Военруки вернулись в школу

В столичных школах и гимназиях приступили к работе руководители по военно-патриотическому воспитанию. Такая должность появилась с 1 сентября. За плечами – чуть более двух недель работы. По сути, за это время специалисты сами прошли курс молодого бойца. Познакомились с детьми, определили для себя фронт работы, стратегию. Задача перед ними непростая: воспитать любовь к Родине у поколения «Тик-Тока» и «Инстаграма». Уроки для галочки не пройдут. Понимают ли они это сами? Корреспондент «Р» отправилась в среднюю школу № 52 города Минска, где к насущному вопросу подошли серьезно. Здесь планируют создать два профильных класса по военно-патриотическому воспитанию.

СШ 52

На личном примере

У Романа Автушко, руководителя военно-патриотического воспитания, даже выправка военная, хотя сейчас он не при форме. Директор столичной средней школы № 2 Оксана Цуран замечает, что в этой должности она представляла человека, который внушал бы доверие, умел найти общий язык с подростками. Роман Александрович как нельзя лучше подошел под эти критерии. Молодой, целеустремленный. Лейтенант запаса. Признан лучшим учителем физкультуры в столице в 2018-м – педагог лично разрабатывал, снимал и монтировал видеоролики упражнений для детей.

Пока Роман Александрович идет на занятие по строевой подготовке, у него есть пара минут:

– Я из военной семьи – поездили в свое время по гарнизонам. Папа воспитывал строго. Поскольку я учился в военно-патриотическом классе, у меня была форма. Складывал ее практически под линеечку, чтобы угодить отцу. По детству обижался. Когда в армию попал, понял его. Как сейчас помню: мы, молодые солдаты, только начинали вникать в армейский быт. От сержанта поступает предложение: кто первый подошьет подворотничок, позвонит домой родителям. А у меня отцовская школа! Руки сами помнят: двенадцать стежков делаю сверху, шесть – снизу, два – по бокам. Телефон был у меня.

Пожалуй, главное требование для военрука – опыт военной службы. Ведь они проводят допризывную военную подготовку, учебно-полевые сборы, готовят парней к армии. Без личного примера молодежь не впечатлишь, уверен Роман Автушко. Когда шел на первое занятие, понимал: детей надо увлечь. Поэтому говорил о личном. Вспоминал, как каждое утро в армии с сослуживцами выбегали на тренировки с голым торсом. В любую погоду – снег, дождь. Как преодолевали полосу препятствий. Рассказывал, а сам видел, как у некоторых мальчишек в глазах сразу появилось удивление, а потом азарт, дескать, мы тоже сможем. Значит, вдохновились. Учебная программа составлена так, словно парни проходят курс молодого бойца. Это сборка-разборка автомата, стрельба из него, строевая и физическая подготовка, знание воинского устава. Вскоре появится школьное радио, где по четвергам дети будут готовить репортажи на военно-патриотическую тематику. Планируется сотрудничество с военными частями.

Подход такой: не просто выучите такой-то параграф на такой-то странице, а пойдемте, ребята, сегодня в музей, а завтра – в военную часть.

Оксана Цуран поделилась планами создания двух профильных классов – правового и военного, чтобы в Военную академию и Академию МВД поступали мотивированные и знающие дело ребята:

– Подобным опытом уже владеем. В прошлом году у нас появился профильный класс МЧС. Дети углубленно изучают физику и математику – предметы, необходимые для поступления в Университет гражданской защиты МЧС. У ребят также есть профильные занятия – медицинская подготовка, навыки владения пожарным оборудованием, пожарно-спасательный спорт. Поверьте, многие дети уже мечтают попасть в военно-патриотический класс. Пока планируем набрать 60 человек.

Требования к ученикам определены: успеваемость по физике и математике должна быть не ниже 7 баллов, по остальным предметам – не ниже 6.

Наглядный пример

В 43-й гимназии Минска гражданско-патриотическое воспитание преподается уже много лет. Здесь находится центр допризывной подготовки, который объединяет более десяти школ Фрунзенского района столицы.

У Александра Иванова, заместителя директора по учебной работе гимназии № 43 Минска, с этого года появилась новая обязанность – курировать руководителей по военно-патрио­тическому воспитанию в районе. Александр Валерьевич – человек, знающий дело. Три десятка лет отдал службе в Вооруженных Силах. Теперь преподает допризывную подготовку у более 700 детей! Директор гимназии Мария Ковалевская объясняет, что обучение в центре проходит на высочайшем уровне.

Не просто один класс, а укомплектованные от и до кабинеты, где дети все видят наглядно – пневматические винтовки, автоматы Калашникова, пистолеты Макарова, гранаты Ф-1. Только в двух специально оборудованных классах ребята учатся разбирать и собирать автоматы. Здесь же расположен лучший в стране школьный тир – электронный и пневматический. Для девочек медицинскую подготовку проводят люди с медобразованием. Отрабатывают важные навыки: оказать первую помощь, сделать перевязку, непрямой массаж сердца.

Проведение военно-патриотического воспитания в таком формате – опыт новый. Хотя, наверное, правильнее сказать – старый, но хорошо забытый. Первые оценки эффективности сможем сделать уже в конце учебного сезона.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей СТРИГЕЛЬСКИЙ, первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома:

– В 236 учреждениях общего среднего образования введена новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. У такого специалиста должны быть высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных Силах или других войсках и воинских формированиях страны. Также подойдут люди, освоившие программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования. Если есть педагогический опыт, то это хороший плюс.

На руководителей по военно-патриотическому воспитанию возложены непростые задачи: формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Будет проводиться профориентационная работа с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования. Стандартных рецептов для решения этих задач, как вы понимаете, нет. У детей необходимо пробудить интерес. Уроки мужества, дни воинской славы, встречи с ветеранами, оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи – отличные варианты. Мне видится, что ребята оценят такой творческий подход.

Читайте также здесь

Опубликовано:
21 сентября 2021
Просмотров:
17796
Категория:
Поделиться в соцсетях: