Второй день в столице проходит V Всебелорусское народное собрание. 2500 делегатов со всей Беларуси активно решают, как жить стране в ближайшие пять лет

Делегаты собрания активно общаются и с представителями СМИ, охотно отвечая на возникшие вопросы.

Заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова, комментируя выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко заявила в эфире телеканала СТВ, что работа по созданию новых учебников ведется активно.

«Учебная нагрузка, учебные программы, которые есть, пересматриваются. Уже созданы авторские коллективы, которые выиграли конкурс по созданию новой учебной литературы. Идет разработка ряда новых учебников в полном объеме, причем работа в этом направлении ведется активно». По словам вице-премьера, уже есть, например, новые учебники химии, родной литературы на белорусском языке.

Наталья Кочанова отметила, что со стороны государственных органов власти, правительства, профильного министерства будет сделано все возможное, чтобы нагрузка на учащихся была посильной. «Хотелось бы, чтобы и родители тоже это понимали, потому что у детей огромная нагрузка, когда они посещают много кружков во внеурочное время. Думаю, усилия родителей и государственных органов власти дадут свои результаты, и тогда у ребят будет соразмерная нагрузка и в учебе, и во внеурочных занятиях», - сказала она.

Заместитель Премьер-министра также ответила на вопрос о повышении эффективности работы госаппарата. «Прежде всего, нужны кадры, которые могут с максимальной отдачей эффективно работать в современных условиях. Поэтому акцент будет сделан на подготовку именно таких государственных служащих», - особо подчеркнула Наталья Кочанова. По ее словам, количество в этом случае не всегда решает проблему. Более качественные подходы в работе и более ответственное отношение к ней дают больший эффект и результат, заключила вице-премьер.

Вузам для усиления практико-ориентированного обучения нужно создавать филиалы на предприятиях. Такое мнение озвучил декан электротехнического факультета Белорусско-Российского университета Сергей Болотов, комментируя выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко на V Всебелорусском народном собрании.

«Согласен с тезисом Президента о том, что «надо увеличивать практико-ориентированность обучения». Прошло время, когда вузы сами определяли, каких специалистов готовить, подстраиваясь, прежде всего, под возможности имеющейся материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава, - сказал Сергей Болотов. - Выпустим инженера с определенными навыками, без отсутствия элементарной практики – пусть предприятие скажет «спасибо» и за это. Рынок сегодня диктует правила игры. Если мы хотим иметь востребованных специалистов, нужно совершенствовать учебный процесс, подстраиваться под требования работодателя».

По мнению Сергея Болотова, прогрессивной формой сотрудничества с предприятиями является создание филиалов на их базе. Студенты получают возможность обучаться на производстве на имеющемся там оборудовании. Занятия ведут сотрудники предприятия, имеющие большой практический опыт. Кафедры электротехнического факультета университета в последние 2 года открыли на предприятиях 3 филиала. Например, филиал на базе ИТ-компании EPAM Systems позволил повысить уровень подготовки специалистов, благодаря чему в 2016 году 16 выпускников распределены в компании-резиденты Парка высоких технологий.

«Не могут меня не волновать и проблемы средней школы. Преподаватели университета отмечают, что резко упал уровень подготовки выпускников школ. Трудно реализовывать университетские образовательные программы при отсутствии нормальной подготовки по математике, физике, - отметил Сергей Болотов. – Меня, как отца двоих детей, волнует качество школьных учебников. И здесь действительно есть над чем работать. Создавать учебники должны «лучшие учителя республики, а не академики», как сказал Президент, чтобы для детей они были доступны».

Директор витебской гимназии №2 Константин Киселев поделился мнением, что путь эволюции, а не революции для системы образования Беларуси самый правильный.

«В программе социально-экономического развития я выделил для себя два мудрых тезиса: ставка на экономику знаний и программа эволюции, а не революции. В том числе и в образовании. Уверен, что все мои коллеги-педагоги были особенно рады услышать мнение Главы государства относительно реформирования системы образования. А именно: не надо губить то, что есть. Нужно идти по пути эволюции, без крайностей. Это касается и перегруженности учебной программы, и сложности заданий на ЦТ. Изменения нужны, но не в ущерб качеству», - пояснил Константин Киселев.

Он отметил, что в свое время система общего и среднего образования Беларуси сумела сохранить лучшее из традиций советской школы и внедрить инновационные наработки. Благодаря этому наша страна по рейтингу развития образования входит в тридцатку мировых лидеров, а на постсоветском пространстве Беларуси вовсе нет равных. По словам Константина Киселева, он находит этому множество подтверждений, когда общается с коллегами из стран бывшего СССР. «Сейчас нам не нужно никому ничего доказывать - важнее подумать о благополучии детей, ведь их здоровье является комплексным вопросом, в решении которого участвует и школа. Из-за перегрузки учебной программы дети испытывают больше стрессов, а также им остается меньше времени на какую-то физическую активность. Да и эти свободные часы они чаще проводят за компьютером», - добавил директор.

Константин Киселев считает, что компьютеризация учебного процесса тоже должна иметь разумные пределы. Например, доказано, что человек на 30% лучше воспринимает информацию на бумаге, чем на мониторе. Поэтому в свое время Константин Киселев отказался от предложения внедрить в гимназии электронный учебник. «Все хорошо в меру. То есть в образовании (как и во всех сферах) не должно быть радикальных решений. И в этом я полностью поддерживаю позицию нашего Президента», - заключил директор.

В эфире телеканала ОНТ ректор Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) Игорь Войтов заявил, что Беларусь достигла высокого показателя в производстве инновационной продукции в промышленности.

«Страна выглядит в мировом научно-технологическом пространстве очень хорошо. В настоящее время примерно 3,2% предприятий являются по мировому рейтингу высокотехнологичными, и это довольно много. Поставлена задача выйти на уровень 4-6%. Для того чтобы двигаться вперед, нужно развивать собственную научно-техническую базу, готовить специалистов», - сказал Игорь Войтов.

По его мнению, конкуренция в мире в сфере высоких технологий будет постоянно возрастать, и, не прилагая усилий, выиграть в такой борьбе с другими государствами практически невозможно. «У Беларуси есть хорошие успехи в области информационно-коммуникационных технологий, где мы достигли высокого мирового уровня. В области, связанной с возобновляемыми источниками энергии, нано-, биотехнологий и атомной индустрии, тоже видятся большие перспективы, равно как и в построении зеленой экономики. Такая экономика в первую очередь нацелена на решение экологических проблем, проблем здоровья человека и продолжительности жизни», - высказал точку зрения Игорь Войтов. И добавил, что для всего этого в государстве создается платформа, и господдержка очень важна, чтобы такие сектора развивались.

Важнейшей составляющей инновационной экономики являются кадры. «В БГТУ осуществляется подготовка специалистов по 34 направлениям. В основном это химики, химики-технологи, специалисты в области информационных технологий, наноматериалов, биологических технологий. Фактически вуз обеспечивает специалистами всю фармацевтическую промышленность. Сейчас начата подготовка специалистов в области композиционных материалов», - проинформировал ректор БГТУ.

О том, что школа должна готовить молодежь, адаптированную к жизни в реальных условиях, которые диктует современный мир, рассказал проректор по учебной и воспитательной работе Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого Виктор Кириенко.

Проректор отметил, что за всю историю независимой Беларуси система образования подвергалась, пожалуй, самым радикальным преобразованиям, однако не все из них были эффективны. «В очередной раз внося изменения в эту систему, следует обратить особое внимание на подготовку подрастающего поколения к реальной жизни в реальных условиях. И это, в первую очередь, задача школы, где дети получают базовое и среднее образование», - высказал мнение он.

Виктор Кириенко подчеркнул правильность тезиса, высказанного Президентом о том, что подрастающее поколение «надо научить учиться». Вместе с тем он считает, что «молодежи нужно помогать, но не нести за нее чемоданы». «Поэтому, реформируя систему образования, следует предпринимать только обдуманные и конкретные шаги», - подытожил проректор.

Он также обратил внимание на то, что Беларусь сделала много для того, чтобы занять 50-е место в рейтинге по индексу человеческого развития, предложив тем самым своим гражданам ряд возможностей, которые они должны правильно использовать. Говоря о реализации намеченных Президентом планов, Виктор Кириенко подчеркнул, что у Беларуси для этого достаточно высокий потенциал и доказательство тому - реальные достижения страны за годы суверенитета.

Ректор Полесского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Константин Шебеко выразил мнение, что приоритеты белорусского государства находятся в тренде общецивилизационного развития.

«Анализируя эти приоритеты, я бы отметил два момента. Первое, они находятся в тренде общецивилизационного развития. Второе, они учитывают реалии нашей страны с точки зрения ее институциональной структуры, культуры, мировосприятия, истории. Эти приоритеты не просто показывают нашу «особость» какую-то. В них заключаются в том числе наши конкурентные и стратегические преимущества: то, что накоплено веками, культура наших предков», - подчеркнул ректор.

Формат Всебелорусского народного собрания, на его взгляд, как нельзя более подходит для обсуждения и выработки решений по концептуальным вопросам и задачам. Сейчас человечество, и Беларусь в том числе, находится перед лицом серьезнейшего вызова, с которым по степени важности сложно что-либо сравнить, - глобального технологического перехода. Он уже сказывается в экономической, социальной жизни, проявляется на политическом поле.

«Не все это еще понимают, но, в общем, мы уже живем в новой реальности. В этой ситуации у нас, собственно, есть два варианта: или мы как страна находим достойный ответ на этот вызов и тогда будем в числе тех, кто переходит на следующий этап, или теряем свой шанс. Это и есть цена вопроса, и то, что мы сейчас обсуждаем, в том числе на этом форуме, приоритеты, которые были высказаны (и в образовании, и в целом по экономике) - это наш ответ на вызов», - считает Константин Шебеко.

На основе заявленных приоритетов будет формироваться повестка дальнейших действий. «С этим, я бы сказал, у нас все нормально. Теперь, самое важное - реализация этой повестки. А это зависит от того, насколько мы все будем активно и эффективно участвовать в процессе. В экономике есть такое понятие, как «эффект безбилетника», когда все хотят пользоваться общественными благами, но при этом считают, что их должен создать кто-нибудь другой. Поверьте, что решить проблему перехода в новую реальность, основанную на совершенно других технологиях, без колоссального напряжения умственных, физических, волевых усилий невозможно. Тут не получится просто посидеть и подождать, пока кто-то другой за тебя сделает, а потом, как говорят, присоединится к победителям. Тут надо выкладываться каждому», - дал разъяснение профессор.

Самое главное, считает Константин Шебеко, не утонуть в частностях. «Вот мы с вами заспорим, что лучше: низкая ставка по кредитам или высокая и тому подобное. Понятно, у каждого есть свои аргументы. А вот видение будущего, достижение общественного консенсуса, формирование нормальной повестки дня, эффективной на предстоящий пятилетний срок, - это главное. Если мы сейчас договоримся по приоритетам, мы договоримся и по национальной нашей идее», - резюмировал ректор.

Свое мнение по поводу активного продвижения в обществе опыта благополучных семей высказал ректор Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) имени М.Танка Александр Жук: «Надо показывать опыт благополучных семей. Популяризация гармоничной семьи, традиционных семейных ценностей - это путь, по которому мы должны двигаться и который поддерживается государством».

Ректор напомнил, что недавно БГПУ совместно с Белорусским союзом женщин при поддержке ряда заинтересованных ведомств начал реализацию национального социально-образовательного проекта «Здоровая семья - здоровая нация», рассчитанного на два года. «Мы планируем организовать серию разнообразных мероприятий, связанных с формированием соответствующей информационной среды, которая бы ориентировала молодежь на создание крепкой здоровой семьи», - поделился планами Александр Жук.

В частности, будут организованы опросы молодежи и взрослых на соответствующую тематику, подготовлены методические и информационные материалы, которые планируется распространять в школах, поликлиниках, загсах. В соцсетях и СМИ будут активнее пропагандироваться семейные ценности, ответственное материнство и отцовство. По словам ректора, важно повысить психолого-педагогическую компетентность в области семейно-брачных отношений, подготовить учащуюся и студенческую молодежь к будущей ответственной семейной жизни.

«Мы рассчитываем, что эти мероприятия помогут укрепить институт семьи, повысить ответственность родителей за рождение здоровых детей, их воспитание, а также снизить семейное неблагополучие и уменьшить число разводов и абортов», - выразил уверенность ректор.

Выступая на пятом Всебелорусском народном собрании, студентка Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Мария Марчук заявила, что белорусская молодежь чувствует себя востребованной на родине.

По ее словам, государство уделяет большое внимание развитию информационных технологий, созданию технопарков, что имеет не только экономическое, но и социальное значение. Это новые высокооплачиваемые рабочие места. Для молодых трудоустройство на такие места - возможность добиваться успеха и реализовывать свои способности в Беларуси, в среде своей культуры.

Мария Марчук отметила, что чем раньше студент попадает на реальное производство, тем лучше специалист из него получится, потому как практика - одна из важнейших составляющих профессионального образования. Сама она работает - разрабатывает программное обеспечение банковской деятельности в компании - резиденте Парка высоких технологий.

Кроме того, Мария Марчук поддерживает волонтерское движение, которое набирает популярность из года в год. Сегодня в стране более 50 тыс. молодых людей являются волонтерами, среди них и многие ее друзья. Делегат отметила, что открывшийся 1 июня в Минске Республиканский волонтерский центр предоставляет студентам наилучшую возможность получить информацию о новых проектах, инициативах, акциях, мастер-классах, обменяться опытом. Она считает, что создание таких волонтерских центров в каждом вузе республики позволит структурировать волонтерскую деятельность и делегировать молодежи роль активного участника общественного процесса.

По материалам официального портала Министерства образования Республики Беларусь
Опубликовано:
23 июня 2016
Просмотров:
1675
Категория:
Поделиться в соцсетях: