Время «простых» открытий прошло

Без чего не может обойтись современный ученый? Когда возраст имеет значение? Что делать, чтобы совершить открытие? Председатель Совета молодых ученых НАН Андрей Иванец знает ответы на эти вопросы.

Неделю назад Совет молодых ученых вместе с Институтом подготовки научных кадров НАН и Минским дворцом детей и молодежи открыли Школу юных исследователей. В чем суть проекта и для чего он нужен?

– Наш проект рассчитан на ребят, которые хотят повысить уровень по тому или иному предмету, а также участвовать в научно-исследовательской деятельности. Занятия в школах юного химика, биолога, физика, физиолога, историка, ботаника, зоолога и т. д. проводят преимущественно молодые ученые. Ученики смогут установить связи с конкретными научными институтами, узнают, какими исследованиями там занимаются. Это поможет более осознанно выбрать, что они будут изучать в будущем. Позже, в вузе, ребята попробуют попасть в лабораторию, чтобы уже с первого курса заниматься настоящими исследованиями. Ученые, которые ведут занятия в школе, будут присматриваться к ученикам и лучшим предлагать сотрудничать. К окончанию университета у ребят будет хороший задел, экспериментаторский опыт.

– Есть ли у нас в стране недостаток молодых ученых?

– Их вполне достаточно, но больше половины не имеют научной степени. Это очень много. По­этому мы работаем над тем, чтобы вырастить кандидатов и докторов наук. На 10 кандидатов должен приходиться один доктор. А у нас кандидатов не хватает. Чтобы обеспечивалась преемственность, нужно, чтобы в каждом поколении были представители. Но сейчас преобладают молодые ученые и ученые старшего возраста. А целое поколение между ними практически отсутствует.

Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо мотивировать молодых ученых на защиту докторских диссертаций и давать им руководить рабочими группами хотя бы из трех-четырех человек. Ведь в науке без докторской сложно пройти полноценный научный и карьерный путь.

– Может ли молодой ученый совершить прорыв в науке?


– Сегодня для этого море возможностей. Появились научные базы данных, которые позволяют не выходя из кабинета познакомиться с тем, что сейчас изучают во всем мире. Лично я читаю все, что актуально в моей области. Сейчас это проще – можно зайти в базу данных, например scincedirect.com, открыть любой научный журнал и узнать, какое направление наиболее перспективно. Оттолкнуться от этого и развивать в своем исследовании.

Хочешь сделать прорыв – делай. Посмотри, какой научный центр занимается интересующими тебя исследованиями. Ты можешь написать авторам и вступить с ними в кооперацию.

Можно отправиться на международную стажировку. Например, для молодых ученых существует отдельная программа Марии Складовской-Кюри, которая является частью Рамочной программы Европейского союза по науке и инновациям «Горизонт 2020». Пишешь, в какой научной области собираешься работать, в каком центре хочешь пройти стажировку, почему это полезно для тебя, твоего института и страны. Получаешь финансирование и едешь.

– То есть прорыв связан именно с международным сотрудничеством?


– Конечно. Времена «простых» открытий прошли. Надеяться, что ты будешь сидеть в лаборатории и в одиночку совершать прорыв – это скорее утопия. Сегодня все основные открытия делаются на сверхсовременном оборудовании, в тесной коллаборации международных групп, которые занимаются междисциплинарными исследованиями.

Этими возможностями нужно пользоваться, причем именно во время учебы в магистратуре, аспирантуре и в течение первых трех-четырех лет после защиты кандидатской. Позже шансы найти стажировку существенно ниже.

Для всего этого нужно знать иностранный язык. А как у молодых ученых с иностранным?

– Те, кто не владеет английским, умением быстро анализировать, искать и систематизировать колоссальный объем информации, вряд ли смогут добиться успеха в науке. Не то время сейчас. Посмотрите, у меня на столе не более двух процентов материалов – русскоязычные. Потому что журналов на русском немного. Чтобы знать, чем занимается весь мир, ты обязан говорить по-английски.

На новую орбиту

Беларусь обзаведется к 2017 году новым искусственным спутником. У него будут более совершенные характеристики по сравнению с уже существующим аппаратом.

«Новичку» достанется усовершенствованная оптическая система с разрешительной способностью менее метра. А значит, сделанные с его помощью снимки будут улучшенного качества. Это позволит расширить область их применения и список потенциальных заказчиков космической информации. Уже сейчас прорабатываются потенциальные рынки сбыта.

Планируют, что новый аппарат окупит себя, как и ныне действующий. За три года эксплуатации первому белорусскому космическому аппарату удалось заработать почти 47,9 миллиона долларов.

Запустить новый объект собираются не позднее чем через два года. В это время как раз закончится ресурс БКА, улетевшего в 2012-м.

Названия у нового спутника пока нет. В ближайшие месяцы НАН и российское космическое агентство «Роскосмос» определят технические детали, дизайн будущего аппарата и его основные функции.

На недавнем совещании по вопросам сотрудничества в космической сфере представителей стран СНГ, которое состоялось в Минске, сообщили, что новый спутник дистанционного зондирования Земли станет элементом российско-белорусской космической группировки, куда войдут и несколько новых российских аппаратов.

Елена ТАЛАЛАЕВА, «Знамя Юности»
Опубликовано:
9 ноября 2015
Просмотров:
1132
Категория:
Поделиться в соцсетях: