В чем риски домашнего обучения?

На прошлой неделе после длительного перерыва дети снова сели за школьные парты. Однако не все. Некоторые родители предпочитают учить своих чад дома. В чем особенность хоумскулинга? Для перевода на домашнее образование должны быть веские причины.

Домашнее обучение

Про формат и неформат

В семье Будкевичей из Минска трое детей. Двое старших – пятиклассник Алексей и второклассница Анна – получают образование дома. Младшая Анастасия пока детсадовского возраста. Отец семейства педагог-психолог Кирилл Будкевич рассказывает, что решение обучать детей по индивидуальному плану они приняли с женой, когда старшему сыну едва исполнилось три:

– Попали с сыном в кружок, где познакомились с семьями, которые уже практиковали индивидуальный план обучения. По второму высшему образованию я педагог-психолог. Это помогло мне оценить данный формат, увидеть, что выигрывают от этого родители, как чувствуют себя при этом дети. Уже тогда я осознал, индивидуальный план обу­чения это не просто, это не какая-то игрушка, в которую захотелось поиграть взрослым и детям. Должно быть четкое понимание, зачем такой формат нужен ребенку, родителям и семье в целом.

Спрашиваю у Кирилла, почему конкретно в их семье было отдано предпочтение образованию в домашних условиях.

– Во-первых, у меня было огромное желание участвовать в жизни своих детей, не перекладывать ответственность за их образование и воспитание на государство, а брать ее на себя, – объясняет собеседник. – Во-вторых, я мог себе это позволить. У меня всегда был гибкий график работы, у моей супруги – декрет за декретом, сейчас тоже гибкий график. То есть у нас была возможность проводить с детьми много времени.

Оформить сына на индивидуальный план обучения, вспоминает Кирилл, было сложновато:

– Школы неохотно берут детей на такой формат. Нужны веские основания. В нашем случае сработало то, что у Алексея было несколько серьезных увлечений. Он занимается дзюдо, играет на трубе, увлекается шахматами. И в каждой сфере у него есть хорошие достижения. Например, в 2018 году стал чемпионом Европы по японским шахматам сеги до 9 лет.

Занимаются с детьми родители. Пока, говорит Кирилл, их знаний с супругой хватает:

– У нас нет конкретного расписания, с какого до какого часа ребенок должен чем-то заниматься. Периодически берем и что-то изучаем, смотрим, пробуем… Главное, на аттестации показать результат. Он должен соответствовать определенным нормам. Признаться, нашей семье такой формат обучения очень подходит. Если у средней дочки график пока более-менее свободный, то у сына он выглядит так: 5 раз в неделю дзюдо, 4 раза шахматы, 4 раза музыкальная школа. И это только основные его интересы. А ведь хочется и книгу почитать, и в футбол погонять. Не представляю, как бы он мог заниматься всем, посещая школу. Уточняю у своих друзей, чьи дочки и сыновья получают классическое образование, сколько времени у их детей занимает школа. Оказывается, в среднем 5–8 часов в день! А прибавьте сюда еще выполнение домашних заданий. Индивидуальный план позволяет распределить свое время, я бы сказал, более эффективно.

Термин «хоумскулинг» (от английского home «дом» и schooling «образование») начал использоваться в нашей стране относительно недавно. Хотя само явление домашнего образования для нас не ново. Дворянские дети часто находились на такой форме обучения

При этом Кирилл считает, что такой формат обучения подходит далеко не всем:

– В Министерстве образования опасаются, если сделать обучение по индивидуальному плану более доступным, все поголовно на него перейдут. Но не будет этого. Можно посмотреть на опыт России. Там разрешено несколько форм, аналогичных индивидуальному плану, – семейное образование, дистанционное и так далее. Но обучаются вне школы от 5 до 7 %. Среди моих знакомых много родителей, которые говорят: «Классная форма – индивидуальный план обучения. Но моему ребенку в силу его особенностей важнее пойти в школу, получить определенный опыт коммуникации с педагогом. Мы не сможем заниматься с ним дома – он не будет нас слышать и слушать». Другим не подходит такой формат, потому что родители работают с 9 до 18 кто в таком случае будет заниматься с ребенком? Тут важно учитывать и стремление родителей, и желание ребенка, и его психофизиологические особенности, и внутренние правила семьи.

Школы вместо

Термин «хоумскулинг» (от английского home – «дом» и schooling – «образование») начал использоваться в нашей стране относительно недавно. Хотя само явление домашнего образования для нас не ново. Дворянские дети часто находились на такой форме обучения. Конечно, позволить себе обучать детей дома могли только состоятельные люди. Остальные либо оставляли своих чад вовсе без образования, либо отправляли в приходские да земские школы. В СССР была поставлена задача всем детям обеспечить качественное образование. Во второй половине 1980-х началось реформирование школы появились частные учебные заведения, была законодательно закреплена возможность обучать детей дома.

Сегодня в Беларуси существуют две формы получения образования вне школы. Так называемое обучение на дому рассчитано на детей, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. В таком случае ребенок числится в классе, а учителя приходят к нему домой.

