Что нового планируется в Кодексе об образовании?

7 апреля Палата представителей в первом чтении приняла изменения в Кодекс об образовании.

Новая редакция Кодекса включает 17 разделов, 64 главы и 297 статей, множество изменений и дополнений. Они касаются как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней.

По словам Министра образования Игоря Карпенко, правовые нормы законопроекта направлены на дальнейшее совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, уточнение его структуры и содержания, укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне.

Предлагается иное определение самого образования как обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленных на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов, а также совокупности приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности. То есть целью образования является не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием.

«Новый Кодекс фиксирует то положение, которое сложилось уже в системе образования. Это отражение важных изменений, которых потребовала жизнь и люди, в том числе работники сферы образования», – сообщил порталу Pravo.by председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк.

Законопроектом предлагается установить обязательным в республике получение общего среднего образования. Предусматривается введение норм, направленных на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Предполагается расширить сферу применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих), возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования.

Планируется выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму получения образования.

Важные новации касаются урегулирования вопросов направления граждан в высшие учебные заведения иностранных государств за счет средств республиканского бюджета по специальностям, необходимым для Республики Беларусь, подготовка по которым в нашей стране не осуществляется.

Школьники

Комментируя корреспонденту БЕЛТА новации Кодекса об образовании, Игорь Марзалюк подчеркнул: «Четко оговорено в законодательстве, что родители и законные представители детей не имеют права вмешиваться в учебный процесс. За этими вопросами, информацией они обязаны будут обращаться непосредственно в учреждение образования. Предписано полное написание учреждений образования с типом и видом. Оптимизируются различные виды и типы учреждений образования. При этом четко на законодательном уровне запрещено использовать различным общественным организациям, фондам, не имеющим никакого отношения к системе образования, такие понятия, как школа, лицей, колледж, институт, университет, академия».

Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Причем дети младшего возраста будут учиться с 1 сентября по 31 мая, а учащиеся 9-х, 11-х (12-х) классов с 25 мая будут уходить на подготовку к экзаменам и ЦТ.

Будут оптимизированы виды учреждений дошкольного образования: исключены ясли, ясли-сад, санаторные ясли-сад.

«Всегда перед 1 сентября возникала проблема, во сколько лет идти в школу. Раньше была жестко прописана норма – 6 лет и только с разрешения Министерства образования иное. Теперь оговорено, что, как правило, с 6 лет. Но вместе с тем один из законных представителей может с учетом ряда обстоятельств, в том числе и медицинских, отправить своего ребенка позже. С другой стороны, если ребенок готов, это подтверждают медицинские данные и родители хотят его отправить в неполные 6 лет, то тоже они имеют на это право», – уточнил парламентарий.

Также проектом предлагается:

  • на уровне среднего образования закрепить возможность изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования; 
  • на уровне профессионально-технического и среднего специального образования установить единый вид учреждения образования – колледж. На уровне высшего образования – три вида: университет, академия, институт. Исключаются понятия «классический» и «профильный» в отношении университета, исключен как вид высший колледж.
  • предоставить возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. В настоящее время такое право предоставлено только лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях; 
  • предоставить возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования. При этом решение о возможности такого сочетания принимается на основании заключения врачебно-консультационной комиссии и заявления законного представителя учащегося;
  • на уровне высшего образования закрепляются определения: бакалавриат, магистратура, непрерывная образовательная программа высшего образования. Последнее относится к специальному высшему образованию с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшему образованию по специальностям «Здравоохранение». Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования – аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.

Кроме того, введены новые термины: абитуриент, компетенции, сетевая форма взаимодействия и другие. Даны их определения. Отдельный раздел Кодекса посвящен получению образования одаренными детьми.

Читайте другие новости по этой теме >>>

Опубликовано:
16 апреля 2021
Просмотров:
16770
Источник:
Детский правовой сайт
Фото:
Вавринюк Ангелина, участница конкурса «Я - гражданин Республики Беларусь»
Категория:
Поделиться в соцсетях: