На пути к Болонскому процессу Беларусь сохраняет лучшие традиции национальной системы высшего образования

Беларусь не первый год ведет подготовку к вступлению в единое Европейское пространство высшего образования. И вот до Болонского процесса фактически подать рукой. Вопрос об участии в нем Беларуси будет рассмотрен в апреле 2012 года, на очередной конференции министров образования государств - участников Болонского процесса.

Решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году. Первые шаги на пути к Болонскому процессу белорусская высшая школа делала под руководством Александра Радькова, на тот момент министра образования, а ныне Первого заместителя Главы Администрации Президента.

По мнению Александра Радькова, не только Беларусь получит преимущества от присоединения к Европейскому пространству высшего образования. Другие страны выиграют не меньше, поскольку Болонский процесс подразумевает активный информационный обмен. "Это позволит наметить пути развития высшего образования в Европе", - отметил Александр Радьков. Невозможно составить такой прогноз в масштабах одного государства или в обход какой-либо из стран. Только все вместе европейские государства смогут сформировать качественную учебно-методическую базу, определить, что и как нужно преподавать студентам, чтобы они имели четкое представление о том, как будет развиваться выбранная ими сфера деятельности в дальнейшем, считает Первый заместитель Главы Администрации Президента.

За то время, пока, например, будущий инженер постигает в стенах университета профессию, на предприятии, где ему предстоит работать, успеют внедрить не одну новую технологию. Поэтому учебный процесс необходимо строить так, чтобы в вузе специалист получал базовый запас знаний, а профессию осваивал уже на производстве. Эффективность такой двухступенчатой системы высшего образования доказывает накопленный в мире опыт. Однако в Беларуси не стали слепо ее копировать. Во-первых, заботились о том, чтобы сохранить собственные проверенные десятилетиями традиции. Так, в нашей стране еще со времен Советского Союза новые специальности открывали исходя из потребностей реального сектора экономики. Во-вторых, двухступенчатая система образования, когда квалификация и специализация доводится, образно говоря, у станка, белорусским предприятиям первоначально не подходила. Впрочем, теперь многие вузы имеют на производстве филиалы кафедр, практикуют иные методы для сближения академической подготовки и производственной практики.

Так, Белорусский национальный технический университет на данный момент имеет одну из самых широких сетей филиалов кафедр на предприятиях. Всего на производстве в Беларуси действует около 150 подобных вузовских представительств, из них 60 открыты именно БНТУ. Филиалы политеха есть на МАЗе, МТЗ, "Амкодоре" и других предприятиях. По словам первого проректора БНТУ Федора Пантелеенко, коллеги из стран - участниц Болонского процесса высоко оценивают накопленный Беларусью опыт подготовки инженерных кадров.

Присоединение к Болонскому процессу повысит мобильность высшей школы Беларуси за счет международного обмена студентами и преподавателями, считает Федор Пантелеенко. Программ, по которым молодые люди ежегодно выезжают за границу, достаточно и сейчас, однако с вхождением в Болонский процесс их будет еще больше. Как и возможностей для налаживания контактов между вузами и крупными компаниями, которые уже сейчас открывают в белорусских вузах учебные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники.

Вступление в Болонский процесс не повлечет за собой кардинальных изменений в системе образования Беларуси, уверен ректор Белорусского государственного университета Сергей Абламейко. Прежде всего, речь пойдет о сокращении учебных курсов, программ, ведь многие вузы Европы перешли на четырехгодичную систему обучения. Хотя, принимая это правило, нужно хорошо подумать, считает ректор БГУ. Ведь для некоторых сфер, например, нано- и биотехнологий, подготовить специалистов за 4 года невозможно. То же можно сказать и о некоторых  художественных специальностях, отметил ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна. Однозначной картины для вуза в целом пока не складывается, добавил он, объяснив это тем, что академия готовит специалистов разного профиля.

"На мой взгляд, в нашем случае реальнее всего уменьшить срок обучения для дизайнеров, - рассуждает ректор академии искусств. - За счет внедрения инновационных методов обработки материала можно сократить количество учебных часов для графиков. Но я не представляю инновационных методов, с помощью которых можно в более короткий срок обучить человека, например, скульптуре и сохранить при этом прежний академический уровень".

Оба ректора сошлись во мнении, что в дальнейшем включение белорусских вузов в Болонский процесс должно проходить по единой для всех схеме: по сокращению сроков обучения, перевода наших оценок в кредиты и зачетные единицы и т.д. Так, в вузах стран, уже присоединившихся к Болонскому процессу, каждый предмет "стоит" несколько баллов и студент выбирает себе предметы, заранее зная, сколько он сможет "заработать" за семестр. Для белорусских студентов же такая система оценки знаний в новинку.

В конце осени 2011 года Министерство образования Беларуси направило в Болонский секретариат пакет заявочных материалов на присоединение к Европейскому пространству высшего образования. Поданную заявку рассмотрит экспертная группа, которая затем приедет в Беларусь для изучения системы высшей школы. По мнению белорусских специалистов, на этом этапе проблем возникнуть не должно. Принципы Болонской декларации Беларусь последовательно внедряет с 2002 года. В частности, введена двухступенчатая система высшего образования, внедрены образовательные стандарты нового поколения, завершается разработка университетских систем менеджмента качества и их сертификация международными агентствами.

По материалам БЕЛТА
Опубликовано:
9 января 2012
Просмотров:
2097
Категория:
Поделиться в соцсетях: