Детский правовой сайт – доступный способ получения информации о медиации

Развитие школьной и студенческой служб медиации – это новые возможности для гармоничного развития человека, для белорусской системы образования и для всего нашего общества в целом. Обучаясь разрешать конфликты с самого юного возраста, мы готовим себя к качественно новой взрослой жизни.

Медиация востребована сегодня в сфере образовании всех уровней: от начальной школы до университетов. Задача государства – всесторонняя поддержка таких инновационных практик, поэтому возможности Национального центра правовой информации (НЦПИ) также нацелены на развитие потенциала медиативных практик во всех сферах жизни.

7 мая_круглый стол

Марина Голоенко

Ресурс НЦПИ – Детский правовой сайт (ДПС) – был представлен педагогам на круглом столе «Концепция развития служб медиации в сфере образования» в рамках фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего».

Нужно знать! В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О медиации» медиатором может быть человек (физическое лицо), имеющий высшее юридическое или иное высшее образование и прошедший подготовку в сфере медиации либо имеющий опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, а также получивший свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Беларуси на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Медиация будущего

В помощь школьным службам медиации созданы:

Их можно найти в разделе Детского правового сайта «Правовое регулирование медиации и иные материалы».

Идея круглово стола! Разработанную программу факультативных занятий по медиации для колледжей необходимо адаптировать для школ.

Справочно. Расписание мероприятий фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» этого года смотрите здесь.

В своем выступлении Александр Шкляревский, декан факультета права БГЭУ, руководитель проекта студенческой медиации центра «Медиация и право», кандидат юридических наук, доцент, отметил, что целесообразно осваивать навыки медиатора особенно студентам-юристам семейного, налогового и хозяйственного права. И добавил: «Верю, что за медиацией будущее! Так как при её применении важен вопрос, а правильно ли я вас понимаю?».

Фестиваль

Ирина Суздалева, заместитель директора Юридического колледжа БГУ, поделилась опытом разрешения конфликтных ситуаций в своем учебном заведении. Столкнувшись с конфликтом, преподаватели колледжа прошли обучение, увидели запрос учащихся и активно используют медиативную практику в образовательном процессе. Медиация должна идти от школы к колледжу, затем в вуз, потом переподготовка. Она отметила, что медиация – это философия, в ней нужно жить!

Идея круглого стола! Великое значение имеет обучение медиации руководящего состава учебных заведений.

Программа

Ирина Орловская

Исполнительный директор Белорусского республиканского союза юристов, руководитель проекта «Школьная медиация», медиатор центра «Медиация и право» Ирина Орловская справедливо подчеркнула: «Медиация – это как езда на велосипеде: один раз научившись – будешь на нем кататься всегда (это значит, постоянно применять инструменты медиации)». Она поделилась ситуацией из жизни, с которой недавно столкнулась: мальчик говорил гадости девочке. Тогда медиатор спросила: «Что ты чувствовал бы, если тебя точно также оскорбляли?». Он задумался и через время подошел и попросил прощения, думаете у кого? У медиатора! Оказалось, что дети так играли. Но всё равно он понял, что даже в игре оскорбление обидно и перед девочкой тоже нужно извиниться! «Здесь видно, что восстановительные методы медиации работают», – отметила она.

Важно! Школьная служба медиации функционирует в Беларуси с 2015 года. Тогда центр «Медиация и право» начал проект по развитию школьной медиации в нашей стране. Первым учреждением образования, в котором создана школьная служба медиации в Республике Беларусь, стала средняя школа № 30 г. Минска. Подробнее смотрите здесь.

Существуют две модели школьной медиации:

  • инициаторы педагоги;
  • инициаторы юристы.

Имеет место быть здесь и институт внешнего кураторства.

Медиация

На круглом столе присутствовали также представители областных институтов развития образования республики. Они поделились опытом внедрения и функционирования служб медиации в их учреждениях образования.

Особое внимание во время мероприятия также уделялось так называемому буллингу. Читайте о буллинге на Детском правовом сайте в разделе «Травля в школе. Как помочь ребенку».

Запомните! Медиация – точка в споре, но многоточие в отношениях!

Кроме того, о том:

  • что не все вопросы можно разрешать административными методами, говорили на круглом столе «Восстановительное правосудие через призму восстановительной медиации».
    Важно знать! Правовые последствия медиации равны судебному решению. Согласно статье 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь освобождение от уголовной ответственности может наступать в связи с примирением с потерпевшим.
    Цитируем Кодекс:
    «Лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершившее менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный преступлением вред»;

Родители

Медиация

  • где получить актуальную правовую информацию, а именно о государственных информационно-правовых ресурсах Национального центра правовой информации, родители юных медиаторов узнали во время родительского университета фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего».

Рекомендации:

  • обучение коммуникации на принципах медиации необходимо формировать с детского возраста. Самое эффективное, когда такой пример ребенку подают родители;
  • дополнительно такую информацию дети должны получать при обучении в школе, начиная с младших классов, что может компенсировать в некоторых случаях негативное семейное влияние;
  • формировать знания из области восстановительной медиации необходимо при подготовке специалистов, работающих с детьми (юристов, педагогов и др.). Для этого в высшем образовании следует вводить специальные предметы обучения, связанные с медиацией, для профессий и специалистов, работающих с детьми;
  • несложные школьные конфликты должны своевременно разрешаться педагогами, обладающими медиативными компетенциями; сложные дела, имеющие правовые последствия уголовного характера, целесообразно передавать в профессиональные организации медиаторов, имеющих специальную подготовку в области уголовного права;
Служба медиации
  • необходимо организовать взаимодействие субъектов профилактики с организациями медиаторов таким образом, чтобы иметь возможность оперативно направлять в медиацию несовершеннолетних до принятия официальных решений по материалам;
Потенциал
  • целесообразно при назначении несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия распространить практику направления дел со стороны КДН и СПЦ к профессиональным медиаторам, др.

Иные материалы о фестивале школьников и студентов «Медиация будущего» прежних лет смотрите здесь.

Актуально! ДПС является подходящей площадкой, проводником, доступным способом донесения правовой информации о медиации в детский коллектив. Здесь можно получить необходимые знания о правомерном поведении, сформировать практические навыки разрешения конфликтных ситуаций правовыми средствами и, как итог, осознать ценности дружеских гуманных отношений с другими людьми, что является фундаментом, на котором строится медиация.

Узнайте больше о школьной медиации в специальном разделе Детского правового сайта, который содержит в себе алгоритмы решения конфликтов в школе.

Опубликовано:
14 мая 2021
Просмотров:
7918
Источник:
Детский правовой сайт
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: