С трудовой и карточкой соцстрахования, не больше 4 часов в день: как в этом году будут трудоустраивать подростков во время каникул

С приближением летних каникул вопрос, как провести свободное от учебы время, все больше волнует и родителей, и педагогов, и самих подростков. Те, кому исполнилось 14 лет, согласно нашему законодательству уже имеют право подработать, получив свой первый трудовой опыт и ощутив вкус финансовой независимости. Один из вариантов трудоустройства – коллективный. Выполнять вместе с другими учащимися те или иные работы в родной школе, профтехучилище или колледже по договору, заключенному учреждением образования с местной службой занятости. Государство выделяет средства на зарплату учащимся и закупку необходимых материалов. В последние годы популярность вторичной занятости молодежи за счет госсредств в нашей стране растет. Каким образом подростки зарабатывают деньги, на каких условиях и кому, кроме самих ребят, от этого хорошо, узнала корреспондент «Р».

Инфографика

Вначале трудовая, а потом диплом

В Оршанском государственном профессиональном лицее текстильщиков имени Г. В. Семенова многолетний опыт работы по вторичной занятости учащихся. Директор лицея Алла Терентьева констатирует: с каждым годом число ребят, желающих заработать деньги в свободное от учебы время, увеличивается. Вот и в этом году около 40 человек после окончания учебного года не разъедутся по домам, а останутся в учебном заведении работать. Один трудовой отряд будет шить на заказ, второй – заниматься благоустройством территории лицея: высаживать зеленые насаждения, белить бордюры, ремонтировать мебель. Материалы для обоих видов работ уже закуплены.

А часть ребят трудится уже сейчас, в свободное от учебы время. Среди них 18-летняя третьекурсница Лера Загорельская и второкурсница Юля Ежикова. Обе учатся на отделении «технология швейного производства». Получение диплома у девушек пока впереди, а вот зеленые карточки соцстрахования и трудовые уже заведены. С гордостью продемонстрировав свои корочки, Лера рассказывает:

– Мне после первого курса предложили на каникулах остаться поработать и я, конечно же, согласилась. Поначалу совсем не ради денег. Хотелось получить практический опыт – тем более он учитывается на экзаменах. Но когда получила первую зарплату – 150 рублей, вдохновилась, купила себе платье, ношу его с удовольствием. Сейчас вот более серьезная цель появилась: впереди выпускной, нужен красивый наряд, так что есть стимул подзаработать.

В ответ на вопрос, какие ощущения от того, что появились собственные деньги, заулыбалась Юля Ежикова:

– Свои жалко тратить! Ценишь их куда больше, чем те, что выдают родители на карманные расходы.

Требования – как к профессионалам

Место работы отряда юных швей – швейная мастерская лицея, в которой они ежегодно проходят практику. Все им здесь знакомо. С прошлого года еще один важный мотиватор появился – в мастерскую закупили новое профессиональное современное швейное оборудование. Швейные машины даже «разговаривают» с теми, кто на них работает, помогая не допустить ошибок. Поэтому выполнять заказы ребятам стало интереснее. 

– Желающих подработать среди наших лицеистов хватает, – комментирует Алла Терентьева. – В системе профтехобразования ведь стипендии не платят. Только наши лучшие учащиеся с баллом не менее восьми имеют возможность получать именную Семеновскую стипендию. Лицей обеспечивает ребят бесплатным обедом, предоставляет общежитие по социальным расценкам.

На вторичную занятость в первую очередь привлекают сирот, учащихся, которые находятся в трудной жизненной ситуации (а таких в лицее 22 человека), ребят из малообеспеченных семей и находящихся на профилактическом учете в милиции. Если желающих больше, чем мы можем трудоустроить, то администрация лицея связывается со службой занятости по месту жительства и просит посодействовать во временном трудоустройстве. Лицеист уезжает домой и там работает.

Руководит швейной бригадой бывшая выпускница лицея, а сейчас старший мастер производственного обучения Анна Баравянкова.

– Наши девочки трудятся до трех часов в день, – рассказывает она. – Заказы – халаты, белье, в том числе постельное, фартуки, полотенца. Требования к качеству товара жесткие. Когда готова партия, обязательно составляется акт приемки выполненных работ – все, как у профессиональных швей. Строго следим за соблюдением правил охраны труда: в мастерской нужно обязательно находиться в спецодежде, осторожно пользоваться парогенератором, утюгом, острыми предметами.

Кроме зарплаты, которая зависит от объема работ и часов, ребятам выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск. Они как полноценные работники платят подоходный налог и отчисления в ФСЗН. Сумма, которую получают на руки, варьируется от 150 до 202 рублей в месяц.

Половина швейной продукции, сделанной лицеистами, передается по условиям договора со службой занятости в Яковлевичский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, Оршанский районный центр ночного (временного) пребывания лиц без определенного места жительства и другие социальные учреждения. Остальные изделия направляются на нужды лицея. В фирменных фартуках и косынках работают сами лицеисты, в спецодежду, сшитую их руками, облачают уборщиц, вахтеров и сторожей, а постельное белье и полотенца отдают в общежитие.

Качество продукции швейной бригады лицеистов-семеновцев не вызывает нареканий. Подтверждением этому служит то, что, наряду с предприятиями, где работают профессиональные швеи, лицей участвует в городских тендерах и выигрывает их.

БУКВА ЗАКОНА

Зарплата несовершеннолетним выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной занятости. Но если учащиеся, получающие общее среднее или специальное образование на уровне общего среднего, профессионально-техническое и среднее специальное образование, работают в свободное от учебы время, то их труд оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Наниматели могут устанавливать учащимся доплаты.

Если несовершеннолетние трудятся по договору своего учебного заведения со службой занятости, официальное оформление гарантировано.

КОМПЕТЕНТНО

Инга Глушонок, заместитель начальника управления занятости комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

– В свободное от учебы время учащиеся могут устроиться как на существующие вакансии, так и на временные дополнительно созданные места при поддержке службы занятости. За счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения такие рабочие места создаются в учреждениях образования, в школах и ссузах. Подростки выполняют работы по благоустройству и озеленению пришкольных территорий, ремонту школьной мебели и учебных помещений, восстановлению библиотечных фондов, изготовлению швейных изделий, сувениров, стендов. Преимущество такой занятости в том, что несовершеннолетнему не нужно адаптироваться к новым условиям, он в привычной среде получает первый трудовой опыт с официальным документальным оформлением. При самостоятельном поиске в интернете и соцсетях есть риск наткнуться на недобросовестных людей. Предложения типа «заработок за два часа» могут оказаться обычным надувательством мошенников.

Безусловно, несовершеннолетние вправе и самостоятельно обратиться в службу занятости. Заключать трудовой договор можно с 16 лет. Если учащемуся 14 или 15, работодатель должен получить письменное разрешение родителей.

Мы постоянно мониторим предложения трудоустройства за счет нанимателей. Сегодня в области в наличии 1350 временных рабочих мест для трудоустройства учащихся: 640 – для несовершеннолетних и 705 – для совершеннолетних от 101 организации. Список вакансий находится в открытом доступе и ежедневно обновляется. Судя по опыту прошлых лет, молодежь активно привлекают на прополку овощей, посадку лесных культур, сбор ягод, уборку зерновых, в полеводство и животноводство.

Читайте о трудовом законодательстве для детей по годам на Детском правовом сайте.

Опубликовано:
21 мая 2021
Просмотров:
2654
Категория:
Хештеги:
Поделиться в соцсетях: