27 февраля – референдум

Республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь пройдет 27 февраля 2022 года. Такую дату Александр Лукашенко установил 20 января в Указе № 14. На референдуме каждому гражданину предстоит ответить на вопрос: «Принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?». Предлагаемые изменения и дополнения в Основной закон приложены к Указу, их можно посмотреть здесь.

Нужно знать

Согласно статье 111 Избирательного кодекса референдум (народное голосование) является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Читайте определение термина в «Букваре правовых понятий» и «Юридическом словаре».

Референдум считается важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать решения, влияющие на жизнь граждан. Решение, принятое республиканским референдумом, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Беларусь.

Вопросам проведения референдумов посвящены глава 2 раздела III Конституции и раздел VII Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Между прочим

В Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие граждане, обладающие избирательным правом: проживающие в Беларуси и достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы или под стражей.

Республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

Местные референдумы назначаются местными Советами депутатов по своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее для их значение.

На республиканский референдум не выносятся вопросы:

  • которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
  • связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента и палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
  • об амнистии, помиловании.

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Каждый участник референдума голосует лично.

Существует досрочное голосование. Предварительно избирателям рассылаются приглашения.

График работы участков для голосования референдума-2022

  • Досрочное голосование – 22–26 февраля (вторник–суббота) с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00
  • В день референдума 27 февраля (воскресенье) – с 8:00 до 20:00

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦИК). Сообщение об итогах публикуется в печати в 7-дневный срок.

Решение, принятое республиканским референдумом:

  • подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит немедленному официальному опубликованию. Это произойдет на Национальном правовом Интернет-Портале (Портал) в разделе «Официальное опубликование»;
  • вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Датой принятия решения считается день референдума.

Про референдум в инфографике

 Референдум Референдум

Страницами истории

Первый республиканский референдум в истории Беларуси был проведен 14 мая 1995 года. Вопросов было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

В опубликованном ЦИК официальном сообщении было сказано, что в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4 830 582 человека, или 64,8 %. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3 % граждан. За установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1 %. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3 % граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7 %.

Второй республиканский референдум проходил 24 ноября 1996 года. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля; о внесении изменений и дополнений в Конституцию (превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую); о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 6 181 463 человека – 84,14 %. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18 % граждан, за принятие новой редакции Конституции – 70,45 %, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88 %, а против отмены смертной казни – 80,44 %.

Третий республиканский референдум состоялся 17 октября 2004 года. На решение народа был вынесен один единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.».

Тогда в голосовании приняли участие 6 307 395 граждан, что составило 90,28 % внесенных в списки для голосования. За принятие решения по вынесенному вопросу проголосовали 5 548 477 человек – 79,42 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

27 февраля 2022 года – четвертый по счету республиканский референдум.

Статистика нынешнего референдума

  • Напечатаны более 7 миллионов бюллетеней
  • В списках участников референдума – более 6 миллионов 800 тысяч человек

Правила голосования

Важно корректно заполнить бюллетень. В бланке один вопрос и два варианта ответа. При одобрении нужно поставить любой знак в квадрате под словом «за», а при несогласии – отметку в квадрате под словом «против». Если отметка будет поставлена в двух квадратах или не будет поставлена ни в одном, то такой бюллетень признают недействительным. Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Кабинки для голосования будут без шторок ради эпидемиологической безопасности избирателей. С собой необходимо взять паспорт или ID-карту. Также подойдет военный или студенческий билет, пенсионное, водительское или служебное удостоверение. Кроме того, можно проголосовать на дому и по месту проживания, а не регистрации (на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документа, подтверждающего проживание на территории участка для голосования (договор купли-продажи, найма и др.), при условии, что гражданин еще не проголосовал по месту регистрации, указанном в паспорте.

Что нужно знать, отправляясь на участок для голосования, читайте здесь, подробности ищите на сайте Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Приглашение на референдум

История нашей Конституции

Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года. Она несколько раз совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., а также в соответствии с Законом от 12 октября 2021 г. № 124-З.

В марте 2021 года начался завершающий этап работы над проектом изменений и дополнений Конституции. 27 декабря 2021 г. этот проект был вынесен на Всенародное обсуждение на Национальном правовом Интернет-портале.

Справочно

Текст документа в удобной для восприятия форме на двух государственных языках был размещен на Портале. Свои отклики и предложения по проекту граждане могли направить в Национальный центр правовой информации (НЦПИ).

По результатам такого обсуждения в НЦПИ поступило 8919 предложений.

Подробнее читайте в информационном материале на pravo.by.

Действующую Конституции ищите в разделе «Правовые лабиринты» Детского правового сайта.

Конституция_нов-обложка

Что нового?

  • 1 новая глава
  • 11 новых статей
  • более 80 статей изменено и дополнено
  • 2 статьи исключены

В частности

В преамбуле (вступительная часть) проекта Конституции закрепляются в качестве основных принципов сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций белорусского народа.

В разделе I. Основы конституционного строя:

  • предусмотрена обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств, но не исключает право на защиту своего государства, суверенитета и независимости в случае проявления недружественных действий по отношению к нашей стране. Это закрепляет статус нашего государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики. Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.

В разделе II. Личность. Общество. Государство закреплены:

  • брак – это союз женщины и мужчины;
  • равные возможности для лиц с инвалидностью во всех сферах жизни;
  • государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании;
  • ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии;
  • государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества;
  • граждане имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности. Политические партии и другие общественные объединения создаются и действуют в соответствии с законом;
  • гарантии государственной поддержки семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • граждане заботятся о состоянии собственного здоровья. Им гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств;
  • каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Родители или лица, их заменяющие, помимо заботы о воспитании, здоровье, обучении и развитии детей, будут обязаны готовить детей к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси;
  • в качестве конституционного долга граждан – проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа.

Ещё одними из важных изменений и дополнений Конституции являются перераспределение полномочий между органами власти с введением Всебелорусского народного собрания, усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти.

О нынешнем устройстве власти смотрите здесь.

В разделе III. Избирательная система. Референдум предусмотрено:

в отношении избирательной системы:

  • назначение республиканских референдумов Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей и Совета Республики, а также граждан; 
  • систему избирательных комиссий возглавляет Центральная избирательная комиссия. Председатель и ее члены избираются на 5 лет и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием;
  • введение единого дня голосования для выборов депутатов – последнего воскресенья февраля;
  • право политических партий на выдвижение кандидатов в депутаты;
  • запрет на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами;
  • не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Исключены из перечня лиц, которые не имеют право участвовать в голосовании, лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Согласно дополнениям Конституции в разделе IV. Президент. Всебелорусское народное собрание. Парламент. Правительство. Суд появится новый орган – Всебелорусское народное собрание (ВНС) – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

ВНС является инструментом прямой демократии. Его ценность заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Оно будет проходить ежегодно. Срок полномочий ВНС – 5 лет. Численность – 1200. Его решения являются обязательными к исполнению. ВНС наделено полномочиями:

  • утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития;
  • предлагает изменения и дополнения в Конституцию;
  • инициирует проведение республиканского референдума;
  • рассматривает вопрос о легитимности (законности) выборов;
  • принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • принимает решение по предложению Президента о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
  • формирует Конституционный и Верховный суды, Центральную избирательную комиссию;
  • вводит на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам;
  • награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;
  • может отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Справочно

Корни ВНС в далеком прошлом, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 г., Народного собрания Западной Беларуси 1939 г.

Первое ВНС состоялось в 1996 г. Именно его проведение позволило закрепить основные принципы суверенного белорусского государства. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 гг. Шестое ВНС состоялось в 2021 году.

В разделе также предусмотрены изменения

в отношении Президента:

Президент

  • для занятия должности Президента изменен возрастной ценз с 35 до 40 лет, ценз оседлости с 10 до 20 лет (постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами), ценз гражданства – гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества;
  • одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков;
  • вводит на территории страны чрезвычайное положение в случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков;
  • Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий;
  • изменены полномочия Президента при назначении председателей судов, судей Конституционного суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии. Это теперь будет делать ВНС (смотрите выше);
  • меняется орган, который занимается вопросом смещения с должности Президента в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления. Как уже говорилось выше, этим органом будет являться Всебелорусское народное собрание (сейчас это Палата Представителей и Совет Республики);
  • в случае вакантной должности Президента, невозможности исполнения им своих обязанностей, его гибели в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера его полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики (согласно действующей редакции к Премьер-министру). Это позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях;
  • декреты исключены из перечня актов Президента, а указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам, то есть ниже по юридической силе;

в отношении Парламента:

Парламент

  • увеличивается срок полномочий Парламента с 4 до 5 лет;
  • депутат Палаты представителей не может быть членом Правительства (согласно действующей редакции может). Прежде всего это вытекает из принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную;
  • предусмотрена одна продолжительная сессия работы парламента (палаты собираются на сессию, которая открывается в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года);
  • компетенция палат дополнена ежегодными заслушиваниями информации Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности. При этом Палаты могут собираться совместно;
  • заседание палат теперь будут считаться правомочным при условии, что в них участвует большинство депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты (в настоящий момент 2/3);                  
  • назначение на должности всех ключевых руководителей, в том числе Премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом;
  • членом Совета Республики пожизненно является Президент Республики Беларусь (с его согласия), прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

в отношении Правительства:

Правительство

  • Правительством теперь по согласованию с Президентом будут вносится в Палату представителей проекты законов о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении (согласно действующей редакции их вносит Президент);
  • Правительство ежегодно будет информировать Всебелорусское народное собрание о выполнении программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • Правительство будет вносить Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

в отношении судебной системы:

Конституционный Суд

  • вводится новый институт защиты гарантированных прав граждан – подача напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы;
  • председатель и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием (ранее поровну Президентом и Советом Республики). Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет и могут быть избраны на новый срок. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет – исключен.

Справочно

Полномочия Конституционного Суда приведены в соответствие с уже существующим законодательством. Он принимает решение и дает заключение о:

  • толковании Конституции;
  • конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; вопросов, выносимых на республиканский референдум; проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики (по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания); нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел (по запросам судов до принятия ими решений); законов на нарушение прав и свобод граждан (рассмотрение их жалоб), если исчерпаны другие средства судебной защиты;
  • наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом (по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания) или палатами Парламента Конституции (по предложению Президента), иные.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат;

  • теперь Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом. Председатель и судьи Верховного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием (смотрите выше).

Справочно

Что касается судей судов общей юрисдикции, то их назначение и освобождение от должности (за исключением судей Конституционного Суда) остается в компетенции Президента;

  • дела в судах рассматриваются судьями единолично, а в предусмотренных законом случаях – коллегиально (согласно действующей редакции наоборот).

В разделе V. Местное управление и самоуправление срок полномочий местных депутатов изменен с 4 до 5 лет.

В разделе VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля изменена процедура назначения Генерального прокурора и Председателя Комитета государственного контроля – ранее Президентом с согласия Совета Республики, теперь Президентом с предварительного согласия Совета Республики.

Изменено название раздела VIII Конституции на «Порядок изменения и дополнения Конституции». Кроме того, в раздел включено:

  • положение, согласно которому изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период в том числе военного положения (ранее только в период чрезвычайного положения, а также в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей);
  • решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Считается, что референдум состоялся, если в нем приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования. Согласно действующей редакции решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения коснулись также и раздела IX. Заключительные и переходные положения. Они направлены на приведение законодательства в соответствие с нововведениями, устанавливают сроки вступления изменений в силу, особенности применимости конкретных норм к деятельности отдельных государственных органов. А именно:

  • изменения и дополнения Конституции вступают в силу через 10 дней после его официального опубликования;
  • в течение 2 лет после вступления в силу изменений и дополнений Конституции законы, предусмотренные в Конституции, указы и распоряжения Президента должны быть приведены в соответствие с Конституцией. Декреты Президента, изданные до вступления в силу изменений и дополнений Конституции, применяются до признания их утратившими силу законами;
  • государственные органы (должностные лица) осуществляют свою деятельность в течение срока, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке;
  • изменения и дополнения Конституции, ограничивающие количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента, вступают в силу со дня вступления в должность вновь избранного Президента;   
  • закон, определяющий компетенцию, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания, подлежит принятию в течение года со дня вступления в силу изменений и дополнений Конституции. Лицо, занимающее должность Президента на дату вступления в силу изменений и дополнений Конституции, может одновременно являться Президентом и Председателем ВНС;
  • выборы депутатов Палаты представителей восьмого созыва, депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва будут проведены в единый день голосования в последнее воскресенье февраля 2024 г.;
  • иные сроки.

Где все? 27 февраля – все на референдуме!

Если Вы не знаете, где проголосовать, БРСМ совместно с БГУИР запустили мобильное приложение «Твой участок!». Бесплатное приложение поможет узнать адрес своего участка и контактный номер участковой комиссии по референдуму, ознакомиться с проектом изменений и дополнений в Основной Закон, а также с официальными новостями по теме.

Приложение доступно на платформе iOS. Его также можно скачать по ссылке referendum.bsuir.by. В скором времени приложение появится на платформе Android.

До встречи на референдуме! Мы строим будущее нашей страны вместе!

Итоги референдума смотрите здесь. В частности, в голосовании принял участие 5 359 471 гражданин, или 78,63 %, то есть более половины от внесенных в списки. За принятие изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86 %, или 65,16 % от внесенных в списки для голосования. Против принятия изменений и дополнений Конституции проголосовали 686 165 участников референдума, что составило 12,8 %, или 10,07 % от внесенных в списки для голосования.

Галочка

Опубликовано:
25 февраля 2022
Просмотров:
5974
Источник:
Детский правовой сайт
Категория:
Поделиться в соцсетях: