Без чего не может обойтись современный ученый? Когда возраст имеет значение? Что делать, чтобы совершить открытие? Председатель Совета молодых ученых НАН Андрей Иванец знает ответы на эти вопросы.
– Неделю назад Совет молодых ученых вместе с Институтом подготовки научных кадров НАН и Минским дворцом детей и молодежи открыли Школу юных исследователей. В чем суть проекта и для чего он нужен?
– Наш проект рассчитан на ребят, которые хотят повысить уровень по тому или иному предмету, а также участвовать в научно-исследовательской деятельности. Занятия в школах юного химика, биолога, физика, физиолога, историка, ботаника, зоолога и т. д. проводят преимущественно молодые ученые. Ученики смогут установить связи с конкретными научными институтами, узнают, какими исследованиями там занимаются. Это поможет более осознанно выбрать, что они будут изучать в будущем. Позже, в вузе, ребята попробуют попасть в лабораторию, чтобы уже с первого курса заниматься настоящими исследованиями. Ученые, которые ведут занятия в школе, будут присматриваться к ученикам и лучшим предлагать сотрудничать. К окончанию университета у ребят будет хороший задел, экспериментаторский опыт.
– Есть ли у нас в стране недостаток молодых ученых?
– Их вполне достаточно, но больше половины не имеют научной степени. Это очень много. Поэтому мы работаем над тем, чтобы вырастить кандидатов и докторов наук. На 10 кандидатов должен приходиться один доктор. А у нас кандидатов не хватает. Чтобы обеспечивалась преемственность, нужно, чтобы в каждом поколении были представители. Но сейчас преобладают молодые ученые и ученые старшего возраста. А целое поколение между ними практически отсутствует.
Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо мотивировать молодых ученых на защиту докторских диссертаций и давать им руководить рабочими группами хотя бы из трех-четырех человек. Ведь в науке без докторской сложно пройти полноценный научный и карьерный путь.
– Может ли молодой ученый совершить прорыв в науке?
– Сегодня для этого море возможностей. Появились научные базы данных, которые позволяют не выходя из кабинета познакомиться с тем, что сейчас изучают во всем мире. Лично я читаю все, что актуально в моей области. Сейчас это проще – можно зайти в базу данных, например scincedirect.com, открыть любой научный журнал и узнать, какое направление наиболее перспективно. Оттолкнуться от этого и развивать в своем исследовании.
Хочешь сделать прорыв – делай. Посмотри, какой научный центр занимается интересующими тебя исследованиями. Ты можешь написать авторам и вступить с ними в кооперацию.
Можно отправиться на международную стажировку. Например, для молодых ученых существует отдельная программа Марии Складовской-Кюри, которая является частью Рамочной программы Европейского союза по науке и инновациям «Горизонт 2020». Пишешь, в какой научной области собираешься работать, в каком центре хочешь пройти стажировку, почему это полезно для тебя, твоего института и страны. Получаешь финансирование и едешь.
– То есть прорыв связан именно с международным сотрудничеством?
– Конечно. Времена «простых» открытий прошли. Надеяться, что ты будешь сидеть в лаборатории и в одиночку совершать прорыв – это скорее утопия. Сегодня все основные открытия делаются на сверхсовременном оборудовании, в тесной коллаборации международных групп, которые занимаются междисциплинарными исследованиями.
Этими возможностями нужно пользоваться, причем именно во время учебы в магистратуре, аспирантуре и в течение первых трех-четырех лет после защиты кандидатской. Позже шансы найти стажировку существенно ниже.
– Для всего этого нужно знать иностранный язык. А как у молодых ученых с иностранным?
– Те, кто не владеет английским, умением быстро анализировать, искать и систематизировать колоссальный объем информации, вряд ли смогут добиться успеха в науке. Не то время сейчас. Посмотрите, у меня на столе не более двух процентов материалов – русскоязычные. Потому что журналов на русском немного. Чтобы знать, чем занимается весь мир, ты обязан говорить по-английски.
На новую орбиту
Беларусь обзаведется к 2017 году новым искусственным спутником. У него будут более совершенные характеристики по сравнению с уже существующим аппаратом.
«Новичку» достанется усовершенствованная оптическая система с разрешительной способностью менее метра. А значит, сделанные с его помощью снимки будут улучшенного качества. Это позволит расширить область их применения и список потенциальных заказчиков космической информации. Уже сейчас прорабатываются потенциальные рынки сбыта.
Планируют, что новый аппарат окупит себя, как и ныне действующий. За три года эксплуатации первому белорусскому космическому аппарату удалось заработать почти 47,9 миллиона долларов.
Запустить новый объект собираются не позднее чем через два года. В это время как раз закончится ресурс БКА, улетевшего в 2012-м.
Названия у нового спутника пока нет. В ближайшие месяцы НАН и российское космическое агентство «Роскосмос» определят технические детали, дизайн будущего аппарата и его основные функции.
На недавнем совещании по вопросам сотрудничества в космической сфере представителей стран СНГ, которое состоялось в Минске, сообщили, что новый спутник дистанционного зондирования Земли станет элементом российско-белорусской космической группировки, куда войдут и несколько новых российских аппаратов.
Елена ТАЛАЛАЕВА, «Знамя Юности»
– Неделю назад Совет молодых ученых вместе с Институтом подготовки научных кадров НАН и Минским дворцом детей и молодежи открыли Школу юных исследователей. В чем суть проекта и для чего он нужен?
– Наш проект рассчитан на ребят, которые хотят повысить уровень по тому или иному предмету, а также участвовать в научно-исследовательской деятельности. Занятия в школах юного химика, биолога, физика, физиолога, историка, ботаника, зоолога и т. д. проводят преимущественно молодые ученые. Ученики смогут установить связи с конкретными научными институтами, узнают, какими исследованиями там занимаются. Это поможет более осознанно выбрать, что они будут изучать в будущем. Позже, в вузе, ребята попробуют попасть в лабораторию, чтобы уже с первого курса заниматься настоящими исследованиями. Ученые, которые ведут занятия в школе, будут присматриваться к ученикам и лучшим предлагать сотрудничать. К окончанию университета у ребят будет хороший задел, экспериментаторский опыт.
– Есть ли у нас в стране недостаток молодых ученых?
– Их вполне достаточно, но больше половины не имеют научной степени. Это очень много. Поэтому мы работаем над тем, чтобы вырастить кандидатов и докторов наук. На 10 кандидатов должен приходиться один доктор. А у нас кандидатов не хватает. Чтобы обеспечивалась преемственность, нужно, чтобы в каждом поколении были представители. Но сейчас преобладают молодые ученые и ученые старшего возраста. А целое поколение между ними практически отсутствует.
Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо мотивировать молодых ученых на защиту докторских диссертаций и давать им руководить рабочими группами хотя бы из трех-четырех человек. Ведь в науке без докторской сложно пройти полноценный научный и карьерный путь.
– Может ли молодой ученый совершить прорыв в науке?
– Сегодня для этого море возможностей. Появились научные базы данных, которые позволяют не выходя из кабинета познакомиться с тем, что сейчас изучают во всем мире. Лично я читаю все, что актуально в моей области. Сейчас это проще – можно зайти в базу данных, например scincedirect.com, открыть любой научный журнал и узнать, какое направление наиболее перспективно. Оттолкнуться от этого и развивать в своем исследовании.
Хочешь сделать прорыв – делай. Посмотри, какой научный центр занимается интересующими тебя исследованиями. Ты можешь написать авторам и вступить с ними в кооперацию.
Можно отправиться на международную стажировку. Например, для молодых ученых существует отдельная программа Марии Складовской-Кюри, которая является частью Рамочной программы Европейского союза по науке и инновациям «Горизонт 2020». Пишешь, в какой научной области собираешься работать, в каком центре хочешь пройти стажировку, почему это полезно для тебя, твоего института и страны. Получаешь финансирование и едешь.
– То есть прорыв связан именно с международным сотрудничеством?
– Конечно. Времена «простых» открытий прошли. Надеяться, что ты будешь сидеть в лаборатории и в одиночку совершать прорыв – это скорее утопия. Сегодня все основные открытия делаются на сверхсовременном оборудовании, в тесной коллаборации международных групп, которые занимаются междисциплинарными исследованиями.
Этими возможностями нужно пользоваться, причем именно во время учебы в магистратуре, аспирантуре и в течение первых трех-четырех лет после защиты кандидатской. Позже шансы найти стажировку существенно ниже.
– Для всего этого нужно знать иностранный язык. А как у молодых ученых с иностранным?
– Те, кто не владеет английским, умением быстро анализировать, искать и систематизировать колоссальный объем информации, вряд ли смогут добиться успеха в науке. Не то время сейчас. Посмотрите, у меня на столе не более двух процентов материалов – русскоязычные. Потому что журналов на русском немного. Чтобы знать, чем занимается весь мир, ты обязан говорить по-английски.
На новую орбиту
Беларусь обзаведется к 2017 году новым искусственным спутником. У него будут более совершенные характеристики по сравнению с уже существующим аппаратом.
«Новичку» достанется усовершенствованная оптическая система с разрешительной способностью менее метра. А значит, сделанные с его помощью снимки будут улучшенного качества. Это позволит расширить область их применения и список потенциальных заказчиков космической информации. Уже сейчас прорабатываются потенциальные рынки сбыта.
Планируют, что новый аппарат окупит себя, как и ныне действующий. За три года эксплуатации первому белорусскому космическому аппарату удалось заработать почти 47,9 миллиона долларов.
Запустить новый объект собираются не позднее чем через два года. В это время как раз закончится ресурс БКА, улетевшего в 2012-м.
Названия у нового спутника пока нет. В ближайшие месяцы НАН и российское космическое агентство «Роскосмос» определят технические детали, дизайн будущего аппарата и его основные функции.
На недавнем совещании по вопросам сотрудничества в космической сфере представителей стран СНГ, которое состоялось в Минске, сообщили, что новый спутник дистанционного зондирования Земли станет элементом российско-белорусской космической группировки, куда войдут и несколько новых российских аппаратов.
Елена ТАЛАЛАЕВА, «Знамя Юности»