Президент Беларуси, выступая в августе на Республиканском педагогическом совете, потребовал радикально решить проблему бюрократической писанины в школах. Соответствующее поручение дано Министру образования Андрею Иванцу. Выполнять его начали с... расследования: провели прямую линию для педагогов и узнали, к какой работе их привлекают вопреки тому, что она не прописана в должностных инструкциях. Рассказываем, как развивались события дальше и чем все может закончиться.
«За всем серьезно следит профсоюз»
Директор средней школы № 164 Б.В.Карпенко г. Минска Светлана Богдашова на предложение поговорить о выполнении педагогами несвойственных функций и бюрократической писанине приветливо ответила: «Приезжайте!». С первых же минут личной встречи становится понятно: руководитель не только готов сам открыто говорить на эту тему, но и дать такую возможность педагогам.
С той частью работы, которая неизвестна учащимся и родителям, нас знакомит Светлана Бобкова, которая уже 25 лет учит детей математике. Сейчас она еще и классный руководитель 8 «В» класса, и председатель учебно-методического объединения учителей математики, информатики и физики. Кроме этого, Светлана Геннадьевна уделяет большое внимание работе с высокомотивированными детьми, ведь успех ученика – результат качественной работы педагога! Светлана Бобкова уточняет, что в этом учебном году ее нагрузка как учителя математики – 25 часов в неделю, что немного выше ставки (20 часов).
– В мои обязанности еще входит ведение классного журнала, составление календарно-тематического планирования и планов-конспектов к каждому уроку. С планированием нет больших хлопот: оно составляется ежегодно в августе и потом в течение года только корректируется. А вот количество времени, потраченного на составление конспекта-урока, зависит от мастерства учителя! – уверенно говорит собеседница. – Конечно, молодым коллегам приходится дольше готовиться к урокам, и так было всегда. Но сейчас в помощь изданы готовые конспекты, разработки уроков есть в методических журналах, что существенно упрощает дело. А опытные педагоги интуитивно понимают, как построить урок, грамотно его провести, предугадывают возможные трудности.
Кстати, у Светланы Геннадьевны число учащихся в классах варьируется от 24 до 30. Даже сложно представить, сколько тетрадей ей приходится проверять!
– Нет такого, чтобы меня ежедневно отягощала такая обязанность, – опровергает учитель наши предположения. – И домой необязательно тетради нести, есть возможность проверить их и в школе. Ведь по письменным работам можно узнать, насколько освоен учащимися учебный материал.
С классным руководством, признается наша собеседница, сложнее. Такой педагог должен иметь определенный перечень документов. Например, социально–педагогическую характеристику класса, которая раскрывает особенности семейного воспитания каждого ребенка. Ее объем – одна-две страницы табличного варианта, составляется в начале учебного года, затем по необходимости корректируется.
– В работе классного руководителя должен быть план идеологической и воспитательной работы с классом, который позволяет сделать ее системной и последовательной. В нем прописываются мероприятия на учебный год, – объясняет Светлана Бобкова и замечает: – Не стоит забывать и про пласт работы с родителями, которая тоже находит отражение в плане. А начинается она с посещения семьи, и совсем неважно, который год ты являешься классным руководителем в этом классе. Да, эта работа требует временных затрат. Но далеко не каждой семье нужно уделить много времени, а вот в домашних условиях сразу виден ребенок, и диалог зачастую более откровенный и честный. По итогам посещения документы оформляются до 1 января, при грамотном планировании времени это возможно сделать.
Часы организационно-воспитательной работы (а это оплата классного руководства) в каждом учреждении образования выделяются из расчета 5 часов в неделю на класс. Считаем, сколько можно успеть за этот отрезок: каждую неделю провести классный час и информационный класс – уже 1,5 часа. Еще нужно выделить время на другие воспитательные мероприятия, дежурство учащихся, проверку дневников, организацию горячего питания и так далее. Хотя с последним, признается собеседница, стало гораздо проще: снята обязанность с учителя по сбору денег за питание. Папы и мамы делают это сами, используя электронную базу. Но совсем без классного руководителя дело не обходится: он ставит в электронном журнале пометку присутствия ребенка в школе, отмечает факт питания в конкретный день и просматривает на конец месяца своевременность оплаты.
– Самое сложное в классном руководстве – общение с отдельными родителями, – признается Светлана Геннадьевна. – Некоторые взрослые высказывают претензии к школе или предъявляют определенные требования, при этом перекладывая ответственность за воспитание своих детей на педагогов. Много времени отнимают телефонные звонки или переписка с родителями в социальных сетях.
– Может, в таких случаях лучше не отвечать? – уточняем мы.
– А вдруг с телефона мамы звонит ребенок и ему нужна помощь? Вдруг вопрос, требующий оперативного взаимодействия? – отвечает вопросом на вопрос Светлана Бобкова и подчеркивает: – Наша профессия – круглосуточная. Если человек пришел в педагогику, то он должен понимать, что личное время не всегда личное. Издержки профессии. Ведь работаем с детьми, а они бывают непредсказуемы!
Как председатель учебно-методического объединения Светлана Геннадьевна стремится к самообразованию и готова делиться методическими наработками с коллегами.
– Умеешь сам – научи других! И это твоя прямая обязанность как профессионала! Поэтому наша специфика предполагает работу над своим профессиональным ростом постоянно, – уверена учитель.
Светлана Бобкова также имеет опыт подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам научно-исследовательского характера, ее ученики ежегодно достигают успехов. А за этим результатом – большая дополнительная подготовка педагога к занятиям. Сколько было счастья, когда один из учащихся получил на ЦТ по математике 100 баллов! Наверное, сам Иван так не радовался этому, как Светлана Геннадьевна.
Чтобы у вас не возникло мысли, что все перечисленное выполнить успевает только человек одинокий, который «замужем за школой», отметим: у нашей собеседницы есть семья, дочь, много увлечений. И на все хватает времени.
– Наверное, мужу хотелось бы видеть меня больше, но учитель – это призвание. Если выбрал этот путь, то не должен роптать на судьбу. С годами уклад в семье у каждого учителя все равно подчиняется его профессии, – считает Светлана Геннадьевна.
Директор минской СШ № 164 Б.В.Карпенко Светлана Богдашова не скрывает: иногда руководство дает педагогам задания, например помощь в подготовке семинара, открытого мероприятия. В основном такие поручения лежат в плоскости методической работы и профессионального роста. За их выполнение учителя получают материальное стимулирование. И у них есть возможность отказаться от поручения. За всем этим серьезно следит профсоюз.
– Иногда у педагогов возникают проблемы в организации времени из-за неумения правильно расставить приоритеты, – уверена Светлана Богдашова. – В целом наша работа интересная, непредсказуемая, эмоциональная, энергозатратная и системная. Однако бывают напряженные периоды, когда приходится непросто. Задача руководителя – создавать благоприятную атмосферу в коллективе, давать поручения исходя из возможностей и способностей каждого педагога, стимулировать морально и материально. Учитель должен понимать, что его ценят и уважают как профессионала.
«Реакция будет моментальная»
В Министерстве образования решительно настроены покончить с практикой привлечения педагогов к выполнению функций, не предусмотренных должностными инструкциями. В ведомстве уверены, что это обязательно удастся, но и учителя со своей стороны должны быть более категоричными и юридически подкованными.
– Три предыдущих месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь – вопрос привлечения педагогов к выполнению несвойственных функций был номером один для нас. На встречах с учителями мы обязательно включали его в повестку: просили озвучить свое мнение, рассказать, что затрудняет деятельность, какие документы являются избыточными, – говорит заместитель Министра образования Екатерина Петруцкая.
Разобраться, какие именно несвойственные функции выполняют педагоги, помогла и прямая линия, которую Министерство образования открыло 30 октября. За месяц на нее поступило 240 обращений, но только 14 из них – по обозначенной теме.
О чем говорит такое количество звонков, заместитель Министра объясняет:
– Можно лишь предположить, что фактов привлечения учителей к выполнению несвойственных функций становится меньше. Это отмечают и сами педагоги, и мониторинговые группы, которые на местах следят за исполнением поручения Главы государства и Министерства образования.
Екатерина Петруцкая объясняет, почему указанную проблему надо решать обдуманно и взвешенно:
– Привлечение педагогов к различным работам – устоявшаяся практика. Наша задача – с учетом положительного опыта скорректировать устоявшуюся практику, сформировать уважительное отношение к учителю, принципиально подойти к выполнению им должностных обязанностей. Педагог – социально активный член нашего общества. Он несет ответственность за своих учащихся, их безопасность, благополучие и развитие. Зачастую складывается мнение, что учитель ко всему имеет отношение.
Заместитель Министра перечисляет уже предпринятые конкретные шаги для защиты работников образования от написания разных отчетов, проверки работы различного оборудования и так далее.
На сайте Министерства образования находим раздел «Об упорядочении сбора информации и деятельности педагогических работников». Здесь собраны основные документы, которые регулируют деятельность педагогических работников. Открываем распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь «Об упорядочении сбора информации и деятельности педагогических работников». В нем отмечено, что учителя не должны контролировать и тем более писать отчеты о том, у кого из родителей есть задолженность по оплате ЖКХ, у кого печи или другое оборудование находится в неисправности. Этот документ принят еще в 2021 году, сейчас дорабатывается.
Из актуальных документов – приказ Министра образования от 28 октября «Об исключении запросов». В нем звучит предупреждение о привлечении к дисциплинарной ответственности тех, кто пожелает направить в учреждения образования запросы, на которые педагоги не должны отвечать по существующему законодательству. В протоколе совещания «О выработке алгоритма действий, исключающих направление запросов в органы управления образованием, учреждения образования, влекущих выполнение педагогическими работниками несвойственных функций» отмечено, что всем министерствам – внутренних дел, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, по чрезвычайным ситуациям, а также областным и Минскому городскому исполкомам – поручено исключить практику подготовки педагогическими работниками документов в связи с запросами (поручениями), не предусмотренными нормативными правовыми актами.
Поэтому, надеемся, историй о том, как педагог отводил в женскую консультацию беременную, чтобы поставить ее вовремя на учет, проверял уплату алиментов горе-родителями, убирал сельские кладбища, больше не будет! В декабре на заседания гор- и облисполкомов этот вопрос еще раз рассмотрят. В случае неисполнения требований вышеперечисленных документов виновные будут наказаны.
– Все документы, размещенные в разделе «Об упорядочении сбора информации и деятельности педагогических работников», появились не на пустом месте. Это ответ на существующую практику, – обращает внимание Екатерина Александровна. – Мы надеемся, что учителя ознакомлены с приказом Министра «Об исключении запросов», который находится в открытом доступе, и в случае чего смогут сказать категоричное «Нет!». А мы, Министерство образования, его поддержим и защитим. Да, горячая линия работала до 1 декабря, но по необходимости она будет открываться раз в квартал. При этом педагог всегда может обратиться в Министерство образования. Поверьте – реакция последует моментальная. Будем вместе ломать сложившуюся систему! Учитель – специалист, который должен заниматься только обучением и воспитанием юных граждан Беларуси.
«Ничего сверх нормы у учителя не требуют»
Как уточнила председатель Гродненского областного Совета депутатов Елена Пасюта, к народным избранникам педагоги региона за помощью в решении проблемы выполнения ими несвойственных функций не обращались. Елена Васильевна называет этот вопрос больше надуманным и уточняет, что некоторые мыслят стереотипно, мол, учителя перегружены написанием разных справок и отчетов.
– Когда я была директором гимназии, некоторые педагоги жаловались, что им приходится писать много бумаг. Но когда я просила уточнить, о каких конкретно бумагах идет речь, разговор тут же завершался. Нередко люди некачественно исполняют свой функционал, а потом жалуются, что к ним предъявляют якобы завышенные требования. Я, прочитав всю нормативную базу со стороны государства и, в частности, Министерства образования, хочу сказать: ничего сверх нормы у педагогов не требуют, – подчеркивает председатель Гродненского областного Совета депутатов и уточняет: – Учитель-предметник должен вести всего три основополагающих документа: календарно-тематическое планирование, план-конспект урока и классный журнал. Некоторые педагоги не хотят ходить по домам к своим ученикам, но я как бывший директор гимназии считаю, что классный руководитель обязан знать, в каких условиях живет его ученик, какие методы воспитания используют его родители, иначе нельзя правильно выстроить образовательно-воспитательный процесс. Замечу: педагоги не ходят по домам каждый день в течение учебного года – как правило, один-два раза в год. Немного чаще наведываются в семьи, где дети находятся в социально опасном положении, нуждаются в государственной защите.
Больше локальных документов и бумажной работы, возможно, требуют некоторые руководители на местах. Человеческий фактор никто не отменял. У кого-то из педагогов есть претензии и к районным учебно-методическим кабинетам, особенно к тем, где работают учителя, не имеющие высшей квалификации. Они из-за незнания и отсутствия опыта в педагогическом деле могут запрашивать большое количество ненужной информации.
Учителю требуется быть юридически грамотным, знать обязанности, принципиально и настойчиво отстаивать свои права, считает Елена Пасюта.
– Школа должна оставаться храмом, как не раз подчеркивал наш Президент. Там необходима особая среда, ведь это социальный институт, в котором связаны между собой все участники образовательного процесса. В школе обязаны жить традиции! А учитель ни в коем случае не должен быть равнодушным урокодателем, он – учитель в самом широком смысле этого слова, тот, кто оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Если человек, пришедший в педагогическую профессию, это понимает, то у него не возникает вопрос несвойственных функций. Качественно исполняя свои обязанности, постоянно занимаясь самообразованием, участвуя в различных семинарах, конкурсах, мероприятиях, учитель даже не думает, что это сверхнагрузка, которая не прописана в его должностных обязанностях. Он это делает из-за любви к детям и преданного служения своей профессии, – подчеркивает Елена Васильевна.
В первой декаде декабря планируется проведение коллегии Министерства образования, где будут подведены итоги исполнения поручения Президента по несвойственным функциям педагога.