий, педагоги высшей и первой категории. Только приходится признать: таких высококлассных мастеров своего дела на всех пока не хватает. А кто же тогда будет профессионально вдохновлять преемников завтра, когда их станет минимум в 2 раза больше? Значит, необходимо срочно поработать над повышением квалификации и «боевого духа» коллективов — вот мнение участников дискуссии. Тем более что повод для профессионального оптимизма определенно есть.

Например, в средней школе № 6 Минска успеваемость учеников педкласса заметно пошла в гору. Наблюдением поделилась заместитель директора Алла Федосова. И это при том (еще одна важная тенденция), что учиться в них пожелали самые успевающие десятиклассники, для которых условия приема (иметь отметки не ниже 7 по профильным предметам и средний балл аттестата не ниже 6) не представляли практически никакой сложности. Видимо, ребята так решили: назваться будущими педагогами и не стать образцом в учебе для одноклассников и друзей — это как–то непедагогично, рассуждает Алла Викторовна. В средней школе № 126 Минска профессиональный факультатив ведет учитель первой категории, выпускница аспирантуры БГПУ Ангелина Василькова. И с первого же дня всех своих 13 будущих педагогов она решила называть только по имени–отчеству! Говорит, сначала ребята смутились, а потом просто–таки расцвели: стали смелее, увереннее, инициативнее. Взрослее... Уважительное обращение очень подняло их самооценку и веру в собственные силы. Саму же Ангелину Ивановну недавно еще больше вдохновили слова мамы одной из воспитанниц. Мол, раньше Машенька никак не могла себя найти, а вот теперь глаза дочери все время светятся, и она просто живет ожиданием очередной педагогической субботы... Значит, учебная программа факультатива уже работает на результат: помогает самоопределиться, раскрывает способности, мотивирует на лучшее.

Сегодня у нас пока 102 профильных педагогических класса, в том числе в сельских регионах. Однако в почти двухмиллионном Минске, где особенно остро ощущается недостаток в воспитателях детских дошкольных учреждений и учителях начальных классов, их почему–то только 8 — во Фрунзенском, Центральном и Партизанском районах. Может, чью–то инициативу тормозит временная неопределенность: все–таки будут выпускники профильных педклассов сдавать ЦТ при поступлении на педспециальности или нет? Вот–вот ответ будет официально озвучен и закреплен в правилах приема в вузы. Министерство образования поддержало идею освободить ребят, прошедших специальную подготовку, от экзаменов и уже внесло предложения на рассмотрение Совета Министров. Однако новшество коснется не всех выпускников педагогических классов, обращает внимание Александр Жук, а только тех, в чьем аттестате будут отметки не ниже 7. Еще потребуется развернутая рекомендация из школы, где будет отражено, работал ли абитуриент вожатым, участвовал ли в волонтерском движении и прочие подробности. Иначе говоря, приемная комиссия должна быть уверена: у этих ребят мотивация железная. А, значит, впереди — достойное будущее!

Марина ЗУБОВИЧ, «Советская Белоруссия» № 215 (24845) от 6 ноября 2015 г.
Опубликовано:
6 Ноября 2015
Просмотров:
950
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Опасности интернета