Есть еще понятие «обучение по индивидуальному учебному плану». Ребенок считается учащимся конкретного класса школы, числится в классном журнале, но осваивает программу самостоятельно. При оформлении индивидуального плана ответственность за обучение несет семья, а за школой закрепляются контролирующие функции.

Обучаться по индивидуальному плану, согласно Кодексу об образовании, могут одаренные и талантливые учащиеся, а также ученики, которые по уважительным причинам постоянно или временно не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию. Теоретически оформить ребенка на такой формат образования несложно. Заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова описывает процедуру:

Законный представитель учащегося подает на имя руководителя учреждения образования заявление с указанием причин, по которым необходимо организовать обучение по индивидуальному учебному плану. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие эти причины. Затем руководитель в течение 20 дней с момента подачи заявления по результатам рассмотрения вопроса на педагогическом совете принимает решение об организации обучения по индивидуальному учебному плану.

Если выносится положительное решение о переводе ребенка на индивидуальный план обучения, составляется график аттестации, уточняет Ирина Владимировна:

– Решение о сроках и способах аттестации принимает конкретный учитель с учетом специфики предмета и индивидуальных особенностей учащегося. Кто-то прекрасно сам осваивает учебный материал, а кто-то совершенно не мотивирован работать самостоятельно. Здесь не может быть единых рекомендаций. Но дети, которые обучаются по индивидуальному плану, как и дети, постоянно посещающие учебные занятия, должны быть аттестованы по итогам четверти и года.

На первый взгляд, все просто. Вот только далеко не всегда родители остаются довольны решением администраций. В группе facebook, объединяющей семьи, которые поддерживают домашнее обучение, участники жалуются, что сталкиваются порой с непониманием в учреждениях образования. Мол, слишком строго директора оценивают степень уважительности причин. Приходится искать другие варианты. Самый популярный из них – обратиться в частные школы. Говорят, там готовы оформить ребенка на индивидуальный план обучения по любой причине. Услуга недешевая. В одной из столичных школ за оформление ученика начальных классов на один учебный год придется заплатить более 1000 рублей, старших – 1300. Это только за то, чтобы ребенок числился в классном журнале и раз в полгода сдавал аттестацию, никаких занятий с педагогами не предполагается. В другой школе предлагают обучение по индивидуальному плану с дополнительными дистанционными занятиями четыре раза в неделю по три часа. Цена вопроса – 250 рублей в месяц. То есть за учебный год набегает 2250 рублей.

Ирина Каржова говорит, что в Министерстве образования никогда не противопоставляли частные и государственные школы:

– Сегодня частные школы открываются по заявительному принципу, не требуется лицензирование, но они должны пройти аккредитацию в течение первого года на соответствие заявленному виду, иначе не смогут выдавать документы об образовании. Что касается индивидуального плана обучения, перевести на него ребенка можно и в государственных, и в частных школах. Но требование одно – должны быть уважительные причины. И если еще в прошлом учебном году родители действительно могли пользоваться некоей лояльностью частных школ, которые любые причины считали уважительными, то в нынешнем это не сработает. 20 декабря 2019 года вступили в силу изменения в Положение об учреждении общего среднего образования, которые установили необходимость документального подтверждения причин для перевода на индивидуальный учебный план.

Возможно ли домашнее образование в нашей стране сделать более доступным? У Минобра на этот счет четкая позиция.

– У нас все прозрачно. Есть медицинские показания? Существует порядок перевода ребенка на обучение на дому. Есть уважительные причины не посещать школу на постоянной основе? Возможен перевод на индивидуальный план обучения, – рассказывает Ирина Каржова. Делать домашнее образование еще более доступным это лишнее. Обучать детей должны люди с соответствующей подготовкой. Не зря педагоги учатся в университете, повышают квалификацию, нарабатывают опыт. Не спорю, есть родители, готовые с утра до вечера посвящать себя детям и даже способные самостоятельно учить их физике, химии, биологии и так далее. Но речь идет не только о том, чтобы научить ребенка. Забирая детей из школы, мы лишаем их одноклассников, внеклассных мероприятий… Ребенок оказывается в своеобразной социальной изоляции.

Ни шага без родителей

Психолог и мама троих детей Нелли Куприянович уверена: школа должна быть в жизни каждого человека. И это вопрос не только образования, но и социализации:

– Социализация ребенка начинается в садике, продолжается в школе, заканчивается в колледже или университете. Он учится строить диалог, делиться проблемами, просить о помощи, заводить друзей. К слову, самая лучшая дружба завязывается, как правило, именно в школьные и студенческие годы. Дети в основном не очень любят учиться единицы бегут в школу за знаниями. В большинстве своем им нравится ходить туда, потому что там их друзья.

Нелли приводит в пример своего сына-второклассника:

– Он идет с утра в школу и думает, чем будет заниматься на перемене. А еще просит у меня: «Мам, дай рубль, мы скинемся с другом и купим на двоих сосиску в тесте». И я как мама счастлива, что у него возникают такие мысли, что он строит дружбу, учится договариваться, развивает работу в команде. Ведь успешные люди, предприниматели, бизнесмены это, как показывает практика, те, кто не был отличником в учебе, но кто классно строил дружбу в школе, за школой, в институте… В школе постоянно организовываются какие-то конкурсы, ставятся сценки, готовятся поздравления к Новому году, 8 Марта и прочим праздникам. Дети учатся работать в команде, брать на себя определенные функции, быть ответственными. Это те надпрофессиональные навыки, которые очень востребованы на рынке труда и очень непросто формируются.

К сожалению, дети на домашнем обучении лишены всяких коллективных мероприятий и того общения, которым могут похвастаться обычные школьники.

– Родители уверяют, что все у их детей нормально. Но это «нормально» до поры до времени. А вернее, до первого стресса, который может привести к нервному срыву, – говорит Нелли. – Взаимодействуя с внешним миром, мы постоянно развиваем свой иммунитет к сложным ситуациям мы знаем, как решить конфликт, пережить недопонимание, ответить обидчику… У ребенка на домашнем обучении нет возможности получать такой опыт.

В стране активно работают над единой образовательной платформой дистанционного обучения. Предполагается, на ней будут размещаться учебные материалы, фрагменты уроков, наработки учителей из разных регионов. Платформу планируют презентовать к концу года, а полноценно она должна заработать со следующего учебного года. Как рассказала Ирина Каржова, платформа будет расположена в свободном доступе на Национальном образовательном портале. Воспользоваться ею смогут и учителя, и учащиеся. В частности, она станет хорошим подспорьем для детей, которые вынуждены обучаться на дому или по индивидуальному плану

Нелли Куприянович считает, что индивидуальное обучение может быть показано лишь в двух случаях:

– Во-первых, когда ребенок по психологическим причинам не способен к социальной адаптации, у него не строятся отношения с людьми, и при этом сильный дискомфорт и конфликты испытывают и он, и его одноклассники, и преподаватели. Пожалуй, дома такому ребенку действительно будет лучше. А во-вторых, когда ребенок не может посещать школу по причине сборов, подготовки к серь­езному конкурсу и т.п. Но здесь речь о временном формате. В нашей семье был опыт индивидуального обучения старшая дочка Зина готовилась к выступлению на «Евровидении». Но как только конкурс остался позади, дочка снова вернулась в школу. Во время пандемии, когда было разрешено не водить детей в школу по усмотрению родителей, все мои дети опять же пошли в школу. Потому что самостоятельно дома они не занимаются, а становиться для них контролером я не хочу. Мне важно оставаться мамой для моих детей, чтобы они видели меня успешной, самодостаточной и реализованной личностью и могли брать с меня пример.

Когда родители оставляют ребенка на домашнем обучении по собственной прихоти, скорее всего, говорит психолог, мы имеем дело с нереализованными взрослыми людьми, которые пытаются компенсировать эту реализацию через свое родительство:

– Общение родителей и детей должно быть дозировано. Когда контроля и заботы слишком много, начинается паразитирование родителя в жизни ребенка. Мама или папа проживает жизнь через ребенка: «Мы ходили на кружок, мы победили в конкурсе, мы получили 9…»

Родители выбирают, как ребенку учиться, чем увлекаться, они же решают за него большинство проблем записать на кружок, договориться с учителем на аттестацию, подтянуть какой-то предмет.

– Но в большой мир ребенок пойдет без своих родителей. Настанет время поступать в университет, идти в армию… Там домашнего формата нет. Справится ли молодой человек с тем, что на него свалится? – рассуждает психолог. На сегодня нет результатов научных исследований последствий домашнего обучения, лет через десять будет что-то понятно.

ЦЕНА ВОПРОСА

Обучение по индивидуальному плану – удовольствие не из дешевых. Одно дело если ребенок оформлен в государственной школе, а занимаются с ним родители. Другое если приходится нанимать репетиторов. Одно занятие обойдется в среднем от 20 до 40 рублей. Чтобы сэкономить, да и сделать процесс обучения детей более увлекательным, некоторые семьи объединяются в кооперативы и нанимают одного педагога на всех. Не заставляют себя ждать и предложения учителей. Вот, например, одно из таких объявлений: «Открываю класс-группу отдельно для ребят 2-го класса и отдельно для 3-го класса, которые хотят в своей школе перейти на обучение по индивидуальному плану. Информация для 2-го класса: три учебных дня, стоимость 140 руб­лей в месяц; для 3-го класса: 2 учебных дня, стоимость 200 рублей».

А КАК У НИХ

Неоднозначно относятся к домашнему образованию не только в нашей стране. Например, в Исландии оно разрешено только родителям с педагогическим образованием. Во Франции два раза в год проверяется социальная ситуация семьи с домашним обучением. В ряде штатов США и Великобритании существует жесткий контроль за образованием детей в семье. А в Германии, Нидерландах и Швеции такой формат обучения вовсе запрещен, сообщает mgpu.ru. Например, в Германии с 1918 года существует обязательное посещение школы. Нарушение этого правила карается законом приверженцы домашнего обучения могут получить штраф, иск о лишении родительских прав и даже наказание в виде лишения свободы.

Опубликовано:
14 сентября 2020
Просмотров:
6162
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: