Инклюзия в Беларуси: ведущие специалисты страны объединяют усилия ради помощи детям со сложными диагнозами

Адаптация и социализация самых юных жителей нашей страны с непростой судьбой – одна из первостепенных задач, которая стоит перед белорусским обществом. Когда с рождения или в течение жизни маленьких граждан подводит здоровье, справиться с проблемой один на один не представляется возможным. Поэтому уже который год в Беларуси в помощь и поддержку детей и их родителей включаются профессионалы из различных отраслей, чтобы те могли жить и обучаться насколько это возможно наравне со всеми.

Инклюзия в Беларуси

Как раз сегодня все те, кто заинтересован в реализации принципа инклюзии для детей, которая им необходима как воздух, собрались на республиканском семинаре, чтобы обсудить на перспективу, какая работа в этом направлении будет наиболее эффективна. К диалогу в стенах Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка подключились ведущие представители сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. Разобрали в деталях нынешнюю деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях реализации принципа инклюзии. Особое внимание – совершенствованию работы психолого-медико-педагогических комиссий ЦКРОиР. Более подробно рассмотрели вопрос своевременного выявления у детей особенностей психофизического развития и оказания им многосторонней помощи на ранней стадии.

Министр образования Беларуси отметил, что на данный момент у межведомственного взаимодействия достаточно много успешных практик. Андрей Иванец сконцентрировал внимание на работе центров раннего вмешательства. Именно такие подразделения создаются для помощи малышам с рождения до трехлетнего возраста при риске или нарушениях в развитии. За пару лет в нашей стране число таких центров увеличилось в два раза. Сейчас успешно функционируют свыше 50. В расширении этой сети посодействовало Министерство здравоохранения. Буквально чуть меньше месяца назад вместе с открытием нового поликлинического комплекса в Орше в структуре детской поликлиники свои двери распахнул центр раннего вмешательства для помощи маленьким пациентам с особенностями психофизического развития. И таких примеров по стране немало.

Для сопровождения особенных детей в Беларуси стараются создать все возможности без барьеров и подобрать квалифицированные кадры, способные найти подход к каждому ребенку с непростым диагнозом. По мнению директора Института инклюзивного образования БГПУ Веры Хитрюк, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – своеобразный мост между специальным и инклюзивным образованием. «Мы держим руку на пульсе, поддерживаем контакт с образовательной практикой для того, чтобы понимать, каким должно быть содержание подготовки учителей-дефектологов, которые смогут работать не только с детьми с особенностями психофизического развития, но и с их родителями; организовывать и проводить психолого-медико-педагогическое обследование, участвовать в ранней комплексной помощи, а также сопровождать практики инклюзивного образования» – рассказала она.

Подобный семинар, со слов самих участников, – прекрасная возможность поделиться друг с другом опытом, наладить новые прямые контакты и наметить совместные планы по межрегиональному сотрудничеству. Руководитель Гомельского областного ЦКРОиР Татьяна Усова рассказала, что такие центры – уникальные многофункциональные учреждения, которые объединяют восемь направлений деятельности. Они работают не только для организации образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, но и координируют систему специального образования в регионе. Подобный опыт Беларуси зачастую интересует коллег из других стран, и они готовы его перенимать. «Несмотря на одинаковые структуры центров, каждый с учетом индивидуальных региональных особенностей имеет свою изюминку и свой опыт, который он готов представить в рамках страны» – дополнила Татьяна Усова.

При грамотной помощи и поддержке педагогов подопечные ЦКРОиР способны обучаться в инклюзивных классах. Это направление в стране стало развиваться интенсивно. Затем таких ребят в том числе уже ждут в качестве учащихся и студентов. Только в Минске для них открыты 6 колледжей. Более того высшее образование в стране получают свыше 1000 студентов с особыми образовательными потребностями. Увеличиваются с каждым годом цифры приема на расширенный перечень специальностей. Спрос на такие кадры есть, поскольку при трудоустройстве они демонстрируют особый пунктуальный подход к делу, целеустремленность и жизнелюбие.

Глава образовательного ведомства Андрей Иванец в свою очередь справедливо заметил: «Сегодня мы нацеливаем на то, чтобы наша система образования в первую очередь делала акцент не только на тех проблемах, которые есть у наших детей, а и на их сильных сторонах, которые необходимо развивать, потому что у них они, очевидно, есть».

Решение вопросов инклюзии в образовании комплексно и сообща позволяет тем, кто особенно в этом нуждается с малых лет, почувствовать себя полезными для общества, заняться тем, что по душе и лучше получается, просто быть счастливыми в семье и окружении. Словом, знать, что ты важен для родных и государства. Именно поэтому опытные и внимательные педагоги так стремятся к этому, проделывая непростой путь с детьми с особенностями развития. Они вместе и несмотря ни на что верят – результат пусть и заставит себя ждать долго, но он обязательно оправдает надежды. Ведь диагноз - не преграда, а возможность для грандиозных планов на будущее.

Опубликовано:
27 марта 2024
Просмотров:
141
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: