Правилам речевого этикета, безопасности, экономической грамотности – чему еще научат школьников на новых факультативах?

Постановлением Министерства образования от 24 сентября 2024 г. № 116 утверждено 7 учебных программ факультативных занятий. Они предназначены для учащихся учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования.

Фото Девочка

Так, программа факультативных занятий «Познаю окружающий мир. Слышу, вижу, создаю» разработана для I–II классов.

Факультатив направлен на формирование умений адекватного использования сенсорных эталонов и способов обследования объектов окружающего мира в различных жизненных ситуациях в ходе решения возникающих бытовых и учебных задач.

Занятия помогут ребятам:

  • развить восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств и качеств для поддержания детского интереса к окружающей действительности;
  • сформировать умения и навыки сенсорно-перцептивной деятельности в ходе обследования предметов и явлений окружающей действительности;
  • развить способы социального взаимодействия, кооперации в ходе исследовательской деятельности;
  • улучшить способности функционирования в различных жизненных ситуациях в зависимости от свойств и качеств предметов, их положения в пространстве;
  • научиться коммуникативному взаимодействию;
  • развить активность, целеустремленность и творческие способности в ходе практической деятельности.

Цель факультатива «Познаю окружающий мир. Школа добрословия» для III–IV классов – овладение учащимися с особенностями психофизического развития культурой речевого общения, усвоение норм и правил речевого этикета для обеспечения продуктивного общения в различных жизненных ситуациях.

В результате освоения программы у ребят сформируются представления о взаимодействии людей в обществе, важности теплых человеческих взаимоотношений, культуре поведения в обществе, культуре взаимоотношений, необходимости соблюдения норм и правил речевого поведения в различных условиях и ситуациях общения, роли вербального и невербального общения, правилах общения с лицами с особенностями психофизического развития.

Школьники научатся, например, осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия, моделировать речевое поведение с учетом речевой ситуации и в соответствии с задачами общения, применять полученные знания и умения в повседневной жизни, выбирать наиболее подходящие формулы речевого этикета с учетом ситуации, анализировать и корректировать собственное речевое и неречевое поведение с точки зрения норм и правил этикета.

Для учащихся V–VI классов разработана программа факультативных занятий «Учусь жить в современном мире. Учимся общаться, учимся дружить».

Занятия будут способствовать формированию у учащихся с особенностями психофизического развития социальных и коммуникативных компетенций, развитию основных умений и навыков речевого общения и поведения в обществе, формированию сензитивности в общении с другими людьми, социальной активности, принятию ценностей дружбы и важности для человека умения устанавливать дружеские отношения, овладению нормами и правилами речевого этикета в различных условиях и ситуациях общения.

Факультатив «Учусь жить в современном мире. Школа безопасности» предназначен для VII класса. Занятия направлены на формирование способности и готовности учащихся с особенностями психофизического развития поддерживать вокруг себя безопасное жизненное пространство, адекватные модели поведения в опасных ситуациях.

Ожидается, что в ходе обучения ребята научатся соблюдать правила личной гигиены, безопасно пользоваться бытовыми приборами, безопасно взаимодействовать с животными, соблюдать правила поведения на улице, в общественном транспорте, определять агрессивное поведение других людей и правильно вести себя в данной ситуации, определять чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вести здоровый образ жизни, предотвращать опасные ситуации в быту и т.д.

Учащиеся VIII–IX классов смогут посещать факультатив «Социализируюсь в современном мире. Я в профессии». В ходе обучения школьники сформируют представления о круге доступных профессий в соответствии со своими возможностями, путях получения профессий, об источниках информации, содержащих сведения о потребностях в кадрах в своем регионе.

На факультативных занятиях «Социализируюсь в современном мире. Мои права и обязанности» для IX (X) класса планируется решить задачи по:

  • формированию гражданско-правовой культуры;
  • формированию гражданского самосознания, патриотизма и ответственной социальной позиции, опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества;
  • воспитанию личной и социальной ответственности;
  • удовлетворению образовательных запросов личности учащегося с учетом ее индивидуально-психологических, возрастных особенностей и возможностей через максимальное приближение содержания настоящей учебной программы к потребностям и интересам конкретной категории учащихся;
  • развитию умений самоанализа, самооценки;
  • побуждению к самосовершенствованию, повышению общекультурного уровня;
  • адаптации учащихся к современной социокультурной среде.

Программа факультативных занятий «Социализируюсь в современном мире. Экономика в действии» предусмотрена для учащихся XI класса.

Актуальность данных занятий обусловлена необходимостью формирования у каждого учащегося с особенностями психофизического развития навыков эффективного поведения в современных экономических условиях, соответствующих качеств личности (экономность, организованность, самостоятельность выбора решения, умение планировать) и обеспечения возможности решения возникающих бытовых и профессиональных задач.

Учебная программа имеет выраженный прикладной характер и удовлетворяет потребности и интересы учащихся в сфере экономики.

В частности, дети научатся сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать и распределять бюджет семьи, проявлять самостоятельность и личную ответственность за свое поведение в экономической сфере, планирование собственного бюджета, решать типичные задачи в области семейной экономики (знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет), делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.

Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Постановление вступает в силу с 18 октября 2024 г.

Опубликовано:
21 октября 2024
Просмотров:
120
Категория:
Поделиться в соцсетях: