Зеленые оазисы могут появиться в столичных школах и детских садах

Как сделать атмосферу в школах и детских садах более благоприятной для пребывающих там детей? Решение предложили ученые Института биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наука Беларуси в проекте «Зеленые стены».

Зеленые стены

Как это нередко бывает в научной среде, идея создать в школах зеленые оазисы пришла к ее авторам — научным сотрудникам института Светлане Суховеевой и Елене Кабачевской — совершенно случайно.

— Изначально мы искали способ посадить максимально возможное количество растений в условиях ограниченной площади световой комнаты лаборатории. Для этого решили разработать вертикальные конструкции. На практике идея оказалась удачной, и мы стали думать о возможных путях ее развития. Например, использовать такие конструкции в школах и детских садах, — рассказывает Е. Кабачевская.

— Исследуя данную тему, мы натолкнулись на множество зарубежных научных публикаций, свидетельствующих о том, что кроме эстетической составляющей растения обладают и рядом других полезных свойств: благотворно влияют на когнитивные способности детей, — добавляет С. Суховеева. — Также они способны очищать воздух от пыли, вирусов, грибков, болезнетворных бактерий, увлажняют и обогащают воздух помещений кислородом и фитонцидами.

Научно доказан и тот факт, что зеленые зоны в школах формируют восстановительную (рекреационную) среду, которая способствует повышению социального и эмоционального благополучия детей, восстановлению от стресса, улучшению познавательной способности и мозговой деятельности учащихся.

— Только представьте: за рубежом в школах, где выращиваются зеленые насаждения, растет и успеваемость детей по учебным предметам! Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования, — говорит С. Суховеева.

Предложенная учеными идея, в принципе, не нова: подобные проекты уже широко реализуются во многих странах — зеленые стены создают внутри помещений при дизайне интерьера и как элемент уличного оформления фасадов зданий. В США всё большее развитие получают городские фермы и так называемые сады будущего.

— На вертикальной грядке в школах можно высаживать как декоративные растения, так и разнообразные виды листовых салатов и огородной зелени. А к уходу за растениями можно привлекать самих учащихся, что будет способствовать формированию трудовых навыков, — отмечает С. Суховеева.

В качестве примера она демонстрирует фото вертикальных грядок, которые устанавливают в американских школах. К примеру, так она выглядит в начальной школе города Рок-Хилл (Южная Каролина, США). Как видно, в высоту она не сильно превышает рост ребенка, что позволяет ухаживать за такой грядкой самим школьникам.

Вертикальные грядки

А вот такой образец вертикального озеленения можно видеть в начальной школе Вестсайда (Джорджия, США). В пластиковых колоннах сделаны воронки для субстрата, куда потом высаживают растения.

Пластиковые колонны с воронками для субстрата

Учащиеся одной из калифорнийских школ и вовсе выращивают латук на своих вертикальных грядках.

Латук на грядках

Инновация проекта, предложенного нашими учеными, заключается в том, чтобы создать особую восстановительную (рекреационную) среду в школах и детских садах, размещая в них вертикальные конструкции различных моделей для посадки и выращивания растений. Они не потребуют существенных материальных затрат и будут доступны по цене для учреждений образования. Особенности технологии ученые пока не раскрывают: в скором времени намерены подавать заявку на получение патента и соискание гранта на реализацию своей идеи.

На недавней выставке-ярмарке Smart Patent – 2018 проект вызвал активный интерес со стороны как представителей столичных школ и учреждений дополнительного образования, так и педагогов из регионов.

Разбираемся в терминах

Фитостена — профессионально оформленная композиция из комнатных растений — живых или стабилизированных.

Вертикальная грядка — конструкция для выращивания земляники, клубники, пряных трав или цветов. Считается отличной заменой обычным насаждениям.

В тему

В своей книге «Невозможное возможно!» американец Стивен Ритц описал свой уникальный экологический эксперимент в одной из школ неблагополучного района Нью-Йорка и благотворный эффект, который он произвел на детей. Опыт школьного учителя помог превратить отстающих в успевающих, пробудить в детях любовь к учебе и подготовить их к взрослой жизни, изменить судьбы сотен трудных подростков, заставив их поверить в себя и свои мечты.

«Когда ты учитель в Южном Бронксе, твой класс постоянно стоит на ушах, а драки на уроках — обычное дело, на помощь придут… желтые нарциссы!» — с этого и началась история Стивена Ритца.

Виктория Держанович, агентство Минск-Новости, фото Сергея Лукашова

Опубликовано:
20 декабря 2018
Просмотров:
824
Категория:
Поделиться в соцсетях: