Беларусь назвали IT–страной — и этому статусу она соответствует.
— Бывший председатель райисполкома Илья Шатько предложил директору гимназии создать нечто такое, чего ни у кого в области не было бы, в общем, заиметь собственный «бренд». Перелопатили массу вариантов, и тут в одной из газет я увидел заметку о Лего–робототехнике. Это сейчас ею никого уже не удивишь, а тогда все было в новинку. Вот и мы решили: почему бы не попробовать? Район закупил несколько специальных конструкторов... Недешевая, надо сказать, вещь, которую лет 5 назад еще было и не сыскать днем с огнем даже в Минске. Заказывать пришлось в России.
Робот–пылесос. Основа — из специализированного «Лего». Пылесборник — из картона, загребательные щетки — из лески. Кулер от ноутбука приспособили под агрегат для засасывания мусора. Для демонстрации его работы мядельские гимназисты рассыпали по полу опилки, и пылесос, двигаясь сначала по спирали, а затем по периметру, их подчистую убирал. Разработку настолько оценили на многочисленных проходящих в нашей стране соревнованиях по робототехнике, что сооснователь EPAM Леонид Лознер подарил ребятам еще 3 набора «Лего».
Универсальный робот–спасатель. Мини–модель. Конструкция — простейшая. Танковая подвеска, две гусеницы, благодаря чему он способен пробраться по любому бездорожью и через завалы. В нашем же случае — забраться на стол даже под углом 45 градусов. Посередине — манипулятор для разбора завалов и спасения людей, способный разворачиваться вокруг собственной оси. На раз захватывает и поднимает небольшие грузы. Программа написана на языке Python.
Один из роботов, принимавших участие во Всемирной олимпиаде, — сборщик фруктов. Его предназначение — рассортировать «хорошие», «недозрелые», «подпорченные» и «гнилые» фрукты (в общем, отличающиеся по цвету детали) по разным зонам–ячейкам.
Чья роль важнее: инженера, который должен придумать оптимальную конструкцию, или программиста?
Вячеслав Савчик отвечает:
— И того, и другого. Когда готовились к Всемирной олимпиаде роботов, конструкции перерабатывали раз десять, если не больше. Скажем, почему белорусская команда по робофутболу проиграла там в 1/8 финала Малайзии? У азиатов роботы были более скоростные — за счет других шестерен. Но и хорошо запрограммировать робота — одна из основных задач. Правда, здесь есть своя «засада»: алгоритмы для олимпиады младшая и средняя категории участников обязаны писать на специализированном Лего–языке, который особого прикладного применения не имеет. Кстати, кроме языка программирования, на хорошем уровне нужно владеть и английским. У ребят он неплохой. Чтобы подтянуть остальных, в нашей гимназии собираемся организовать факультатив по изучению «технического» английского — один час в неделю.
— Допустим, для соревнований нам нужны тонкие колеса большого диаметра, — приводит типичный пример Вячеслав Савчик. — Причем исключительно маркированные детали фирмы «Лего» (такие требования предъявляют организаторы многих международных соревнований). Где их взять? Начинаешь искать на интернет–аукционах. Увы, чаще всего на зарубежных. Там, где подешевле. Хорошо хоть спонсоры порой помогают. Да и для системы образования (кстати, на Всемирную олимпиаду роботов учреждение образования попало впервые, обычно в ней принимают участие исключительно коммерческие школы робототехники) удовольствие это совсем недешевое. Курсы — бесплатные. Один конструкторский набор по безналу — около 800 рублей. Хватает лет на пять: из строя выходят моторы, разваливаются соединительные элементы, переламываются провода. Отдельная статья расходов — выезды на соревнования. Еще одна «болезнь» — слабые ноутбуки. Без «сильного» железа на соревнованиях делать нечего — только время потеряешь. Вынуждены просить ребят пользоваться своими.