Чем занять ребенка после уроков?

Начался новый учебный год, и многие родители озабочены тем, как с пользой организовать свободное от учебы время своих детей. Не меньше хлопот и у родителей дошколят. В белорусских семьях давно стало нормой с самого раннего возраста отдавать детей в различные секции, клубы по интересам, спортивные и развивающие школы. Тем более что учреждения дополнительного образования детей и молодежи предоставляют широкий выбор форм и направлений занятий, способствующих развитию способностей и интересов детей, их социальному и профессиональному самоопределению. Так, в 2011/2012 учебном году в 354 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировало почти 31,7 тыс. объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тыс. детей.

Какие возможности предоставляют сегодня учреждения дополнительного образования? Куда обращаться, чтобы выбрать для своего ребенка кружок, секцию? Будут ли сохранены бесплатные секции? В каком направлении будет развиваться белорусская система внешкольной работы? Какие новшества ждут белорусов в этом году? Какие секции самые популярные? На эти и другие вопросы ответили во время online конференции заместитель министра образования Беларуси Виктор Викторович Якжик и Председатель республиканского совета директоров учреждений дополнительного образования детей и молодежи Надежда Васильевна Васильченко.

Вопросы конференции

Анна З., Минск:
Расскажите, пожалуйста, насколько востребованы в наше время учреждения дополнительного образования? Какие возможности они предоставляют?

Виктор Якжик:
С 1 сентября 2011 года в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании учреждения внешкольного воспитания и обучения переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Дворцы и Дома пионеров и школьников, центры художественного и технического творчества, туризма и краеведения, эколого-биологической работы, по физической культуре и спорту, а ныне – учреждения дополнительного образования детей и молодежи всегда востребованы. Они дают учащимся реальную возможность занятий в свободное время по различным направлениям творческой деятельности, профессиональной ориентации, формировании здорового образа жизни.

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи предоставляют огромный спектр образовательных услуг, реализуемых в объединениях по интересам различных профилей. Это подтверждает статистика. Сегодня практически каждый третий школьник страны посещает учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

На базе таких учреждений реализуются социально значимые, культурно-досуговые, спортивно-массовые мероприятия, детские инициативы, экологические и экономические проекты, информационно-пропагандистские акции, работают детские площадки и профильные лагеря.

Занимающиеся в них дети активное участвуют в республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», мероприятиях Союзного государства (туристский слет учащихся Союзного государства, слет «Экология без границ», конкурс научно-технического творчества учащихся «Таланты ХХI века»), а также в различных республиканских и международных мероприятиях.

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов и широко взаимодействуют с учреждениями культуры, спорта, другими учреждениями образования, родителями и общественностью.

Жукова Марина, Столин:
Сколько и каких учреждений дополнительного образования в республике, сколько детей в них занимается? Какие новые формы внешкольной работы применяются? Насколько широк выбор занятий по интересам у сельской молодежи?

Виктор Якжик:
В 2012 году в стране насчитывается 353 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, организована работа 31694 объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимаются более 404,7 тыс. детей и молодежи. В частности, действует 36 многопрофильных учреждений дополнительного образования; 59 центров (Дворцов) художественного профиля; 69 центров туристско-краеведческой работы; 29 центров физкультурно-спортивного профиля; 27 центров технического профиля; 25 центров экологического профиля; 8 других учреждений, таких как Оршанский авиатехнический центр, Гомельский центр моряков и другие.
В 2006-2010 годах в рамках реализации Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» получила существенное развитие система дополнительного образования детей и молодежи в сельских населенных пунктах (агрогородках) – там открыты филиалы районных (городских) учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в том числе на базе учреждений общего среднего образования. На сегодня в агрогородках работают более 100 таких филиалов, что значительно расширило пространство возможности сельской молодежи по развитию своих творческих и интеллектуальных способностей.

Рожкова Наталья:
Берут ли в кружки и секции детей с особенностями психофизического развития?

Виктор Якжик:
Конечно, для них также открываются кружки. В учреждениях дополнительного образования созданы все условия для получения дополнительного образования детьми с особенностями психофизического развития. Дети могут заниматься в объединениях по интересам, рядом со своими сверстниками, а также по индивидуальной программе на дому.

Хотелось бы подчеркнуть, что такие занятия дают не только новые знания, но и являются формой реабилитации для таких детей.

Татьяна Ивановна:
В каком направлении будет развиваться белорусская система внешкольной работы? От чего, возможно, стоит отказаться, и что будет нового?

Виктор Якжик:
Дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, благодаря которому учащимся обеспечивается возможность занятий в свободное время различными направлениями творческой деятельности. Реализация программ дополнительного образования детей и молодежи позволяет оперативно реагировать на образовательные запросы личности, содействуя ее разностороннему развитию, приращению интеллектуального, физического и нравственного потенциала.

В настоящее время разработана Концепция развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы, на основе которой будет разработана Государственная программа развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы. Этот документ определит перспективы и пути развития системы. Он предполагает существенное расширение спектра предлагаемых образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, удовлетворяющих запросы детей и молодежи в образовательной и социокультурной деятельности; обеспечение качества научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, развитие материально-технической базы. Будет вестись работа по повышению профессионального уровня педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Качественные изменения должны произойти в подготовке и аттестации кадров.

В соответствии с этими задачами определены пути качественных, структурных и содержательных преобразований в системе дополнительного образования, а также их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение.

Степан Т., Гродненская область:
Есть ли сравнительные данные, как изменилось количество и процент детей, которые занимаются в кружках и секциях, за последние 10-20 лет?

Виктор Якжик:
В 2011/2012 учебном году в 353 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировало около 31,7 тыс. объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тыс. детей и молодежи (в 2010/2011 году соответственно 383 учреждений, 31 965 объединений по интересам, 415 тыс. учащихся; в 2009/2010 году - 389 учреждений, 31 247 объединений по интересам, 416 431 участник, в 2008/2009 году - 386 учреждений, 30 897 объединений и 400 338 учащихся).

А 10 лет назад - в 2002 году - в нашей стране работало 359 учреждений внешкольного воспитания и обучения, в которых занималось около 350 тыс. детей.

За последний год в ходе оптимизации сети учреждений дополнительного образования детей и молодежи их количество ненамного сократилось ( с 384 в 2008 году до 353 в 2011-м. Однако число учащихся, посещающих такие учреждения, выросло и составляет 44,2% (в 2010-2011 г. - 44%) от общего количества учащихся учреждений общего среднего образования.

Часть учреждений утратила статус дополнительного образования, а часть – закрылась в связи с невостребованностью услуг, которые в них предлагались.

Крук Светлана, Минск:
Куда обращаться, чтобы выбрать для своего ребенка кружок, секцию? Где получить информацию?

Виктор Якжик:
Информацию об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи можно получить как в самих учреждениях, которые открыты во всех районах нашей страны, так и в учреждениях общего среднего образования, а также на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, сайтах управлений (отделов) образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи республиканского, областного и районного подчинения.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу напомнить, что с 3 по 9 сентября 2012 года в нашей стране проходит республиканская Неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи, которая традиционно (с 2005 года) проводится во вторую неделю сентября.

Цель этих мероприятий  – широкое привлечение детей и подростков страны к занятиям в кружках, студиях и других объединениях по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, формирование положительного общественного мнения о роли и значимости учреждений дополнительного образования детей и молодежи национальной системы образования.

В эти дни проводятся дни открытых дверей, познавательно-развлекательные программы, мастер-классы ведущих педагогов дополнительного образования, выставки творческих работ учащихся, экскурсии, благотворительные акции. Активно внедряются различные инновационные формы работы по организации культурно-досуговой деятельности учащихся.

Приглашаем всех желающих посетить мероприятия Недели в районах и выбрать себе занятия по душе.

Зубкова Мария Александровна, Минск:
Здравствуйте! Одни родители говорят: ребенок должен быть загружен так, чтобы у него не было времени шататься по улицам. Другие убеждены, что когда ребенок строго привязан к схеме "школа - спортивная секция - музшкола - изостудия - танцы", у него отнимают детство. Какого мнения придерживаетесь вы, как родителям найти золотую середину? Как правильно распределить нагрузку ребенка, учитывая, что секций и кружков много и нужно еще оставить время для домашних заданий, прогулок, сна. Сколько часов в день/неделю можно уделять внешкольной работе без ущерба для здоровья и успеваемости в школе? Спасибо.

Надежда Васильченко:
На этот вопрос лучше всего ответит сам ребенок и его родители. Тем не менее практика подсказывает, что досуговая деятельность дисциплинирует и развивает школьников. Отсутствие занятости после занятий, наоборот, порой приводит к возникновению асоциальных явлений. Норма нагрузки каждого ребенка зависит в немалой степени от количества времени, необходимого для подготовки домашнего задания. Если после занятий у школьников появляется желание посещать кружки и секции, то запрещать ему это, естественно, нельзя. В то же время существует временная норма при посещении кружков. Так, дети до 6 лет должны заниматься не более 2 часов в неделю, от 6 до 10 лет - 4 часа в неделю, 11-13 лет - 6 часов в неделю. Превышение этого времени определяют интересы ребенка и мнение родителей на этот счет.

Иванькова Наталья, Кричев:
Расскажите, пожалуйста, о тенденциях последнего времени - куда идут дети, чем хотят заниматься, какие направления самые востребованные?

Виктор Якжик:
Каждый год мы наблюдем рост востребованности учреждений дополнительного образования. Если 10 лет назад около 350 тыс. школьников занимались в кружках по интересам, то сегодня - более 404 тыс.

Хочу напомнить, что со вступлением в силу Кодекса об образовании учреждения внешкольного воспитания и обучения получили названия учреждений дополнительного образования. Это нормативно закрепило те тенденции, которые проявились в последние 10-летия. В кружках ребенок получает те умения и навыки, которые пригодятся в жизни. Для кого-то они станут полезным хобби, а для кого-то и будущей профессией.

Основные направления работы учреждений дополнительного образования остались традиционными - художественно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное. Среди многообразия новых направлений выделю три. Первое - это возможность дополнительного образования детей и молодежи в дистанционной форме. В последнее время она стала очень активно реализовываться. Второе - предпринимательская деятельность. Особенно большой интерес к получению экономических знаний, к предпринимательству проявляют дети и молодежь Минской области. Сегодня в учреждениях дополнительного образования этой области созданы бизнес-школьные компании, бизнес-инкубаторы. Учитывая опыт Минской области, мы будем распространять такую практику.

Третий блок - это учреждения технического профиля, связанные с IT, радиотехникой, электроникой, автоматикой. Техническое творчество характеризуется тем, что такие кружки - это реальная профориентация. Их часто посещают будущие абитуриенты технических вузов и ссузов.

Вместе с тем не ослабевает интерес к художественному творчеству, популярны среди детей и клубы интеллектуальных игр.

Михаил Ж., Минск:
Есть ли кадровые проблемы в системе дополнительного образования?

Виктор Якжик:
Глобальных кадровых проблем мы не испытываем. К нам приходят молодые специалисты. Конечно, всегда жалко, когда из отрасли уходят профессионалы, проработавшие в ней 10-15 лет. Уходят в другую сферу, потому что их позвали, заметили, увидев, что они чего-то достигли в своем деле.

Что касается небольших населенных пунктов, где из учреждения образования имеется только школа, именно она становится центром досуговой работы. На ее базе организуются кружки по интересам. Кроме того, за последние пять лет мы открыли более 50 филиалов учреждений дополнительного образования в сельской местности.

Надежда Васильченко:
Мы стараемся поддержать таких педагогов, обеспечиваем их методологической документацией. Они получают методические материалы на электронных носителях, для них имеются записи мастер-классов выдающихся педагогов. Также для учителей у нас работают стажерские площадки.

Галина П., Пинск:
Есть ли еще бесплатные спортивные и другие секции? Где о них можно узнать? И сохранятся ли они в будущем?

Виктор Якжик:
Большинство учреждений допобразования Беларуси предоставляют свои услуги бесплатно - уникальное на постсоветском пространстве явление. Посещение многих спортивные секций, находящихся в ведении Министерства образования, а также кружков физкультурно-спортивного профиля в настоящее время является бесплатным.

Существует мнение, что введение оплаты за допобразование приведет к отсутствию формального отношения со стороны педагогов к проведению занятий в кружках и секциях. Однако значительного увеличения платных услуг в учреждениях допобразования в текущем учебном году не предвидится.

Максим П., Минск:
Существует много конструкторских кружков, кружков моделирования. Принимают ли участие наши крупные предприятия в финансировании, в какой-то помощи при работе этих кружков?

Виктор Якжик:
В последние годы было проведено несколько совместных конкурсов. Например, к участию в конкурсе "Техноинтеллект", который проходит под эгидой Республиканского центра технического творчества детей и молодежи, были привлечены предприятия и ведущие технические вузы, но то, что проект удачно распространился на регионы, - сказать не могу.

Мне кажется, что наши предприятия недооценивают роль учреждений дополнительного образования, а последние в свою очередь не очень активно налаживают связи с предприятиями. Им нужно показать, что сегодня эти дети, молодежь - не только воспитанники центра, но и потенциальные работники. В этом направлении нужно более активно работать.

Кохнович Елена, Минск:
По Вашему мнению, эффективно ли используется шестой школьный день – суббота? Я как мама старшеклассника могу сказать, что в нашей школе этот день не наполняется практически ничем. Зачем тогда он нужен? Современные дети с их загруженностью и так найдут себе занятие – у многих в это время кружки, секции и т.д. Или просто отдохнут.

Виктор Якжик:
Судя по самому вопросу, сразу видно, что его задал взрослый. Дети, поверьте, не сомневаются в эффективности шестого школьного дня. Но содержание этого дня нужно совершенствовать. Мы будем работать над более активным вовлечением родителей в организацию и проведение шестого школьного дня. Есть мероприятия для всей семьи, которые можно и нужно проводить в учреждениях образования. Например, родители могут быть болельщиками на соревнованиях, в которых участвует их ребенок, или прийти на концерт в шестой школьный день, или подготовить совместно с учителями какое-либо мероприятие. Мы сейчас рассматриваем различные варианты.

Надо помнить, что ситуация с организацией шестого школьного дня в столице, областных центрах или в сельской местности отличается. В сельской местности школа – это центр досуга, где сосредоточена вся культурная и спортивная жизнь населенного пункта, в столице и областных центрах школьник имеет больше возможностей провести субботний день в объединениях по интересам вне школы - в учреждениях дополнительного образования, спорта и культуры.

Любовь Андреевна, Минск:
Часто ли встречаются дети-«летуны», которые не задерживаются надолго ни в одной секции?

Виктор Якжик:
На самом деле я не вижу здесь никакой проблемы. Я считаю, что это даже хорошо, если ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах творчества и в конечном итоге - выбрать то, что ему действительно нравится.

Лепешко Елена:
Сейчас очень популярны школы раннего развития. И многие из них – частные. Контролирует ли Минобразования их работу? Все ли работающие там специалисты имеют соответствующее образование и квалификацию? Как это могут проверить родители, отдающие туда своих детей? Можете ли Вы подтвердить, что дети, посещавшие эти школы и центры, действительно лучше подготовлены к школе и более развиты, чем другие?

Виктор Якжик:
Родители сами должны решать, стоит ли отдавать ребенка в такое учреждение, предварительно изучив, какие школы находятся в их районе. Частные школы раннего развития действуют по образовательным программам, утвержденным Министерством образования. Специалисты, работающие в подобных учреждениях, имеют соответствующее образование и квалификацию.

Надежда Васильченко:
У нас есть две категории детей - дети, не посещающие детский сад, и дети, посещающие детский сад. Надо учитывать, что эти дети занимаются по совершенно разным программам. У каждого родителя есть право выбора, который он должен сделать в интересах своего ребенка. Плюсами школ раннего развития являются возможность обучения в небольших группах, проведение индивидуальных занятий. При этом не лишним будет поинтересоваться, какие цели и задачи ставит перед собой школа раннего развития, которую они выбрали. Родители вправе интересоваться условиями, которые есть в частных школах, где будут учиться их дети, могут познакомиться с преподавателями, при желании посетить вместе с детьми первые уроки.

Те родители, которые обращаются в школы раннего развития, вовсе не сомневаются в качестве услуг детского сада. Скорее всего, они уже начинают думать о конкурентоспособности своего ребенка в будущем, они закладывают мощный фундамент его подготовки к взрослой жизни.

Мартинович Марина, Гомель:
Следует ли нагружать ребенка кружками, если занятия в школе на 2 смене и начинаются в 14 часов. Какие кружки для ребенка в 11 лет в данной ситуации предпочтительней?

Надежда Васильченко:
Этот вопрос должны решать родители вместе с детьми, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей своего ребенка. Учреждения образования организовывают кружки и в первой половине дня, в связи с этим нет никаких проблем.

Геннадий Стельмах, Минск:
Дети старшего возраста часто занимаются в секциях в вечернее время, а готовясь к соревнованиям, конкурсам, выступлениям, могут задерживаться допоздна. Чтобы добраться домой, тоже нужно время. При вступлении в силу ограничения на нахождение на улице несовершеннолетних без сопровождения взрослых после 23.00 к родителям и в этом случае будут применять санкции?

Виктор Якжик:
Все кружки и секции заканчивают работу максимум в 21.00. В течение двух часов у ребенка есть возможность добраться до дома. Если по разным причинам дети задерживаются позже, то педагоги, совместно с родителями, должны обеспечить их возвращение домой.

Игорь, Минск:
Дети какого возраста могут посещать учреждения дополнительного образования, попадают ли в эту возрастную группу студенты?

Виктор Якжик:
Система дополнительного образования в первую очередь ориентирована на школьников, но и учащиеся профтехучреждений, ссузов и вузов могут посещать кружки, студии при учреждениях дополнительного образования. Надо отметить, что в последние годы получила развитие система организации досуга в самих вузах. Организована работа в различных направлениях, но наибольший интерес у студентов вызывает IT-сфера, ландшафтный дизайн, модельные школы.

Надежда Васильченко:
Практика показывает, что очень часто проведение массовых мероприятий с участием детей и молодежи является дальнейшим стимулом для продолжения их занятий в учреждениях дополнительного образования. Например, участие в  таком мероприятии, как "Арт-вакацыі", где выступают различные коллективы, вызывает у молодежи огромный интерес.

Нуприенчик Л.Н., Минск:
Подскажите, пожалуйста, какие спортивные секции для мальчика (11 лет) есть в Московском районе г.Минска (микрорайон Юго-Запад). Мне кажется, для нашего "многодетного" района недостаточно спортивных кружков, секций, бассейнов.  Рядом с нами работает  центр детского творчества "Ранак", там много кружков творческих, а со спортивными слабо, мягко говоря. А мальчишкам необходимо  двигаться - куда-то девать свою энергию, физически развиваться, тренироваться, играть в подвижные игры!  Заранее благодарна за ответ и интересующую меня информацию.

Виктор Якжик:
Родителям следует внимательно еще раз изучить уже существующие предложения. В этом районе немало учреждений со спортивными кружками, секциями, бассейнами.

Цвирко Анна Николаевна, Минск:
В 155 СШ г.Минска продленка (для первоклассников) работает до 18-00. Почему график работы не согласован с рабочим графиком родителей, которые работают до 18-00? Нельзя ли продленку продлить на час до 19-00?

Виктор Якжик:
Нет никакой проблемы в том, чтобы продлить это время. Руководство учреждения может рассмотреть письменный запрос родителей и принять соответствующее решение по этому вопросу.

Владимир, Минск:
Как Вы относитесь к инициативам частных лиц, которые хотят организовать платные кружки?

Виктор Якжик:
К нам уже обращались предприимчивые молодые люди с подобными вопросами. В принципе, отдельного вида лицензирования этого вида деятельности нет, но они должны работать по программам, утвержденным министерством образования, а также позаботиться об аренде помещений, оборудовании, соблюдении санитарно-гигиенических и других норм. Главным показателем деятельности подобных кружков станет востребованность их услуг со стороны родителей и детей, ведь конкуренция со стороны государственных учреждений дополнительного образования сегодня очень сильная. Но мы не против подобных инициатив со стороны частных лиц, в любом случае выбор должен оставаться за родителями и детьми.

Хлебус Ж.Д.:
Надежда Васильевна, кем из своих многочисленных бывших или настоящих подопечных вы особенно гордитесь? Есть ли примеры, когда благодаря занятиям в возглавляемом вами Национальном центре художественного творчества детей и молодежи дети определялись с выбором профессии, добивались значимых успехов в творчестве, становились профессиональными танцорами, художниками, артистами и т.д.?

Надежда Васильченко:
Мы действительно гордимся многими своими воспитанниками, оставившими след в нашей истории, культуре, образовании, науке нашей страны. Очень много времени займет один только перечень имен. Назову несколько примеров. В далекие послевоенные годы студию изобразительного творчества вел заслуженный учитель БССР, художник Сергей Петрович Катков, выпустивший целую плеяду известных белорусских художников, архитекторов, дизайнеров, среди которых Владимир Стельмашонок, Марк Данциг, Нинель Счастная, Василий Сумаров, Леонид Левин, Зоя Литвинова.

Из наших стен вышли два Героя Советского Союза - Леонид Бутелин и Михаил Зеленкин.

В кружках и студиях художественного творчества занимались народные артисты БССР Людмила Бжозовская, Светлана Вуячич, народный артист Беларуси Александр Ткаченок, заслуженные артисты Республики Беларусь Александр Фурман и Татьяна Шеметовец, заслуженный артист России Игорь Янковский и другие.

Интересный момент был на праздновании 75-летия нашего центра в октябре 2011 года. Антонина Петровна Морова, председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, с большой теплотой вспоминала годы, проведенные в центре, и то, как занятия в кружке помогли ей в дальнейшей профессиональной жизни.

Конечно, многие наши ребята определяются здесь с будущей профессией, ведь они сами выбирают нас, занимаются любимым делом, имеют возможность самореализовываться и самоутверждаться.

Мы гордимся тем, что сегодня педагогами центра являются 18 его бывших выпускников.

Наши сегодняшние учащиеся ежегодно радуют нас своими успехами и достижениями. Приведу пример воспитанников изостудии "Остров": работа Пугачевской Полины завоевала Гран-при и находится в знаменитой галерее "Тейт-модерн" в Лондоне, четыре работы Валентина Ошуркова - в не менее знаменитой Третьяковской галерее в Москве. Почти все участники международных выставок детского рисунка ежегодно отмечаются дипломами, призами.

Нас радуют успехи юных мастеров аэробики спортивной, которые ежегодно занимают почетные места на международных соревнованиях в Латвии, Литве, Чехии (Даша Калацкая), Австрии, Франции.

Успешно выступают на республиканских и международных смотрах, конкурсах, фестивалях все наши 18 народных, образцовых и 2 заслуженных любительских коллектива.

Виктор Якжик:
Например, олимпийская чемпионка Александра Герасименя получила звание кандидата в мастера спорта, занимаясь в учреждении системы дополнительного образования.
 
Сергей Эдуардович, педагог:
Существуют ли системы внешкольной работы в других странах СНГ, в Европе? Если есть, изучался ли этот опыт, или, возможно, зарубежным коллегам интересен наш опыт?

Виктор Якжик:
Да, эти системы образования (внешкольное, дополнительное, неформальное) существуют в странах СНГ и Европы. В СССР и странах Восточной Европы была создана мощная сеть внешкольных учреждений, но после распада СССР и стран социалистического лагеря количество таких учреждений на постсоветском пространстве и в Странах Восточной Европы немного сократилось. Пожалуй, только в Беларуси сеть внешкольных учреждений не только получила развитие, но, что не менее важно, сохранила свой социальный статус на государственном уровне.

Справедливости ради следует отметить, что и в Германии учащийся может выбрать и посещать несколько кружков, однако опыт и подходы других европейских стран к развитию системы дополнительного (неформального) образования детей и молодежи разнятся.

Кстати, в Европе создана Ассоциация учреждений неформального образования, в которую входят от Республики Беларусь два учреждения: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и Минский государственный дворец детей и молодежи.

Также интересен опыт Китая, где к профориентационной работе с детьми в возрасте от 8 до 14 лет привлечены частные компании. Они организуют свои павильоны в учреждениях, аналогичных нашим учреждениям дополнительного образования. Там школьник может попробовать себя в более чем 50 профессиях (в качестве космонавта, повара, строителя и др.). Родители с удовольствием платят деньги за эту услугу, а у китайских школьников такое проведение досуга очень популярно.

В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства.

Сегодня во всем мире популярен лозунг «Образование через всю жизнь», а дополнительное образование, являясь составной частью процесса обучения, существенно влияет на гармоничное развитие личности.

Тарас Д., Минск:
Каков уровень материально-технического оснащения учреждений дополнительного образования?

Виктор Якжик:
Большинство функционирующих зданий учреждений дополнительного образования детей и молодежи построено в 1960-е годы. Конечно же, эти здания нуждаются в постоянном внимании – необходимо проводить капитальные и текущие ремонты.

В последние годы материальная база учреждений обновилась, чему способствовала реализация во всех регионах страны программ развития данных учреждений. Отрадно, что местные органы власти закупают в эти учреждения современное оборудование и развивают существующую базу. Так, за два последних года оборудованы мастерские в 35 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

В проект Программы развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы Мингорисполкомом и облисполкомами внесены предложения по дальнейшему укреплению материально-технической базы этих учреждений. Этим же документом предполагается определить перечень минимально необходимого учебного, спортивного и технического оборудования в рамках основных профилей учреждений дополнительного образования.

По материалам БЕЛТА
Опубликовано:
10 сентября 2012
Просмотров:
4215
Категория:
Поделиться в соцсетях: