Заместитель Министра образования – об оснащенности школ, цифровизации обучения и о том, каким должен быть современный ученик

Мир меняется стремительно. То, что было актуально вчера, устаревает сегодня, а завтра о нем и вовсе мало кто вспомнит. Соответствовать вызовам времени и последним тенденциям учит школа. Но, пожалуй, важнее всего – вырастить образованного гражданина, который самоотверженно любит Родину, умен, коммуникабелен, честен, не пасует перед трудностями. Об этом корреспондент «СГ» поговорила с заместителем Министра образования Александром Кадлубаем.

Школьница

– Александр Владимирович, задача школы – не только воспитать патриота, но и дать ему крепкие, качественные знания. Ведь только человек, умеющий мыслить, анализировать, сравнивать, способен пронести через всю жизнь патриотические чувства. Что предпринимается для этого?

– Белорусская система образования постоянно совершенствуется, учитывая международные тенденции и сохраняя национальные традиции. Остается доступной и качественной, чтобы учащиеся успешно социализировались в динамичных условиях информационного общества, осознанно подходили к выбору профессии и продолжали самообучение на протяжении всей жизни. Это, к слову, предусматривает Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Перешли на обновленные учебные программы, которые помогают не только усвоить знания, но и применять их на практике. В помощь учителю и дидактические материалы, методические рекомендации, изданные в серии «Компетентностный подход». А в ближайшей перспективе – подготовка и выпуск учебно-методических комплексов для факультативов. В школах внедряется IT-контент, в рамках Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы запланирована разработка виртуальных лабораторий по физике, химии, биологии, интер­активных моделей по географии. Словом, среднее образование соответствует вызовам информационного общества, потребностям личности и государства, требованиям рынка труда.

– Какие из конкретных изменений предполагает Государственный школьный стандарт, о котором много говорят в последнее время, на чем он основывается?

– В августе на Республиканском педагогическом совете Глава государства поставил задачу разработать стандарт для школ, закрепив в нем основные нормы и правила, которые будут обязательными для педагогов, учащихся, родителей. Что туда может войти? Думаю, требования к внешнему виду учеников и учителей, правила пропускного режима в учреждения образования, порядок использования средств мобильной связи на уроках и переменах… Это уже регламентировано, но разработанные ранее материалы предстоит объединить в один документ и сделать его обязательным для исполнения.

– Общепризнанный постулат: школа не только дает знания, но и воспитывает. Но воспитание – понятие широкое, которое также включает внешний вид. Вы согласны?

– Так и есть. Ученик должен понимать, как ему выглядеть на уроке, занятиях физической культуры, вечеринке, экзамене или семинаре. Сейчас учащиеся придерживаются делового стиля одежды, и это неотъемлемая часть культуры и дисциплины, залог порядка и взаимоуважения. К тому же сокращается время на утренние сборы, не возникает вопрос: «Что надеть?» К слову, организации швейной отрасли предлагают разнообразную деловую одежду. В некоторых школах определенный корпоративный стиль (особые цвет, фасон, эмблема на галстуке или пиджаке), который подчеркивает принадлежность к данному учебному заведению и позволяет отличать своих учащихся. Я солидарен с таким подходом.

– Неоднократно поднимался вопрос о доступности материала в учебниках, в том числе по отечественной истории, об интересной, незаурядной подаче его. Как продвинулась работа в этом направлении и может ли, на ваш взгляд, учебная книга привить любопытство, даже если его у воспитанника нет?

– Это непрерывный процесс: обновляется содержание общего среднего образования, создаются учебники. Главное – подать материал доступно. Авторские оригиналы проходят многоступенчатую оценку, доработку. Привлекаются ведущие ученые, методисты, лучшие учителя нашей страны. Пособия подвергаются психолого-педагогической экспертизе, где определяется степень доступности информации для детей определенного возраста, потом учебник проверяют педагоги-эксперты на практике. Замечания и рекомендации учитываются при переиздании. В исторических пособиях материал изложен интересно и доступно, предложены задания в рубриках «На полях» (занимательные сведения о событиях), «Исторический документ» (фрагменты источников, свидетельства участников и очевидцев), «Историческая личность», «Точка зрения» (различные взгляды на события их непосредственных участников или исследователей). Авторы приглашают ребят посетить музеи, мемориальные комплексы, памятники, предлагают найти противоречие в иллюстрациях. Хрестоматии, карты, атласы, базы интерактивных заданий, множество иллюстраций, в целом современный дизайн изданий повышают интерес и любознательность ребят.

– Как повысить престиж школьного преподавателя?

– Современный учитель – динамичный, целеустремленный. Он постоянно развивается, использует разнообразные технологии, проводит уроки с помощью мультимедийных комплексов, компьютеров, гаджетов. Пожалуй, главная из составляющих успеха – найти общий язык с учеником. При этом не идти у него на поводу. Нужен баланс, индивидуальный подход. Завоевать уважение юной души можно, только разглядев неповторимую личность и потенциал. Каждый ребенок, образно говоря, алмаз, который шлифуется в школе. Именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает.

– Многие родители сетуют на излишнюю занятость учеников, объем домашних заданий. А что на деле?

– По моему убеждению, домашние задания должны задаваться, ведь информацию необходимо закрепить и научиться использовать самостоятельно. К тому же выполнить некоторые задания можно только дома. Например, прочитать произведение, выучить стихотворение… А вот объем следует дозировать с учетом возраста ребят. Чтобы предупредить перегрузку, педагог обязан за этим следить. Санитарными нормами и правилами установлено время на выполнение домашнего задания. Помимо обязательных занятий могут быть факультативные или в объединениях по интересам. Но это уже по желанию. Родителям следует помнить: максимально уплотненный график ребенка вредит его здоровью. Речь прежде всего о дополнительных занятиях после учебы, различных кружках и курсах.

– Поговорим о равных условиях для учащихся. В сельской местности нередки случаи оптимизации школ. Будет ли продолжаться процесс и не отразится ли в итоге на качестве образования подрастающего поколения?

– Безусловно, школьники, независимо от того где обучаются, должны иметь равные условия. Профильное министерство в данном направлении сделало немало. В рамках госпрограмм за 2016–2020 годы поставлено учебное оборудование для 852 кабинетов (физики, химии, биологии), 3805 интерактивных сенсорных систем, 4200 компьютеров. В следующей пятилетке намечено завершить оснащение кабинетов биологии и приступить к кабинетам трудового обучения, закупить 3D-принтеры. Нецелесообразно поставлять современное оборудование в неперспективную школу, где требуется капремонт, а число учеников в микрорайоне сокращается. Ежегодно Министерство образования согласовывает планы оптимизации, анализируя демографическую ситуацию в местности, возможность подвоза учащихся, трудоустройство высвобождающихся педагогических и технических работников. Оптимизация должна быть планомерной, но она неизбежна. В первую очередь – качество образования и безопасность.

– На каком этапе развития профильное образование? Классы, школы, гимназии с углубленным изучением предметов всегда пользовались спросом и помогали ребенку выбрать направление, чтобы в последующем связать с этим жизнь.

– Ученики 10–11-х классов могут изучать предметы на повышенном уровне. Профильные классы открываются, если есть квалифицированные педагоги, соответствующая материальная база и запросы учащихся. Там ребята готовятся к получению педагогических, сельскохозяйственных (аграрных), спортивно-педагогических специальностей, учатся обеспечивать национальную безопасность. Чтобы попасть в такой класс, отметки по специальным предметам должны быть не ниже семи баллов, а средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не меньше шести.

Профориентационная работа всегда актуальна. Знакомим учащихся и их родителей с потребностью кадров в регионе, республике. Ребята посещают учебные заведения, крупнейшие местные предприятия, в школе выступают представители различных профессий.

– Александр Владимирович, что должен знать, уметь и какими принципами руководствоваться ученик будущего, точнее, выпускник, получивший среднее образование?

– Мы живем в постоянно меняющемся мире, и с течением времени изменения стремительнее. Казалось бы, каких-то 70 лет отделяет нас от создания первой электронно-вычислительной машины, а уже сейчас наблюдаем автоматизацию и роботизацию практически во всех сферах. С одной стороны, научно-практический прогресс фантастически облегчает жизнь, с другой – делает человека ленивым, пассивным, склонным к заболеваниям из-за малой физической активности, уязвимым к фобиям. Модель выпускника школы проектируется исходя из вызовов времени. В первую очередь он должен быть здоровым, открытым к общению, обладать критическим мышлением, легко адаптироваться к новым условиям, ведь работа, которую выполняем, в будущем может измениться или исчезнуть. И самое главное, он патриот, преданный своему народу, готовый на подвиги во имя Родины.

Опубликовано:
5 октября 2021
Просмотров:
679
Категория:
Поделиться в соцсетях: