Вопросы школьной медиации обсудили участники тематического круглого стола

Круглый стол «Комплексное междисциплинарное взаимодействие государственных и общественных институтов в формировании бесконфликтной образовательной среды и общества» провел 14 февраля в Минске Белорусский республиканский союз юристов.

Круглый стол «Комплексное междисциплинарное взаимодействие государственных и общественных институтов в формировании бесконфликтной образовательной среды и общества»

Участие в дискуссии приняли представители Министерства образования и Министерства юстиции, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, депутаты Палаты представителей, председатели комитетов по образованию Минского городского и областных исполнительных комитетов, руководители и представители учреждений образования, медиаторы УПУ «Центр «Медиация и право».

Они обсудили влияние общественных инициатив на формирование мирной образовательной среды и восстановительные подходы по отношению к несовершеннолетним, находящихся в конфликте и в контакте с законом. Предметом обсуждения стал также комплексный межведомственный подход в развитии школьной медиации.

Перед началом круглого стола Валерий Мицкевич, заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», и Министр образования Игорь Карпенко подписали Соглашение о сотрудничестве между Союзом юристов и Министерством образования.

«Основной целью Соглашения является укрепление и развитие сотрудничества в сфере профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, создание бесконфликтной образовательной среды, внедрение новых форм и методов, восстановительных подходов в работе с несовершеннолетними», – отметил в своем приветственном слове Валерий Мицкевич.

Он также подчеркнул, что школа играет важную роль в воспитании гражданина, его социализации и самореализации в обществе. Проблемы, которые не разрешаются конструктивно в школе, влияют на всю последующую жизнь человека. «Наш практический опыт показывает, что чем раньше начинается работа с конфликтом, тем менее травматичны его последствия для ребенка. Основной профилактический эффект имеет работа с конфликтом в школе», – сказал он.

«Я убежден, что медиация сегодня является одним из самых эффективных методов конструктивного разрешения конфликтов. Министерство образования поддерживает идеи мирного урегулирования разногласий и конфликтов в учреждениях образования в целях реализации прав и свобод детей, создания безопасной, комфортной среды в школе», – сказал Игорь Карпенко.

Он также отметил, что совершенствование национальной системы образования требует новых подходов не только к преподаванию дисциплин, но и к организации процесса взаимодействия педагога, родителей и учащихся, а чаще всего и взаимодействия родителей друг с другом. Таким образом внедрение новых методов медиации и восстановительных подходов в работе специалистов учреждений образования – то, на что направлены усилия в том числе и Министерства образования.

«Ценность школьной медиации в понимании Министерства юстиции состоит в том, чем лучше она будет работать на уровне образовательной среды, тем меньше конфликтов будет переходить в противоправное русло, относя их к сфере деятельности юристов и судов, – считает Министр юстиции Олег Слижевский. – Дети, практикующие медиацию в школе, завтра будут применять эти подходы во всех сферах жизни и в каждой профессии. Воспитание данных личностных качеств со школьной скамьи не может не отразиться на общем уровне правовой культуры граждан».

Он напомнил, что в нынешнем году в развитии института медиации открывается новая страница. Закон, который вступает в силу с 1 июля, расширит возможности медиации в семейных отношениях. Изменения коснутся деятельности судов по разъяснению преимуществ мирного разрешения споров и использования для этого возможностей медиации, как в семейных конфликтах, так и в экономических спорах. Идеям примирения сторон с помощью медиаторов придается акцент в работе органов ЗАГС.

Об актуальности восстановительных практик в отношении детей в контакте с законом исходя из принципа обеспечения наилучших интересов ребенка говорил и доктор Рашед Мустафа Сарвар, Представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. «Приятно видеть, что медиация становится настолько приоритетной и популярной темой для восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних», – сказал он.

Ирина Орловская, исполнительный директор ОО «Белорусский республиканский союз юристов», напомнила участникам мероприятия о проекте «Школьная медиация» Центра «Медиация и право», реализованном в 2015–2018 годах на базе 9 школ Минска, Минского городского педагогического колледжа и Минского государственного колледжа искусств, параллельно аналогичная работа велась в трех гродненских школах.

Доклад о комплексном межведомственном подходе в развитии школьной медиации, национальной модели и возможности ее совершенствования сделала председатель совета УПУ «Центр «Медиация и право» Ирина Бельская.

Кроме того, опытом организации стартовой площадки проекта «Школьная медиация», работы школьных служб медиации поделились заместитель председателя комитета по образованию Минского горисполкома Виталий Пригодич, директора минских школ и Минского городского педагогического колледжа. 

«Сегодня мы имеем стойкую положительную тенденцию привлечения несовершеннолетний к уголовной ответственности – и это результат в том числе школьной медиации. По данным Верховного Суда по итогам работы за 2019 год снижение количества привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних составило 27 %. Это очень хорошие результаты, естественно, это работа не одного дня, а итог мероприятий, которые проводились в течение нескольких лет», – отметила в ходе дискуссии депутат, председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Светлана Любецкая.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
(фото НЦПИ )

Опубликовано:
17 февраля 2020
Просмотров:
735
Категория:
Поделиться в соцсетях: