В ВУЗ - со своим портфолио или зачем писать сочинения с ошибками?

В Беларуси и России подвели итоги приемной кампании и задумались над тем, как будет дальше совершенствоваться система отбора претендентов на студенческий билет.

По словам Министра образования Российской Федерации Дмитрия Ливанова, самый высокий конкурс наблюдался в этом году в медицинских вузах, а также на направлениях подготовки, связанных с иностранными языками и международными отношениями. Вместе с тем вырос конкурс на инженерно-технических и педагогических специальностях. В целом по стране средний балл ЕГЭ абитуриентов составил в этом году 65,2 балла, что чуть выше (на 0,8 балла) прошлогоднего показателя.

Самый высокий средний балл ЕГЭ — у зачисленных на бюджетные места абитуриентов Санкт-Петербургского академического университета РАН, которым руководит академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов, — 95,5. Кроме того, наиболее подготовленные абитуриенты пришли в Московский государственный институт международных отношений (94,7), Московский физико-технологический институт (93,8) и Высшую школу экономики (91,5). Шестое место занял Санкт-Петербургский государственный университет (88,1), а Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова с 87,1 балла оказался лишь на седьмом месте.

Картина предпочтений белорусских абитуриентов кардинально не отличается. Самые высокие проходные баллы были зарегистрированы в Белорусском государственном университете на специальности «Международное право» — 383, «Международные отношения» — 378, «Бизнес-администрирование» — 374 и «Журналистика» (аудиовизуальная) — 382. Очень высокие проходные баллы традиционно сложились на специальностях, связанных с ИТ-сферой и в Белорусском государственном медицинском университете (к примеру, на специальность «Стоматология» надо было набрать не меньше 371 балла).

Ситуация с заполнением педагогических специальностей в Беларуси также существенно улучшилась. Выросли и проходные баллы. Например, в Мозырском государственном педагогическом университете на специальность «Начальное образование» проходной балл составил 315 (в предыдущем году он был 132), в БГПУ имени М.Танка на «Логопедии» — 279 (был 244), в БГУ на «Истории» — 292 (был 254).

ЦТ — рейтинговая система

В соответствии с Договором о создании Союзного государства белорусы и россияне имеют равные права в получении образования на территории обеих стран. Однако сертификаты централизованного тестирования не признаются в России, а результаты Единого государственного экзамена — в Беларуси. И даже разговоры о необходимости создания переводной шкалы результатов ЕГЭ и ЦТ поутихли в последние годы. Централизованное тестирование и Единый государственный экзамен все дальше расходятся…

Директор белорусского Республиканского института контроля знаний Николай Феськов поясняет, что ЦТ и ЕГЭ — это две принципиально разные системы. ЕГЭ является одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. А в Беларуси ЦТ используется только как форма вступительных испытаний в вузы и ссузы. Основная цель этих испытаний — сравнить индивидуальные результаты абитуриента с результатами других участников.

Я лично абсолютно уверен, что объединять одновременно итоговую аттестацию за курс средней школы с вступительными экзаменами — большая ошибка. Хоть бы потому, что при проведении итоговой аттестации используется нормативно-критериальный подход, направленный на выявление учебных достижений учащихся, а на централизованном тестировании — нормативно-ориентированный, основанный на статистических методах обработки результатов. Задача абитуриентского тестирования в том, чтобы распределить абитуриентов по уровню подготовки. Фактически это конкурс среди абитуриентов с претензией на определенное место, желательно более высокое, в общем списке претендентов. А в России пробуют решать одновременно две задачи — это примерно то же самое, что определять расстояние от Минска до Лондона так, что до Парижа мы будем рассчитывать расстояние в километрах, а от Парижа до Лондона — в милях. А затем попробуем их сложить.

Мысль, что на ЕГЭ «навесили слишком много разноплановых функций» (от школьной аттестации до оценки работы учителей школ) и именно поэтому абсолютно все стороны заинтересованы в завышении результатов ЕГЭ, витает и у наших соседей.

Модернизация ЕГЭ


Русский язык и математика — обязательные предметы, которые российские выпускники должны сдать для получения аттестата об окончании школы. В 2015 году из ЕГЭ по русскому языку была исключена часть, где предлагаются варианты ответов, тем не менее во многих регионах средний балл экзамена по русскому языку оказался выше прошлогодних показателей.

Еще одно нововведение ЕГЭ — разделение математики на два уровня: базовый и профильный — для тех, кому математика нужна при поступлении. Из 655 тысяч выпускников, которые сдавали математику, 521 тысяча выбрала профильную математику. Средний бал по обязательной для всех базовой математике составил 3,95 по пятибалльной шкале, показатель по профильной математике вырос более чем на три балла по сравнению с прошлым годом. Значительно выше стали и средние тестовые баллы по литературе, обществознанию, химии и физике.

Кстати, тот факт, что средний балл ЕГЭ по физике заметно вырос, обрадовал не всех. Есть мнение, что контрольно-измерительные материалы по этому предмету упростили, чтобы продемонстрировать резкий рост знаний учащихся. Оппоненты предупреждают: сознательное снижение их сложности может повлечь дальнейшую деградацию знаний выпускников, поскольку тесты 2015 года станут точкой отсчета при подготовке будущих абитуриентов.

В декабре 2014 года все российские выпускники вновь, спустя много лет, писали выпускное сочинение, которое уже успели окрестить «допускным»: не сдавшие его не допускались к государственной итоговой аттестации. Несмотря на благие намерения авторов идеи — заставить школьников читать литературу и складно формулировать свои мысли — многие учителя словесности были сильно озадачены принижением орфографических и пунктуационных навыков учащихся, требования к которым сводились к минимуму. Фактически можно было допустить ошибку в каждом слове и все равно получить долгожданный зачет. Тем не менее целый ряд российских вузов (около 40%) учитывали результаты итогового школьного сочинения. Вполне возможно, что именно эти баллы решили чью-то судьбу.

А что же ожидает ЕГЭ в перспективе? Как заверяет министр образования России, система Единых государственных экзаменов не претерпит существенных изменений в ближайшее время. Постепенно будут исключаться задания с выбором ответа, участникам будет предоставляться возможность сдавать ЕГЭ в течение года. Будут приниматься дополнительные меры и для повышения объективности проведения экзаменов…

Вместе с тем Дмитрий Ливанов уже высказался за введение на экзамене по истории и русской литературе устного компонента. «Безусловно, это еще требует обсуждения профессиональным сообществом, поскольку первоочередная задача ЕГЭ — объективная оценка учебных достижений выпускников школ. В зависимости от той степени объективности, которую удастся сохранить при введении устной части, мы будем ее вводить», — заявил журналистам Дмитрий Ливанов.

Также принято решение ввести с 2020 года в число обязательных экзаменов иностранный язык. «Сейчас обсуждается и физика, и история, и другие предметы. Технических ограничений у нас нет, мы можем провести экзамен для примерно 700 тысяч выпускников и по пяти-десяти предметам, но, принимая такое решение, нужно учитывать позицию педагогического и родительского сообществ, а также готовность выпускников. Если в обществе будет достигнут консенсус по поводу включения того или иного экзамена в число обязательных, мы такое решение примем», — пообещал Дмитрий Ливанов.

Распространенное заблуждение


Результаты белорусских абитуриентов также многих порадовали. В 277 случаях (по 9 учебным предметам) абитуриенты 2015 года показали абсолютный результат — 100 баллов: по русскому языку — 83, белорусскому языку — 18, математике — 89, обществознанию — 29, английскому языку — 23, химии — 21, физике — 7, биологии — 5 и истории Беларуси — 2. А 11 абитуриентов получили 100 баллов по двум учебным предметам. Для сравнения: в 2014 году стобальных результатов было 122.

Самыми сложными предметами, как и в предыдущие годы, остаются физика и математика. Ноль баллов абитуриенты получили в 237 случаях. Большинство нулевых результатов были именно по этим двум предметам.

Вот уже несколько лет подряд после завершения приемной компании в Беларуси звучат предложения пересмотреть систему подсчета баллов участников централизованного тестирования, чтобы ее можно было сопоставлять с системой выставления оценок в школе. Аргумент несколько странный — так будет понятней родителям и школьникам…

Министр образования Беларуси Михаил Журавков заверяет, что в ближайшие годы никто в нашей стране отказываться от системы централизованного тестирования не собирается, и предупреждает: баллы, полученные абитуриентами на ЦТ, нельзя сопоставлять с оценками, полученными выпускниками в школе, потому что на ЦТ действует совсем другая (рейтинговая) система оценивания. «Система централизованного тестирования вновь доказала свою жизнеспособность и эффективность, — подчеркивает Министр. — Мы будем ее совершенствовать, но это не будет поспешным процессом. ЦТ будет модернизироваться с учетом профилизации обучения в старшей школе. Планируем ввести еще одну часть — «С», которая будет отличаться в зависимости от требований к абитуриентам конкретного вуза».

По словам Михаила Журавкова, любые изменения в системе приема в вузы Беларуси могут произойти не ранее 2017 года, поскольку абитуриенты 2016 года уже фактически начали свою подготовку к новой приемной кампании. Абитуриентам могут позволить сдавать на ЦТ не три дисциплины, а четыре и даже больше, что расширит их возможности при выборе специальности. Еще одно из предложений: выпускникам педагогических классов — при наличии рекомендации педагогического коллектива — дать возможность поступать на педагогические специальности без экзаменов. И разрешить абитуриентам подавать документы для поступления на родственные специальности в разные вузы.

В России в этом году прошла обкатку новая система приема на бюджетные места, которая получила название «80 на 20». Абитуриенты могли подавать документы одновременно в пять вузов и на три специальности. Но при этом будущим студентам нужно было более четко определиться с желаниями: в первую очередь зачисляли тех, кто не только прошел по баллам, но и сразу принес оригинал аттестата. На таких условиях вузам разрешалось заполнить 80% мест, оставшиеся 20% распределяли между абитуриентами, которые сразу не предоставили подлинники.

Кстати, в России в этом году вузы перешли от слов к делу и начали добавлять баллы за индивидуальные достижения абитуриента (проще говоря, приняли во внимание его портфолио). В Беларуси возможность портфолио пока, к сожалению, даже не обсуждается… В Белорусском республиканском союзе молодежи надеятся, что когда-нибудь при поступлении будет учитываться волонтерская деятельность молодых людей. Хотя бы на специальностях, связанных с социальной сферой.

Надежда НИКОЛАЕВА, «Звязда»
Опубликовано:
15 сентября 2015
Просмотров:
1554
Категория:
Поделиться в соцсетях: