Какие новации ждут образование Беларуси и на что будет направлена молодежная политика в следующие пять лет

Постановлением Совета Министров от 29 января 2021 г. № 57 утверждена Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы. Она подготовлена на основании Кодекса об образовании и Закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики».

Принципиальными преобразованиями к 2025 году в системе образования станут:

  • непрерывное формирование умений, совершенствование современных навыков и компетенций, востребованных рынком труда на протяжении жизни;
  • развитие функциональной грамотности и технического творчества обучающихся.

В частности, особое внимание будет уделено решению учащимися, студентами и преподавателями вопросов инновационной и изобретательской деятельности, развитию у них компетенций и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, реализации стартапов в бизнес-инкубаторах, командного выполнения высокотехнологичных проектов.

Справочно

По показателю средней продолжительности обучения Беларусь имеет значение 12,3 года и занимает 10-е место среди 189 стран.

Госпрограмма включает в себя 11 подпрограмм:

  • «Дошкольное образование» и «Общее среднее образование», задачами которых является создание условий для развития и обеспечения доступности этих видов образования;
  • «Специальное образование» – направлена на совершенствование специальных условий для обеспечения качества и доступности получения образования лицами с особенностями психофизического развития с учетом их образовательных потребностей;
  • «Профессионально-техническое и среднее специальное образование», основной задачей которой является создание условий для подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов;
  • «Высшее образование» – направлена на повышение качества и конкурентоспособности этого образования, его совершенствование в соответствии с текущими перспективными требованиями национального рынка труда и мировыми тенденциями экономического и научно-технического развития;
  • «Научно-ориентированное образование», в рамках которой планируется решение задачи по обеспечению устойчивого развития и эффективного функционирования системы научно-ориентированного образования;
  • «Дополнительное образование взрослых» – направлена на решение задачи по совершенствованию содержания такого образования взрослых в соответствии с потребностями экономики;
  • «Подготовка кадров для ядерной энергетики» – направлена на решение задачи по подготовке (переподготовке), повышению квалификации (проведению стажировок) специалистов в области ядерной энергетики;
  • «Дополнительное образование детей и молодежи, функционирование учреждений, специализирующихся на реализации программ воспитания» – направлена на обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи, ориентированного на развитие личностных мотиваций, реализацию творческого потенциала, мотивацию занятия трудом, искусством и спортом; обеспечение доступности, качества и эффективности детского отдыха и оздоровления; совершенствование работы социально-педагогических учреждений с несовершеннолетними, нуждающихся в поддержке государства или особых условиях воспитания; поддержку одаренных учащихся в рамках деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк»;
  • «Молодежная политика» – направлена на создание условий для эффективной самореализации молодежи, формирования у молодежи через систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси; формирование ответственного поведения и ценностного отношения молодежи к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений;
  • «Обеспечение функционирования системы образования» – направлена на решение задачи по созданию условий для устойчивого функционирования организаций системы Министерства образования.

Что касается общего среднего образования, то его ключевыми направлениями развития в 2021–2025 годах станут:

  • повышение квалификационного уровня учителей;
  • использование в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;
  • ежегодное проведение мониторинга качества общего среднего образования;
  • совершенствование национальной системы оценки качества общего среднего образования;
  • формирование функциональной грамотности и готовности выпускников к профессиональному самоопределению.

Справочно

Согласно результатам тестов школьники набирают 488 баллов по шкале, где 625 – продвинутый уровень, а 300 – минимальный. При этом показатель для мальчиков – 486, а для девочек – 490.

В зоне особого внимания системы образования находятся дети, утратившие родительскую опеку. Приоритетной формой устройства таких детей на воспитание определено усыновление.

Справочно

Ежегодно белорусские граждане усыновляют около 500 детей, на международное усыновление в Итальянскую Республику передается около 70 детей. На сегодняшний день всего в семьях белорусских усыновителей проживают 7185 детей, в семьях иностранных усыновителей – 896 несовершеннолетних граждан Республики Беларусь.

В 2021–2025 годах в данном сегменте работа будет проводиться по следующим направлениям:

  • разработка инновационных форм в работе с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;
  • внедрение в практику работы технологий, позволяющих проводить широкую информационную кампанию среди родителей, педагогов и самих несовершеннолетних;
  • поиски форм поддержки семей, готовых принять на воспитание детей с особыми потребностями, в том числе детей-инвалидов.

В сфере дополнительного образования детей и молодежи будет реализовано обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей, в том числе экологического образования, и эффективного использования средств, направленных на социальную адаптацию и помощь детям, также укрепление материально-технической базы учреждений, специализирующихся на реализации программ воспитания и оздоровления.

Расширению перечня программ дополнительного образования детей и молодежи будут способствовать включение STEM-технологий, организация научных объединений учащихся, кружков технического творчества, а также создание сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой и механизмами их содержания.

Справочно

В настоящее время функционирует 418 детских и молодежных общественных объединений, охватывающих более 50 процентов учащейся и 25 процентов работающей молодежи.

Обращаем Ваше мнение, что подробную информацию о детских и молодежных общественных объединениях, а также общественной деятельности детей в нашей стране можно узнать на специально созданной странице Детского правового сайта.

Опубликовано:
4 февраля 2021
Просмотров:
4061
Источник:
Детский правовой сайт
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: