В шесть или в семь? Тестируем детей на готовность к школе

Зависит ли степень готовности к школе от возраста? Чтобы это выяснить, вместе с педагогами образовательного центра «Дарсай» мы протестировали четверых потенциальных первоклассников от пяти до семи лет.

Первоклассники

Звездочки вместо десяток

Даше Шавель и Артему Койро скоро семь, Уле Ковалевой и Саше Колечкину – на год меньше. Чтобы проверить, готовы ли ребята к школе, методист детского центра развития Анна Кривошей предлагает ребятам выполнить 11 заданий с перерывом на физкульт­минутку: Анна Кривошей

– Эти задачи позволяют проверить логику, математические знания, умение читать и писать. Мы будем оценивать скорость их выполнения и то, насколько правильно они выполнены. За каждый верный ответ ребятам полагается звездочка – что-то вроде школьной десятки.

Педагог Наталья Годун усаживает непосед за парты и раздает им рабочие листы, а также простые карандаши и ластики, чтобы ребята не зачеркивали ошибки, а стирали их. На все про все – полчаса. Песочные часы начинают отсчет времени, и малыши послушно приступают к работе: старательно пишут свои имена сверху листа, аккуратно выводят цифры, буквы. Кажется, будто за столом сидят не детсадовские сорванцы, а минимум первоклашки.

Артем справился с заданиями первый и заявил, что готов помочь остальным. От заманчивого предложения его «коллеги» отказались: упражнения не вызвали затруднений ни у кого. Хотя интеллектуальная развитость не единственный критерий, который нужно учитывать, принимая решение, отправлять ребенка в школу или подождать еще год, уверена Анна Кривошей:

Наталья Годун– Научить читать и считать можно всего за два месяца, гораздо сложнее подготовить малыша психологически. Можно иметь огромный багаж знаний, но не уметь применить их в нужной ситуации: разволноваться, испугаться, отвлечься на красивую картинку в блокноте соседа по парте. Как мама троих детей и педагог с 20-летним стажем, могу сказать, что семилеткам проще абстрагироваться от внешних факторов и сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, чем шестилеткам. Посмотрите на Артема: он выполнил все 11 упражнений, а после стал спокойно ждать остальных, не требуя внимания учителя, не отвлекая друзей. Это говорит о том, что он уже готов сесть за школьную парту.

Это подтверждают и результаты тестирования. Артем справился на все сто, получив за каждое задание звездочку. Вместо получаса ему понадобилось 15 минут. Хотя еще в прошлом году он допускал ошибки в этих же заданиях и долго сомневался, выбирая ответ. Анна замечает, что Тема сильно по­взрослел:

– Мальчик был нерешительным: даже если знал правильный ответ, мог его не назвать. Сейчас совсем другое дело. Родители думали посадить Артема за парту, когда ему было без малого шесть, но, посоветовавшись с педагогами и врачами, решили оставить в саду.

Ошибка не повод для грусти

На одну звездочку меньше, чем Артем, получает Даша – допустила ошибку в задании, где нужно было указать, какое число меньше 16, но больше 14. Правда, когда педагог попросила исправить ошибку, сразу сообразила, что это 15. Это говорит о том, что девочка умеет сосредотачиваться на задании и не расстраивается из-за ошибок, обращает внимание педагог:

– Дашенька была готова к школе еще в 2018-м, но мама приняла решение оставить дочку в саду на год – посчитала, что она психологически не созрела. У меня нет сомнений, у нее все прекрасно сложится в первом классе.

Первоклассники

А хотят ли за парту сами дети? Артем не может дождаться, когда наступит 1 сентября:

– Очень хочу. Там у меня появятся новые друзья и интересные книжки.

Даша тоже собирается в первый класс. С одной стороны, ей хочется стать взрослее и узнать что-то новое, а с другой, девочка понимает, что учеба – это тяжело:

– Я с трех лет хочу в школу, но знаю, что там будет непросто. У меня есть брат, он учится в седьмом классе.

На удивление, Саша и Ульяна со сложными заданиями тоже справляются неплохо. Педагог по дошкольному образованию Наталья Годун держит в руках их рабочие листы:

– По результатам теста они тоже готовы идти в школу, правда, задания дались им сложнее, у детей есть ошибки. Например, Ульяша была слегка невнимательна и пропустила одно упражнение, а Саша написал некоторые буквы зеркально из-за того, что он левша.

Первоклассники_Саша и Ульяна

И если Уля в школу пока не хочет, то Александр серьезно настроен на учебу. Его отец Евгений уже успел посоветоваться на этот счет с врачом и психологом:

– Саша часто бывает на работе у супруги, которая работает учителем математики, так что он хорошо знает, что такое дисциплина и как себя нужно вести.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий ЧесновДмитрий Чеснов, врач-педиатр, заведующий приемным отделением 3-й городской детской клинической больницы Минска:

– Отдавать ребенка в школу в шесть лет рано. В этом возрасте ребенок иммунологически и физиологически незрелый и может часто болеть. К семи-восьми годам «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная. Кроме того, к этому возрасту у ребенка уже есть основной набор профилактических прививок.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Проверить координацию, развитие мышц и скелета можно с помощью филиппинского теста. Попросите малыша дотянуться правой рукой до левого уха, перекинув руку через голову. Если получилось, значит, он физиологически зрелый, нервная система и головной мозг готовы воспринимать и перерабатывать информацию.

Спросите у ребенка, зачем он идет в школу. Если только ради нового портфеля или из-за того, что там можно не спать в обед, то, наверное, отправлять его грызть гранит науки рано.

Выясните, готовы ли ваши сын или дочка слушать учителя. Для этого попросите помочь вам сделать какую-нибудь кропотливую скучную работу. Например, смотать нитки в клубок или отсортировать гречку от риса.

Прочитайте с малышом рассказ, а затем попросите его пересказать. Тот, кто готов к школе, сможет связать шесть-семь предложений, не потеряв при этом сюжетной линии.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Татьяна Довгач

Татьяна Довгач, сотрудник Института истории Национальной академии наук:

– Я выросла в агрогородке Хвиневичи Дятловского района. В детский сад не ходила, за мной присматривала бабушка. Так случилось, что в школу меня отдали в пять лет. К учебе я была явно не готова: вместо букв и цифр на уме были одни куклы. Чтобы не работать на уроке, без конца просилась выйти, придумывала, что болит то нога, то рука. Из-за этой неусидчивости в дневнике были одни тройки. Так продолжалось до пятого класса, пока я физически и морально выровнялась со сверстниками. Когда у меня появятся дети, думаю, отправляю их в школу не раньше семи лет.

Дубровская Ольга, «Знамя юности»
(фото Дениса Малышица)

Опубликовано:
18 Марта 2019
Просмотров:
231
Категория:
Поделиться в соцсетях:
Опасности интернета